Каждый год Русская Православная Церковь совершает память "всеблаженных и богомудрых угодников Божиих" - Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней (13, май, ч. 3, 308-352).
Праздник Всех святых, в земле Российской просиявших мы отмечаем ежегодно, но начиная с 2000 года - это особый день. Впервые Собор Русских святых пополнился великим сонмом Новомучеников и Исповедников.
Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.
Святые Церкви - наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что "наши святые сродники" никогда не забывают своих потомков, совершающих "любовию их светлый праздник" (14, 495-496).
Впрочем, "в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути" (23, 27), и, внимательно всматриваясь в их подвиги и "взирая на кончину их жизни", стараемся, с помощью Божией, "подражать вере их" ( Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.
Язык менялся, и первые русские святые – первомученики российские Фёдор и Иоанн, принесённые в жертву языческим идолам будущим крестителем Руси князем Владимиром, – говорили совсем иначе, чем патриарх Тихон или святитель Иларион Троицкий.
Одни жили в маленьких сёлах и весях удельных княжеств, другие в столицах могущественных государств – Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, СССР.
Некоторые прожили всю жизнь в одном месте, другие преодолевали огромные расстояния, служа Господу на горе Афоне как св. Силуан, на Аляске как св. Герман, на Филиппинах как св. Иоанн Шанхайский, в Японии как святитель Николай (Касаткин).
Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но среди прославленных святых есть не только славяне по происхождению, но и варяги, итальянцы, греки, татары.
Многие святые несли евангельское слово не слышавшим его доселе народам: в Пермский край, на Кольский полуостров, в Сибирь, в Японию.
Среди святых были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и добродетельные жёны, и великие правители. Всех объединила Божья благодать, но всех по-разному.
С самого крещения Русь, переняв византийские аскетизм в лице св. Феодосия Печерского поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». Времена ордынского ига дают нам «первого русского мистика», по словам историка Г. Федотова, - св. Сергия Радонежского.
В XVI веке эти два уклада русской святости оказываются в вынужденном противостоянии, но Церковь чтит, как социально ориентированного св. Иосифа Волоцкого, так и отшельника св. Нила Сорского.
В XVIII веке подчинённая жёсткому государственному контролю Церковь вдруг обретает новый дух древнего подвижничества – через св. Паисия Величковского зажигаются дивные огни русской духовности: Оптина пустынь и Саров.
В XX веке суровые гонения дают длинный как никогда список новомучеников и страдальцев за веру Христову.
"Вот Господь насылает нам знаменье,
Да его убояться не надобеть:
Убоимся греха непрощенного...
Волен Бог и во гневе и в знаменьи,
А к добру или к худу — нам видети...",
писал в середине 19 века Лев Мей.
Празднуя собор святых, во земле Российской просиявших и читая их жития, порой по поворотам сюжета готовые стать детективными романами, волей-неволей соглашаешься с Меем: порой трудно представить, какие тягости и невзгоды приходилось переживать мирянам и монахам, священникам и епископам даже в самые, казалось бы, спокойные для православных времена.
Возьмём только некоторые отрывки из житий:
Преподобномученик Адриан Пошехонский
"на монастырь напали разбойники - крестьяне соседнего села Белого - ограбили его, а настоятеля - св. Адриана после жестоких пыток убили, раздавив полозьями саней".
Истории с нападением разбойников на святых встречаются очень часто, даже св. Серафима Саровского грабители однажды избили, проломили голову обухом топора, но не найдя в келлии ничего кроме икон и нескольких картофелин, ушли ни с чем.
Святитель Филипп
"Обвинители нашлись среди недостойных лиц духовенства, ненавидевших святителя за его строгость. Главным из них оказался соловецкий игумен Паисий, преемник его по настоятельству...опричники...набросились, сорвали облачение, вытолкали из собора...приговорили к пожизненному заключению в смрадной темнице, в цепях".
Это случилось во времена столь любимого некоторыми ныне Ивана Грозного, который на умиротворяющие письма митрополита Филиппа, не боявшегося спорить с царём и всесильным Малютой Скуратовым, реагировал с таким презрением, что до сих пор в русском языке сохранилось словосочетание «филькина грамота».
Преподобный Иринарх
"Раз пошёл он в лютый мороз в Ростов спасать одного боголюбца от правежа и отморозил себе пальцы на ногах. Три года проболел он после того..."
Преподобный Дионисий Радонежский :
"подвергли запрещению, заключению в дымной келье, всевозможным глумлениям, истязаниям и тяжёлым епитимьям. Мало того, прп. Дионисия поставили на правёж, взыскивая с него долги, которые он делал на защиту Отечества..."
А это уже события времён после Смутного времени, в ходе которого монах Троице-Сергиевой Лавры собирал средства на оборону от поляков и ополчение Минина и Пожарского.
Впрочем, св. Дионисий являет собой образец настоящего христианского отношения к злоключениям.
Как мы читаем в его житии, «Все это он переносил не только с замечательным спокойствием и достоинством... но и находил силу подшучивать над своим положением.
Лицам же, уважавшим его и выражавшим ему сочувствие, он говорил:
«Это не беда, а притча над бедой».
Преподобный Варлаам Чикойский (в миру – Василий Надежин):
«земская полиция давно уже проведывала и делала розыски о Надежине... пустынник Надежин был взят через полицию, после тщательного обыска в скиту, и посажен в острог».
Это было уже в просвещённом 1827 году, когда властям подозрительным казалось одно желание уйти из мира.
Надо заметить, что в приведённых примерах почти все искушения приходили посредством христианского государства или же обычных людей вокруг, таких же православных христиан, жителей Святой Руси.
К сожалению, мы очень часто не видим и не замечаем, кого обижаем, гоним, злословим, тогда как и возле нас могут оказаться отмеченные Божьей благодатью люди.
