16 февраля состоялась лекция кандидата богословия, преподавателя ОДС протоиерея Анатолия Римко "У истоков веры"
"Созерцая бесконечные глубины неба, человек начинал понимать, что его истинное Отечество - не здесь..."
Эти слова профессора Глаголева можно, пожалуй, поставить эпиграфом ко второй лекция отца Анатолия Римко в рамках нашего православного лектория. Она была посвящена вопросам возникновения веры в Высшее Начало у различных народов мира. Безрелигиозных народов нет - это доказывают многие годы исследований, проводимых в самых отдаленных, глухих уголках нашей планеты. Такой многогранный, сложный и прекрасный мир не мог устроиться сам собой, и миром и стихиями должен править Кто-то, - это убеждение есть и у народов, стоящих на начальном этапе цивилизации. Но как формируются у них религиозные воззрения, что представляет собою их нравственность, что несло и несет этим народам вторжение европейской культуры в их жизнь, - и какова роль христианства в формировании их мировоззрения?
Во время лекции были упомянуты имена великих людей, посвятивших годы своей жизни исследованию и просвещению диких племен на разных континентах. Среди них отец Анатолий назвал выдающегося русского исследователя, путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая, антрополога и этнографа, отдавшего долгие годы коренным жителям островов Папуа - Новой Гвинеи. Также остановился он на биографии немецкого врача и профессора богословия Альберта Швейцера, оставившего блестящую научную карьеру в Европе ради жизни среди диких африканских племен, просвещения туземцев и оказания им безвозмездной медицинской помощи. Это Швейцер пишет в одной из своих книг о том, что аборигены, коренные жители тропиков спрашивали у него - у европейца: почему европейцы, называющие себя христианами, убивают друг друга, если Богом предписано: "Не убий"? Он же говорит о том, что у африканских дикарей (по крайней мере в тех районах, где он побывал) нет необеспеченных вдов и брошенных сирот, что африканцы добродушнее и восприимчивее, чем европейцы, что их стихийная, естественная религиозность и врожденная нравственность могут послужить примером для нашего - "цивилизованного" - мира.
Мысль эту развивает и наш выдающийся прозаик Николай Семенович Лесков в рассказе "На краю света", который отец Анатолий рекомендовал слушателям непременно прочесть. Рассказ этот повествует о молодом священнике, отправившемся для миссионерских трудов на Крайний Север, о проблемах, с которыми он там столкнулся, и о том, как некрещеный туземец оказался - в данном случае - в моральном и религиозном отношении выше крещеного, потому что крещение носило формальный характер, но не разбудило его душу. "Тот Хозяин, который сверху смотрит... Он не любит, кто худо сделал," - говорит человек из первобытного племени, не бросивший своего "бачку" (так он произносил слово "батюшка") и спасший ему жизнь в суровую метель.
Рассказ отца Анатолия, как и в прошлый раз, вызвал дискуссию. Говорили о переводе Священного Писания на разные языки, о том, насколько необходимо это и как это делать, чтобы верно передать дух главных для христианина книг. О о том, какие нравственные ценности сейчас доминируют в Европе и Америке - и в нашей стране, так стремящейся в Европу. О том, что сейчас в Украине беспризорников больше, чем было после Великой Отечественной войны. О демократии как "языческой религии" (как назвал ее отец Анатолий). О научно-техническом прогрессе и падении морально-нравственной составляющей мировоззрения людей в наше время. О том, какую литературу сейчас читают наши дети, и что проходит мимо их внимания.
Как всегда, слушатели не хотели отпускать лектора, но время подошло к концу, и теперь мы снова будем просить отца Анатолия вернуться в нашу аудиторию - с новой темой.
Вопрос о времени и теме следующей лекции сейчас решается. Все новости будут объявлены в "Хронографе".