Святые новомученики и исповедники земли нашей, молите Бога о нас
Каждый день в своих богослужениях Православная Церковь чтит память тех или иных святых угодивших Богу. За более чем 2000-летнюю историю Христианской церкви таких примеров искренней веры и преданности Господу, даже перед лицом самой смерти, можно увидеть множество. Тех, кто пострадал за Христа и не отрекся от веры, называют мучениками. Прежде всего, это мученики первых веков нашей эры, когда в Римской империи происходили жестокие гонения на христиан.
Но есть в церковном календаре также особый день, когда мы вспоминаем мучеников новейшей нашей истории. Тех, кто пострадал в годы гонений на веру Христову после Октябрьской революции 1917 года.
Историки до сих пор спорят о причинах русской революции и отступлении народа от Веры. Казалось бы, ничего не предвещало беды. Православие, как государственная религия Царской России, была защищена более чем тысячью статьями законов. В те годы действовало множество храмов и монастырей, в школах изучался Закон Божий, а каждому православному подданному империи вменялось в обязанность ежегодно исповедоваться и причащаться. Человек, не исполнявший этого предписания, считался не благонадежным для правительства. Переход в другую конфессию не только не приветствовался, но был даже наказуем государством. Конечно, возможно именно поэтому, многие считавшие себя православными, исполняли лишь внешнюю, обрядовую форму церковной жизни, в душе оставаясь безбожниками или симпатизирующими другим религиям.
Однако в 1905 году с изданием императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» ситуация изменилась кардинально. Указ фактически признавал возможность отступления от Православия в другое христианское исповедание или вероучение и отменял преследование государством за вероотступничество. После его публикации, те, кто удерживался в лоне Церкви лишь внешними ограничениями, отошли от нее.
Проблема усугублялась также и тем, что еще с Петровских времен представители русской интеллигенции заразились пагубным влиянием западного либерализма и вольнодумства, постепенно отходили от веры своих предков.
В школах и гимназиях Закон Божий преподавался сухо, схоластически, не вызывая у детей интереса к вере. В духовных семинариях назревали революционные брожения среди семинаристов. Часто вчерашние семинаристы становились в ряды сторонников революции. Среди них был и всем известный Иосиф Джугашвили (Сталин).
Поэтому возникшая революция, а вслед за ней и воинствующий атеизм - закрытие и уничтожение храмов, монастырей, физическое истребление духовенства и монашества - не воспринимались современниками тех событий как «гром среди ясного неба».
По некоторым данным в 1914 году в Российской империи насчитывалось около 54174 православных храма и 1025 монастырей. Но уже в 1935 году, как пишет церковный историк игумен Дамаскин (Орловский), церквей осталось лишь 25 тысяч. К концу 1938 года сохранилось лишь 1227 храмов и ни одного монастыря. Только в 1937 году было арестовано около 136900 православных священнослужителя, из них 85300 были расстреляны…
Но, несмотря на открытый террор в отношении Православной Церкви, согласно переписи населения 1937 года православными себя считала треть городского и две трети сельского населения страны.
В те страшные годы гонений на Веру Христову первой жертвой красного террора стал митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Всеми оставленный с попустительства братии монастыря, 25 января 1918 года он был выведен за стены Киево-Печерской Лавры и расстрелян большевиками. Сейчас на месте тех страшных событий стоит поклонный крест.
Весть об этом кощунстве достигла Москвы, где в то время, несмотря на революционную смуту, как раз проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви.
На Соборе решался вопрос о восстановлении патриаршества, упраздненного еще Петром Ι и избрании Патриарха. С глубокой скорбью узнав о трагедии в Киеве, участники Собора постановили совершать день поминовения всех убиенных за Веру Христову в день мученической кончины митрополита Владимира. То есть - 25 января, при совпадении этого числа с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье после этой даты.
По окончании гражданской войны, последовавшие за ней разруха и голод стали очередным поводом для изъятия церковных ценностей и новым этапом гонений на Церковь.
Под видом помощи голодающим Поволжья из храмов изымались богослужебные сосуды и предметы, что вызывало возмущение и противодействие со стороны верующих и духовенства. Избранный в это смутное время Патриарх Тихон называл такие действия советских властей святотатством. Ведь употребление таких предметов не для богослужебных целей запрещается канонами Вселенской Церкви. Но в то же время Патриарх допускал добровольные пожертвования не освященных и не используемых при богослужениях драгоценных предметов.
За противодействие изъятию церковных ценностей имевших богослужебное предназначение 13 августа 1923 года были расстреляны митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров. Иван Ковшаров был одесситом, выпускником Юридического факультета Новороссийского университета, он служил адвокатом и присяжным поверенным, был юрисконсультом Александро – Невской Лавры в Петрограде.
Тесно связано с Одессой также имя еще одного новомученика - священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Херсонского. Ученый монах, профессор Киевской духовной академии, он занимал должности инспектора Московской духовной академии и ректора Казанской духовной академии. Он ревностно проходил свое святительское служение во многих епархиях, а после революции многократно подвергался преследованиям и арестам. Последним местом его служения был одесский Свято – Димитриевский храм на втором христианском кладбище. В ночь с 27 на 28 июля 1936 года митрополит Анатолий был арестован и после вынесения приговора - отправлен пешим порядком в республику Коми. После тяжелых каторжных работ и пыток 23 января 1938 года владыка умер в тюремной больнице. Перед кончиной палачи вырвали у умирающего Евангелие, но свой нательный крест владыка не отдал. Погребен он был в братской могиле, в вечной мерзлоте.
Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский и Гдовский, также связан с нашим краем. Будучи в 1908-1914 годах архиепископом Кишиневским, он посещал южные районы Одесской области, которые тогда входили в состав Кишиневской губернии. До принятия монашества и священного сана он был царским офицером. Дворянин по происхождению, в миру Леонид Михайлович Чичагов, он участвовал в русско-турецких войнах 1877 – 1878 годов. Будучи всесторонне развитым человеком, он изучал медицину и написал свой знаменитый труд – «Медицинские беседы», писал иконы, играл на фисгармонии. По благословению святого праведного Иоанна Кронштадского Чичагов оставил военную службу и стал священником. А овдовев - принял монашество с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского.
По промыслу Божию он много потрудился для прославления этого угодника Божия, написав, в том числе летопись Серафимо–Дивеевского монастыря, который был основан отцом Серафимом. После прихода к власти большевиков претерпел ссылки, заключения и мученическую смерть на Бутовском полигоне под Москвой. На расстрел владыку Серафима повезли в карете скорой помощи, так как к тому времени 82-х летний старец – митрополит уже не мог сам передвигаться.
В те времена Бутовский полигон представлял собой секретный объект НКВД, где производились расстрелы людей, в том числе ни в чем не повинных, священнослужителей и монашествующих. Например, только с августа 1937 по октябрь 1938 годов здесь были расстреляны 20761 человек. Сейчас на этом месте установлен мемориал и храм в честь Новомучеников и исповедников, изданы книги памяти с именами убиенных здесь.
Еще одной Голгофой для нашего народа стали Соловецкие острова. Здесь в 20-30-х годах прошлого века, в бывшем монастыре, был создан огромный по своим масштабам Соловецкий лагерь особого назначения, сокращенно СЛОН. Через Соловки прошли десятки тысяч заключенных, основную массу которых составляли представители духовенства и политические заключенные, в том числе ученые, писатели, художники, поэты. Репрессии против собственного народа и гонения на Церковь в те годы превзошли по своим масштабам преследования христиан в Римской империи при императорах язычниках.
Ленин требовал как можно быстрее покончить «с попами и религией». При Сталине в 1932 году началась так называемая «Безбожная пятилетка». Но мы знаем, что этим планам коммунистических лидеров не удалось сбыться. В 1941 году началась Великая Отечественная Война, как попущение Божие за отступление народа от веры.
И, как ни парадоксально, но с началом войны наш народ вновь обращается к Богу. Сам Сталин в 1943 году встречается с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). Итогом этой встречи стало избрание Патриарха. После чего начинают вновь открываться уцелевшие храмы, священники возвращаются из ссылок и лагерей. Возобновляется обучение в духовных семинариях и открывается духовная академия. И хотя до полной свободы Церкви в Советском Союзе было еще далеко, но все же пресс со стороны государства на какое-то время значительно ослаб.
После смерти Иосифа Сталина и с приходом к власти Никиты Хрущева гонения на Церковь возобновляются. Вновь закрываются храмы и монастыри, оскверняются святыни. Антирелигиозная пропаганда набирает силу. Но Господь сказал: « Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», (Мф.16,18). И какие бы силы ни пытались ее уничтожить, она будет существовать потому, что Глава Церкви - Христос. И Церковь стоит и утверждена на крови мучеников.
Пусть же их твердая вера, духовные подвиги и страдания вдохновляют нас быть всегда верными Христу и Его Святой Церкви.
Протоиерей Олег Мокряк,
специально для газеты «Слово»,
№6 (1231) от 09.02.2017 г.