ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 

Происхождение литургии Преждеосвященных Даров восходит к первым векам христианства. Св. Симеон Солунский говорит: «Преждеосвященная Литургия произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (XI в.), тоже свидетельствует о ее древности: «Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная св. Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49-го правила Лаодикийского Собора. Во всех св. Церквах сохраняется предание, что читаемая по перенесении св. Даров на жертвенник тайная молитва принадлежит св. Афанасию Александрийскому».

В древнейших рукописных памятниках чин этой литургии надписывается именем апостола Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, Василия Великого. Чины этой литургии, существовавшие в Церквах Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской, отредактировал, сократил, внес даже молитвы собственного сочинения св. Василий Великий, и в таком виде она была введена в Константинопольской Церкви, а оттуда распространилась по всему христианскому Востоку и вытеснила прежние чины литургии. Что же касается присвоения авторства этой литургии св. Григорию Двоеслову, то оно относится уже к позднейшим временам (ХVI в.) и возникло на почве глубокого почитания, с каким православный Восток относится к имени этого св. мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей первобытной чистоте на Востоке (в том числе и литургию Преждеосвященных Даров), и тем как бы заслужившего предпочтительное перед прочими отцами Церкви право на всегдашнее сочетание его имени с этой литургией.

alt

Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии. Первая часть литургии Преждеосвященных Даров состоит из великопостной вечерни, совершаемой с некоторыми особенностями. Вначале читается 103-й псалом. После этого псалма, диакон (или вместо него сам священник) приглашает верующих к совместной молитве, произнося Великую или Мирную ектению: "Миром Господу помолимся...". Затем читается 18-я кафизма. В то время, когда на клиросе читаются эти псалмы, священник в алтаре приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Агнец (Тело Христово, напоенное Честной Его Кровью). Потом вливается в чашу неосвященное вино с водой, и священные сосуды покрываются покровцом, как это делается перед обычной литургией. По окончании этих приготовлений и чтения 18-й кафизмы, вечерняя служба продолжается пением отрывков из обычных вечерних псалмов, начинающихся словами "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...". Далее вставляются те церковные песнопения - стихиры на "Господи, воззвах", - которые на данный день указаны в богослужебных книгах. При окончании этих песнопений, священнослужители совершают обычный вечерний вход - шествие в алтарь через царские врата, которое завершается молитвой "Свете Тихий".

Вслед за вечерним входом предлагаются два чтения - "паримии" - из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых. Во время чтения первой паримии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость! Прости!». Этот возглас напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка «прости» значит «правильно, прямо»), то есть быть внимательными, сосредоточены в мыслях, тем самым, призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Этот возглас напоминает верующим, что ветхозаветные праведники, о которых говорится в читаемых паримиях, были просвещаемы светом Божественной истины и приготовляемы ветхозаветными пророчествами и прообразами к пришествию на землю Господа Иисуса Христа. По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звон колокольчика. После произнесения вышеуказанных слов священником, звон колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен. После второго ветхозаветного чтения посреди храма начинается торжественно-умилительное пение: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею - жертва вечерняя". (140-й псалом). Во время пения в алтаре совершается каждение, а все собравшиеся стоят на коленах. По окончании священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» И вот начинается сама литургия Преждеосвященных Даров. Диакон возглашает сугубую ектению. Во время произнесения её священник молится о том, чтобы Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ, то есть на всех собравшихся в храме, ожидающих от него неистощимой милости, Свои богатые щедроты. Так как св. Дары уже освящены за последней литургией и частицы вынуты, то поименного поминовения за живых и умерших на литургии Преждеосвященных Даров не бывает и записки не подаются.

Затем следует ектения об оглашенных. В половине поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о "просвещаемых", т. е. "уже готовых к просвещению". Этим подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению (в древности оглашенные принимали святое крещение в Великую Субботу или на Пасху). После ектении об оглашенных Литургия верных начинается с чтения двух молитв. В первой испрашивается очищение души, тела и чувств, а вторая готовит молящихся к перенесению Преждеосвященных Даров. Затем наступает торжественный момент перенесения святых Даров на престол. Внешне этот Вход похож на Великий Вход за Литургией, но по существу и духовному значению он совершенно иной. В полном Евхаристическом богослужении Великий Вход - это перенесение (приношение) еще не освященных Даров: Церковь приносит себя, свою жизнь, жизнь своих членов и все творение в жертву Богу, включая эту жертву в единую и совершенную жертву Христа. Перенесение Святых Даров символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, - приближение той помощи, утешения, радости, которых все ожидали. Вместо Херувимской песни певцы поют: «Hыне силы небесныя с нами невидимо служат...» Вот русский перевод этой молитвы: "Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя". Диакон входит северной дверью в алтарь, отворяет Царские Врата и, взяв благословение, совершает каждение. Затем вместе со священником произносит слова песни «Hыне силы небесные...»

Во время перенесения Святых Даров, все благоговейно опускаются на колени. Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихим голосом произносит: «С верою и любовию приступим», ставит Святые Дары на престол, покрывает их. После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами.

Далее царские врата закрываются и закрывается одна половина завесы (другая половина закрывается перед причащением священнослужителей). Полузакрытие завесы указывает на особенность Преждеосвященной литургии, как литургии неполной. Диакон возглашает просительную ектению, а священник в это время молится, чтобы Господь избавил верный народ Свой от всякой нечистоты, освятил души и тела. Поется молитва Господня «Отче наш», завершающая приготовление к Причастию. Затем следует возглас диакона - «Вонмем», то есть будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, громко произносит: «Преждеосвященная Святая - Святым!», это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, то есть всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Закрывается вторая половина завесы и наступает момент причащения священнослужителей. В это время хор поет причастный стих - "Вкусите и видите, яко благ Господь!" После этого Святые Дары приготавливаются для причащения мирян и погружаются в чашу. При причащении мирян хор поет особый причастный стих: «Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите - и увидите, как благ Господь». Богослужение заканчивается, и священник возглашает: "С миром изыдем!" Произносится заамвонная молитва. "Заамвонными" называются заключительные молитвы обычной литургии и литургии Преждеосвященных Даров оттого, что священник произносит эти молитвы стоя близ того места, где когда-то возвышался среди храма древний амвон - особенная каменная кафедра, откуда читалось Евангелие. После нее священник произносит отпуст с упоминанием празднуемых сегодня святых. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров - одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Но, вместе с тем, она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Св. Христовых Таин. В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни - причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Ибо Христос есть, по словам ап. Павла - "жизнь наша" (Кол. 3: 4).


 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
Распечатать  Комментарии(0) Просмотров: 1479
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Декабрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 



pravoslavie.ru
К началу Выборного Собора Сербской Православной Церкви
22 января 2010 года в Белграде начал работу Выборный Собор, на котором должно состояться избрание нового Предстоятеля Сербской Православной Церкви. В связи с этим будет не лишним еще раз обозначить ...

Исчезающий народ
Центральное, стратегическое положение сербских земель на Балканском полуострове многократно на протяжении всей их истории определяло – и в наши дни все еще определяет – нелегкую судьбу народа, чей ...

Некоторые статистические данные по алкогольной проблеме в Российской Федерации
По данным ВОЗ, из 100 юношей-выпускников школ 2009 года в Англии доживут до пенсии 90 человек, а в России лишь 40. Основная причина, по мнению экспертов ВОЗ, – алкоголь.Смертность в России почти в ...

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...