Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир. Несколько раз в году Святая Церковь совершает память великого угодника Божия святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших угодников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» (Мф. 11, 11). Примечательно то, что в церковном календаре празднуется только день Рождества Господа Иисуса Христа и Иоанна Предтечи. Такой чести не удостоился ни один святой (кроме Рождества Пресвятой Богородицы).
Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елисаветы (из рода царя Давида). По материнской линии он приходился родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа.
Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь послал ей великую милость - отнял у Нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются» (Лк. 1:13-14).
В восьмой день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца - Захарией. Но мать младенца не соглашалась и настаивала, чтобы ее сына нарекли Иоанном (тем именем, которым повелел наречь его ангел). От своего мужа она не могла слышать об этом, - ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея, как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела. Тогда священники и родственники стали вопрошать отца, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему» (Лк. 1:63). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога.
По милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. По преданию, святая Елисавета, узнав об избиении Иродом младенцев, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в пустынную гористую местность. Скрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить их. И когда с высоты гор она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале: "Гора Божия! Приими матерь с чадом!" Гора тотчас расступилась, приняла Елисавету с Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя Иоанна, возвратились к пославшему их царю с пустыми руками.
Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему: "Отдай мне сына твоего". Святой Захария ответил: "Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю". Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя и с яростью говорили священнику Божию: "Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего". Захария на это мужественно ответил: "Вы убьете тело мое. Господь же примет мою душу". И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (Мф. 23:35). Между тем Елисавета вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, когда наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.
Как проходили детские годы святого Иоанна Крестителя - нам неизвестно, так как в Священном Писании на это нет указаний. «Не спрашивай меня, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте». И отвечает: « Иоанн в пустыне обитал, как на небе». Укрепляемое Божественной помощью, дитя возрастало и укреплялось духом, готовясь к величайшему служению - уготовить народ к принятию Мессии - Спасителя мира.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к нему Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов - это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное», - взывал он к народу. И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и желающий креститься.
Когда Спасителю исполнилось тридцать лет, Он пришел к Иоанну на Иордан и просил крестить Его. Иоанн был смущен таким смирением Того, в Ком сразу узнал ожидаемого Мессию, и благоговейно сказал: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф. 3; 14). И на это выражение смущения и благоговения со стороны великого пророка последовал ответ Иисуса: "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3;15). После этого Иоанн крестил Его, и когда Иисус вышел из воды, отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и спускался на Него. "И был глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Лк., 3, 22). Получив откровение об Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение.
И сейчас, святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, являясь проповедником покаяния, зовет нас не забывать о том, что временная наша жизнь является лишь подготовкой к жизни вечной, и за каждое праздное слово, сказанное нами, придется дать ответ на суде Господнем.