Главная > Информ-листок > «День смеха» - Первое апреля. День памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии.
«День смеха» - Первое апреля. День памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии.31 марта 2012. Разместил: Дарья |
Первого апреля, как обычно, в Одессе будет происходить традиционная «Юморина» - «день смеха», «день юмора», «день розыгрышей и веселья». На практике это выглядит следующим образом: наш город наполняется самым разнузданным и исполненным непотребств весельем, массовыми гуляниями, сопровождаемыми шумными концертами, обильным употреблением спиртного и бесчинствами, устраиваются различные зрелища и аттракционы. По центральным улицам города гуляют толпы, как правило, приезжих подростков и молодежи чуть старше, с разрисованными лицами в карнавальной одежде, часто в не трезвом виде. К вечеру их становится всё больше. О степени грязи на улицах и во дворах в центре Одессы вследствие этого «праздника» говорить не приходится. Несчастные жители закрывают двери и ворота на замки. Более состоятельная публика первого апреля отправляется в какой-либо концертный зал, где дают представление заезжие клоуны и клоунессы. И всё это происходит в дни Великого поста. Стоит отметить, что в церковном предании подчеркивается именно духовное значение поста, который нельзя ассоциировать с обыкновенной диетой. Богослов и святитель Николай Сербский писал: «Есть постящиеся из тщеславия, чтобы показаться людям. Такой пост Бог не принимает. Есть и такие, кто постится по болезни, следуя настоятельному совету врачей. И такой пост не для души, а для плоти. И есть, наконец, люди, постящиеся ради спасения и Царства Божия. Такой пост имеет большую ценность, только пусть никто не превозносится своим воздержанием». Православные христианине в дни поста молятся, чаще ходят на богослужения, много размышляют о покаянии и спасении души, стараются быть добрее. В дни Великого поста стоит ограничить себя в еде, развлечениях, супружеских отношениях и сконцентрироваться на духовной работе над собой. Великий пост считается самым продолжительным и строгим из всех православных постов.
Трагично то, что многие молодые люди, которые примут участие в праздновании 1 апреля, крещены в Православной вере. Печально, что по недопониманию они наносят столь большой вред своей душе, ведь придет время и спросится с них за это, как с православных! Первого апреля Православная Церковь также отмечает день памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии, пострадавших во второй половине III века в период массовых гонений на христиан. История их жизни удивительна и поучительна. Обратимся к их житию.
Хрисанф родился в знатной греческой семье в Александрии. В отроческие годы он был привезён в Рим своим отцом Полемием, который надеялся дать сыну возможность для лучшего образования. В Риме Полемия встретили приветливо и «почтили сенаторским местом». Юный Хрисанф прилежно изучал философию, но не находил в ней ответа на многие вопросы. Когда же он прочёл книги Евангельские и послания святых апостолов, то понял, что обрёл желанное – смысл жизни и веру в Бога. Хрисанф нашёл христианского наставника - пресвитера Карпофора, знатока Священного Писания, жившего в уединении в горах. Карпофор наставлял юношу в истинах веры Христовой, а через несколько месяцев крестил его. Святой Хрисанф настолько утвердился в вере, что вскоре сам стал проповедовать Евангелие. Именитые граждане Рима были обеспокоены этим и явились к Полемию с жалобой. Полемий заключил сына в тёмный и сырой подвал, повелев приносить ему скудную еду раз в день. Святой Хрисанф спокойно принял наказание, увидев в этом для себя новую и благодетельную школу: обучение прощению и лишениям жизни христианской. Родственники объяснили Полемию, что христиане с радостью принимают тяготы и муки, перенесённые ради Христа, что от христианства гораздо лучше отвращают всевозможные удобства и удовольствия. Полемий отделал для святого Хрисанфа новые комнаты в доме и отправил к нему самых красивых девиц. Туда же присылались лучшие вина и кушанья. Святой Хрисанф отверг все эти соблазны, как подобает христианину. Он не касался ни яств, ни напитков, отстранялся от прикосновений девиц, даже спать лёг не в своей постели, а на полу. Но главным его щитом была непрестанная молитва к Господу, ибо только силой Божией укрощается плоть и соблюдается чистота.
С огорчением узнал об этом Полемий, но его успокоили, дав совет обручить Хрисанфа с девушкой образованной и разумной. Полемию указали на Дарию, жрицу при храме Минервы, девушку весьма красивую и разумную, обученную философии и риторике. Дария согласилась. Её с честью привели в дом Полемия, осыпали богатыми подарками и ввели в спальню святого Хрисанфа. Дария рассказала Хрисанфу об огорчении его отца и о том, что она согласилась стать его женой. Святой Хрисанф выслушал её речь внимательно и предложил ей снискать вечную любовь Царя Небесного взамен временной и земной любви молодого человека и так украсить сердце добродетелями, как теперь она украшена драгоценностями. Между ними завязался спор о вере и языческом суеверии. Беседа завершилась добровольным согласием Дарии стать христианкой, а со святым Хрисанфом жить в девстве. Полемию они ничего не открыли. Он же, обрадованный, утвердил сына наследником всего имения, а спустя недолгое время по воле Божией скончался. Так для святых Хрисанфа и Дарии началась новая, деятельная жизнь во Христе. Дария в совершенстве изучила книги христианские, усовершенствовалась в личном подвиге благочестия и приняла Святое Крещение. Святые Хрисанф и Дария неустанно проповедовали Христа в своём кругу. Обращённых они призывали к безбрачной жизни, чтобы те могли всецело посвятить себя Богу. Дом их уподобился монастырю, на мужской и женской половинах которого были настоятелями святые Хрисанф и Дария.
Прошло некоторое время. К градоначальнику Келерину стали поступать жалобы на святых Хрисанфа и Дарию о том, что они проповедуют безбрачие. Келерин велел пытать их до тех пор, пока они не принесут жертвы языческим богам, отрекшись от Христа. Мучительные пытки не смогли поколебать мужества исповедников Христовых, которым помогал Бог.Чудеса, ими совершённые, вначале пытались приписать колдовству. Клавдий велел прекратить истязания и сам объявил, что здесь действует сила не человеческая, но Божия. И уверовал сам Клавдий, жена и весь их дом. И воины, мучившие Хрисанфа, просили крещения и также приняли христианство вместе со всеми своими домашними.
Об этом немедленно донесли императору. По приказу соправителя Нумериана трибун Клавдий был утоплен, а сыновья его обезглавлены. Были схвачены и святые Хрисанф и Дария. Хрисанфа бросили в клоаку, куда сходили все городские нечистоты, а святую Дарию отвели в публичный дом. Но Бог помогал им. Святого Хрисанфа окружил Небесный свет и благоухание. Святую Дарию охранял сбежавший из зверинца лев. Он сваливал на землю тех, кто пытался осквернить святую Дарию, но оставлял их живыми и позволял уйти. Святые Хрисанф и Дария вновь были истязуемы, но пытка не дала результатов. Тогда их вывели из города и невдалеке от Рима сбросили в глубокий ров. Заживо засыпанные землёй святые Хрисанф и Дария приняли мученический венец ( в 283 г.). Будем уповать, дорогие братья и сестры, на молитвенную помощь святых мучеников, чистых супругов Хрисанфа и Дарии. Как обратили они своих гонителей, мучителей и осквернителей в истинную веру, так да очистят они наш город от ежегодного блудилища. И пусть среди смрада грехов наших душ воссияет Небесный Свет благодати Божией. «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25). Вернуться назад |