Когда же обижены оказываемся мы, то ропщем на людей и на Бога, видя гигантскую несправедливость в том, что нас обидели, оскорбили, обсчитали.
На соборе 2000 года были прославлены сотни новых мучеников Российских, тех, кто был верен Христу в самые страшные годы гонений.
В те годы в монастырях выстраивали монахов в шеренгу и предлагали всем отречься от Христа, выйти из шеренги, обещая помилование.
И некоторые выходили. Но немногие.
А расстреливали всех.
Их имена канули в Лету, от многих остался только лагерный номер, никто не знает, где их могилы. Они умирают от голода, холода, пули… Но они не боятся смерти.
Они выстояли до конца. И через десятилетия их прославляет Церковь.
На Бутовском полигоне под Москвой расстреляны тысячи верующих.
И сегодня на это место приезжают уже совершенно свободно, но без страха гонений, тоже тысячи – молиться им.
Последний век попытался перечеркнуть все, что было создано за прошедшее 1000-летие в области духовного просвещения, нравственности, культуры. Была объявлена война и русской святости - уничтожались храмы, иконы, осквернялись и самые святые мощи угодников Божиих. Но Господь победил мир, укрепил Свою Святую Церковь. Он дал силу и крепость нашим соотечественникам выдержать гонения, которые сопоставимы с гонениями первых веков Христианства. В нашей Родине - святой Руси - в XX веке свершился великий мученический подвиг.
И вот в 2000 году - за один год - было прославлено святых больше, чем за 1000 лет Христианства на Руси.
Как же пополнилась великая рать наших святых?
До этого времени среди русских святых больше всего было преподобных. Сейчас же среди наших небесных заступников большинство составляют мученики.
Были святые правители Руси, благоверные князья, начиная со святого Владимира Крестителя - и этот лик увенчан ныне святым царем Николаем, Царственными страстотерпцами Александрой, Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией и Алексием.
Много было у нас святителей - святых епископов, митрополитов - и это созвездие многократно умножилось новыми светильниками, которые, будучи преемниками апостолов, как все апостолы Христовы, приняли смерть за Христа. Апостолы по всему миру возвещали Евангельские заповеди, среди которых самая удивительная: "Возлюби врагов своих", и наши новомученики на деле исполнили эти заповеди. Вознесем сегодня свои молитвы священномученику Иллариону, который возлежит ныне своими святыми мощами в Сретенском монастыре. Когда он находился в заключении в Соловецком лагере, он спас от смерти в льдинах своего мучителя, сам с братиями рискуя жизнью.
Славилась земля Русская своими преподобными - великими старцами и молитвенниками за православный народ - и прошедшее гонение самым своим острием было направлено против монастырей и монахов, как наиболее ярких символах церковности. Помолимся дивному старцу, преемнику преподобного Сергия, наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобномученику Крониду, расстрелянному на Бутовском полигоне.
Среди святых священников наших, в основном, были монашествующие. Кроме них мы молились святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому. А теперь святые священники составляют половину всех новомучеников - из 1200 новых святых около 600 - священники (580, 167 протоиереев, 413 иереев). И это примечательно, т. к. "белое духовенство" составляет большинство среди пастырей. Сколько клеветы на Церковь и ее служителей было излито в годы, предшествующие великим потрясениям XX века?! Так называемая "прогрессивная пресса" начала века не стеснялась обвинять русских священников в невежестве и различных пороках, всячески подрывая авторитет священнослужителей. Это делалось для того, чтобы оторвать народ Божий от духовенства, чтобы увести людей из спасительной ограды Церкви. Но вот грянули страшные годы, и наши батюшки кровью своей утвердили право называться "пастырями добрыми, полагающими душу (то есть жизнь) свою за овец".
Воистину добрым пастырем был святой праведный отец Алексий (Мечев). Возвещаем вам благую весть - этой ночью обретены его святые мощи. Сын Алексия Мечева - отец Сергий продолжил великое дело своего отца. Община храма святителя Николая на Маросейке в трудные годы жесточайших гонений явилась образцом стояния в православной вере. Священномученик Сергий отдал много сил для окормления православной молодежи, которая была собрана в этой общине. Многие из питомцев святых батюшек стали священниками, уставщиками, певчими, сохранили живую связь со своими духовными отцами даже после их телесной смерти. Свет Христов, который был зажжен в них, мечевцы сумели донести до нашего поколения.
Среди духовных писателей возвеличим и самого составителя сегодняшней Божественной службы Всем святым, в земле Российской просиявшим - священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского (Сахарова). Работа по составлению этой службы была поручена ему на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-18 годов. И это послушание святитель исполнял всю свою жизнь. Из 33-х лет епископского служения 29 он провел в тюрьмах, лагерях и ссылке, но даже в этих условиях он не оставлял своего труда.
Нет выше подвига, чем подвиг мученический! Почему он ценится так высоко? Спаситель заповедовал нам любить друг друга, как Он возлюбил нас. "Больши сея любве никто же имать, да кто душу положит за други своя" (Ин. 15, 13). И Сам Господь, по словам апостола Павла, "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестныя" (Флп. 2, 8). Наши святые новомученики своим Христоподражательным подвигом значительно укрепили корень нашего Отечества (корнем же назвал святых старец Иоанн Крестьянкин).
Как они возлюбили Господа!
Молитвами святых сродников наших спасет и помилует всех нас Господь.
18 апреля 2013 года состоится с ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
Догхантеры - диагноз нашего врем ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Христианство и язычество: двухты ...
Миссионерское Обозрение 10.02.24 ...
В помощь новоначальному: как выб ...
Христианство и язычество: двухты ...