ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 

Не возносись высоко, чтобы не пасть глубоко. 

Свят. Григорий Богослов

Сегодня многие слышат о пагубности греха, но почти ничего о нем не знают. Современная массовая культура так часто использует понятия «грех» и «страсть», что эти слова постепенно лишаются своего истинного содержания. Люди забывают о том, что грех является началом духовной смерти каждого человека с которым нужно постоянно вести борьбу.

Каждому из нас дано предостережение об одном страшном враге нравственного развития и всей духовной жизни человека; этот враг - самомнение (гордость). Св. Иоанн Богослов, перечисляет в своем послании три главных вида греха, произрастающих из одного корня - самости, или эгоизма: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2; 16). И всеми тремя видами этих грехов искушает нас диавол; ведь и Еву он тем же искушал: "И сказал змей жене: нетъ, не умрете, но знаетъ Богъ, что въ день, въ который вы вкусите ихъ, откроются глаза ваши, и вы будете, какъ боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (похоть плоти), и что оно приятно для глазъ (похоть очей), и вожделенно, потому что даетъ знание (вот гордость житейская)" (Быт. 3, 4-6). Почему же, в Священном Писании говорится, что «начало греха - гордость» (Сир. 10:15 )?

alt

Прежде устроения мира Бог создал ангелов, одарив их умом, свободной волей, бестелесной природой. По благодати получили они и бессмертие. Обладая свободной волей, ангелы добровольно имели право оставаться и преуспевать в добре и любви к Богу или изменяться в худшую сторону. В Священном Писании говорится, что Денница (высший ангел) захотел быть равным Творцу - сделаться Богом, воспротивился Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле, как в кромешной, лишенной света тьме, т. к. благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма духовная. Поэтому, нравственное состояние злых духов самое мрачное, а деятельность их по отношению к человеку самая пагубная. Она направлена к тому, чтобы совращать человека с пути добродетели и развращать, чтобы человек вместе с ними терзался в вечной муке и неугасимом огне.

Господь наш Иисус Христос на протяжении всей Своей земной жизни постоянно преподавал народу Свое спасительное учение. Божественное слово Спасителя вещало о Царствии Божием и в то же время было направлено против человеческих пороков и страстей. Господь как Законодатель и Учитель показал всем Своим слушателям, что Он пришел исполнить закон, а не нарушить. Вся жизнь Иисуса Христа была сплошным подвигом, исполненным глубочайшего смирения. И поэтому Он стремился довести до сознания Своих последователей, насколько гордость вредна и противна пред лицом Божьим, «ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3, 34).

Среди нас нет никого, кто не знал бы ее на собственном опыте. А потому и нет больших разногласий о том, что это такое. Едва ли ее можно определить иначе, чем внутреннее превозношение, желание и стремление человека выделить себя перед другими, услаждение только собою и даже противление Богу. Все то доброе, что имеет гордец, он приписывает самому себе, своим собственным заслугам. Гордый человек тем самым грешит и против своих ближних. Он презирает их и осуждает, ибо говорит, подобно евангельскому фарисею, о своей святости: «Несмь, якоже прочии человецы» (Лк.18,11). Это высокомерие и осуждение ближних противно Творцу, Который сотворил «от единыя крове весь язык человечь». (Деян. 17, 26). Гордость есть мать всех пороков.

Противоположностью гордыни является смирение. Смирение - единственная добродетель, которой дьявол не может подражать. В творениях св. Ефрема Сирина, говорится: «Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и конец добраго - смиренномудрие, так начало и конец худаго - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы» (Лк. 17; 10) А у святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждение о гордости: «Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедностит, что и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается».

В Священном Писании смирение и гордость повсюду представлены как две противоположности. Например: «Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали» (Пс. 137, 6). У пророка Софонии: «В тот день... Я удалю из среды Твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься... Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф. 3, 11 - 12). Или в апостольских посланиях: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2, 3). И между прочим, в первой «заповеди блаженства»,- «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3), - под нищетой духа все толкователи понимают именно смирение. Излишне и говорить, что духовная жизнь не приносит добрых плодов, когда она не направлена к стяжанию смирения. Смирение - одно из оснований христианской духовной жизни. Без него мы неспособны ожить духом и принять в себя Царство Божие.

Будем помнить, кто высоко стоит, тот низко и глубоко падает. Это общий закон, наблюдаемый и в человеческом нравственном мире, - и закон вполне понятный. Чем богаче натура человека, тем, конечно, сильнее, глубже и шире все ее проявления, как в дурном, так и в хорошем. Кто глубоко чувствует и желает, тот глубоко и падает при дурном направлении воли; кто глубоко мыслит, тот глубоко и ошибается. Вообще, гордиться может действительно только тот, кто мало знает себя. Ведь нужно помнить, что все что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме того, нельзя забывать, что мы на земле временно и все наши достижения здесь - знания, слава, богатство - у Господа Бога не имеют никакой цены. Иисус Христос Своим Божественным учением и собственной жизнью показал нам высочайший образец смирения. Ибо Он говорил Своими Богодухновенными устами, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).

 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Декабрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 



pravoslavie.ru
Адаптация сирот: кто во что горазд
Можно смело говорить, что сегодня в России нет государственной и иной системы адаптации детей-сирот или она такая, что ее можно так же смело охарактеризовать как отсебятину. Но ребенок-сирота не ...

Факты геноцида сербов в Косово и Метохии


Индустрия спасения от тоски
Мы не будем бояться тоски и рожденных ею вопросов. Мы благословим тоску и с нею обнимемся. Пусть она сдавит нам грудь, потому что она сильнее. Пусть она заставит нас помолиться. В армии некогда ...

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...