Первого апреля, как обычно, в Одессе будет происходить традиционная «Юморина» - «день смеха», «день юмора», «день розыгрышей и веселья». На практике это выглядит следующим образом: наш город наполняется самым разнузданным и исполненным непотребств весельем, массовыми гуляниями, сопровождаемыми шумными концертами, обильным употреблением спиртного и бесчинствами, устраиваются различные зрелища и аттракционы. По центральным улицам города гуляют толпы, как правило, приезжих подростков и молодежи чуть старше, с разрисованными лицами в карнавальной одежде, часто в не трезвом виде. К вечеру их становится всё больше. О степени грязи на улицах и во дворах в центре Одессы вследствие этого «праздника» говорить не приходится. Несчастные жители закрывают двери и ворота на замки. Более состоятельная публика первого апреля отправляется в какой-либо концертный зал, где дают представление заезжие клоуны и клоунессы. И всё это происходит в дни Великого поста.
Стоит отметить, что в церковном предании подчеркивается именно духовное значение поста, который нельзя ассоциировать с обыкновенной диетой. Богослов и святитель Николай Сербский писал: «Есть постящиеся из тщеславия, чтобы показаться людям. Такой пост Бог не принимает. Есть и такие, кто постится по болезни, следуя настоятельному совету врачей. И такой пост не для души, а для плоти. И есть, наконец, люди, постящиеся ради спасения и Царства Божия. Такой пост имеет большую ценность, только пусть никто не превозносится своим воздержанием». Православные христианине в дни поста молятся, чаще ходят на богослужения, много размышляют о покаянии и спасении души, стараются быть добрее. В дни Великого поста стоит ограничить себя в еде, развлечениях, супружеских отношениях и сконцентрироваться на духовной работе над собой. Великий пост считается самым продолжительным и строгим из всех православных постов.
Увеселительное мероприятие - светская традиция, которая впервые проводилась в нашем городе несколько десятков лет тому назад, сравнивается по значимости и ставится в один ряд с традициями и канонами Православной веры, которым более 2-ух тысячелетий.
Православные одесситы неоднократно выступали с предложением – перенести «юморину» на день города, отмечаемый 2 сентября, но наш голос не был услышан. Это празднество оскорбляет религиозные чувства православных, которые именно в этот период особо воздерживаются от всякого рода развлечений. Но первое апреля – «день дурака» — имеет совсем другую историю.
Предание повествует о том, что день, в который воскрес Иисус Христос, был именно 1 апреля. Вот, как об этом пишет святой апостол и евангелист Матфей: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня»(Мф. 28, 1-15).
Весть о Воскресении распространилась с поразительной быстротой, и даже охранявшие Гроб Иисуса Христа воины (несмотря на то, что были подкуплены с приказанием молчать) свидетельствовали о чуде. Иудеи и фарисеи не могли допустить, чтобы Тот, Кого они недавно отвергали и проклинали, был признан действительно Спасителем мира. Поэтому был распущен слух, что никакого Воскресения не было, что это всего-навсего шутка, недоразумение. Ведь известно: чего не могут искоренить гонения, угрозы и поругания, то можно попытаться высмеять и тем унизить и уничтожить. Таким образом, фарисеи сделали попытку стереть из памяти народа истинный смысл тех событий. Вот, что означает на самом деле «день дурака».
Впоследствии же дата 1 апреля постепенно превратилась в день розыгрышей, шуток, «невинных» обманов. В Одессе же это уже давно не «День юмора», а день праздно- и пьяно шатающихся.
Как удивительно схоже древнее предание с нашей сегодняшней жизнью. Снова будет борьба между безудержным весельем и духовным очищением. Первого апреля одни будут идти из храмов, другие им на встречу - с дьявольскими рожками на голове. Наш город - многонациональный и многоконфессиональный. И даже если весь город собирается веселиться на «Юморине», следует задуматься: идти ли вместе с толпой на Дерибасовскую или Куликово поле? Не уподобимся ли мы людям, смеющимся во время погребения любившего их человека? Не вовлечемся ли в надругательство над памятью преподобной Марии, показавшей в своей жизни бездну греха, пример покаяния и высоту благочестия?
Очевидно, что православным христианам не стоит ходить на предлагаемые зрелища, предаваться неумеренному веселью, а порой и разгулу, царящему на них, тем более во время Великого поста.
Трагично то, что многие молодые люди, которые примут участие в праздновании 1 апреля, крещены в Православной вере. Печально, что по недопониманию они наносят столь большой вред своей душе, ведь придет время и спросится с них за это, как с православных!
Первого апреля Православная Церковь также отмечает день памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии, пострадавших во второй половине III века в период массовых гонений на христиан. История их жизни удивительна и поучительна. Обратимся к их житию.
С огорчением узнал об этом Полемий, но его успокоили, дав совет обручить Хрисанфа с девушкой образованной и разумной. Полемию указали на Дарию, жрицу при храме Минервы, девушку весьма красивую и разумную, обученную философии и риторике. Дария согласилась. Её с честью привели в дом Полемия, осыпали богатыми подарками и ввели в спальню святого Хрисанфа. Дария рассказала Хрисанфу об огорчении его отца и о том, что она согласилась стать его женой. Святой Хрисанф выслушал её речь внимательно и предложил ей снискать вечную любовь Царя Небесного взамен временной и земной любви молодого человека и так украсить сердце добродетелями, как теперь она украшена драгоценностями. Между ними завязался спор о вере и языческом суеверии. Беседа завершилась добровольным согласием Дарии стать христианкой, а со святым Хрисанфом жить в девстве. Полемию они ничего не открыли. Он же, обрадованный, утвердил сына наследником всего имения, а спустя недолгое время по воле Божией скончался.
Так для святых Хрисанфа и Дарии началась новая, деятельная жизнь во Христе. Дария в совершенстве изучила книги христианские, усовершенствовалась в личном подвиге благочестия и приняла Святое Крещение. Святые Хрисанф и Дария неустанно проповедовали Христа в своём кругу. Обращённых они призывали к безбрачной жизни, чтобы те могли всецело посвятить себя Богу. Дом их уподобился монастырю, на мужской и женской половинах которого были настоятелями святые Хрисанф и Дария.
Об этом немедленно донесли императору. По приказу соправителя Нумериана трибун Клавдий был утоплен, а сыновья его обезглавлены. Были схвачены и святые Хрисанф и Дария. Хрисанфа бросили в клоаку, куда сходили все городские нечистоты, а святую Дарию отвели в публичный дом. Но Бог помогал им. Святого Хрисанфа окружил Небесный свет и благоухание. Святую Дарию охранял сбежавший из зверинца лев. Он сваливал на землю тех, кто пытался осквернить святую Дарию, но оставлял их живыми и позволял уйти.
Святые Хрисанф и Дария вновь были истязуемы, но пытка не дала результатов. Тогда их вывели из города и невдалеке от Рима сбросили в глубокий ров. Заживо засыпанные землёй святые Хрисанф и Дария приняли мученический венец ( в 283 г.).
Будем уповать, дорогие братья и сестры, на молитвенную помощь святых мучеников, чистых супругов Хрисанфа и Дарии. Как обратили они своих гонителей, мучителей и осквернителей в истинную веру, так да очистят они наш город от ежегодного блудилища. И пусть среди смрада грехов наших душ воссияет Небесный Свет благодати Божией.
«Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25).
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов