» » » » Факультатив «Библейская история и христианская этика» – предмет культурологический.

Факультатив «Библейская история и христианская этика» – предмет культурологический.

10 апреля 2013, 3 157, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

 

Более 20 лет назад в общеобразовательных учебных заведениях Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей решениями органов местного самоуправления был введен экспериментальный предмет по выбору «Основы христианской морали».Сейчас подобные дисциплины преподаются в 17 из 24 областей Украины. Для введения факультатива «Библейская история и христианская этика» с 1 сентября 2013 года необходимо не менее восьми заявлений от учащихся одной параллели. Формирование учебной нагрузки, в рамках которой будет читаться предмет, проходит до мая.

Как говорит Ангелина Гайдарова, председатель «Родительского комитета» при Отделе религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, многие родители одесских школьников приветствуют введение факультатива. Большинство заявок поступает от родителей младших школьников – 1-4 классов, но есть желающие и среди старшеклассников, что особенно радует.

«Важно понимать, что предмет – факультативный, – поясняет Ангелина Валерьевна. – Он вводится по желанию детей и их родителей. Опыт Крыма, где большой процент мусульман, показывает, что на уроках охотно присутствуют не только христиане, но и представители других конфессий. Данный курс не является богословским, он культурологический и опирается на традиционные для украинской культуры христианские ценности».

На каком основании вводится факультатив?

Введение факультатива «Библейская история и христианская этика» возможно в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 26.07.2005 № 437 «Об изучении в учебных заведениях факультативных курсов по этике веры и религиоведения», решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 29 июня 2006 года, протокол № 8/1-2 «О концептуальных принципах изучения в общеобразовательных учебных заведений предметов духовно-нравственной направленности». «Библейская история и христианская этика» включена в перечень предметов духовно-нравственной направленности и входит в вариативную часть учебных планов.

Каковы его цели и задачи?

Цель учебной программы – повысить духовно-нравственное здоровье нации, обогащая детей духовно-этическими знаниями на основе христианского вероучения, опыта тысячелетней традиции христианства в Украине.

Изучая предмет «Библейская история и христианская этика», дети будут приобщаться к культурному и духовному наследию наших предков. В учебных планах образовательных учреждений культурологическая составляющая очень несущественна, практически нет духовно-формирующих курсов, которые бы содействовали приобретению личностью христианских черт характера, религиозного сознания, соответствующего развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер жизни. Этот предмет – дополнение к культурологической составляющей образования.

Задачи программы:

1) формирование мировоззрения украинского гражданина-патриота на тысячелетних принципах преданности Богу, Отчизне и своему народу;

2) развитие духовно-нравственной красоты личности (воспитание милосердия и сочувствия, гуманности, уступчивости, открытости, правдивости, альтруизма, других добрых чувств);

3) побуждение детей и молодежи к изучению истории родного края, особенно связанной с духовной жизнью, религиозными традициями, к изучению опыта решения разных ситуаций;

4) содействие развитию личности на исторических примерах Святого Писания и примерах высокой духовной жизни исторических личностей (святые, подвижники, мученики за веру);

5) воспитание этических и эстетических чувств;

6) защита личности воспитанников от пагубного влияния на их духовно-нравственную и ценностную сферы мировоззрения.

Из каких направлений состоит учебная программа?

Программа курса состоит их трех направлений.

1. Изучение Библии и рассмотрение примеров из библейской истории в аспектах этики поступков, решения жизненных ситуаций и развития личности верующего, его отношения к Богу и Божьим Законам.

2. Изучение основ христианской этики, отображенных в многовековой истории украинского народа, его жизненном укладе. Решение основных жизненных ситуаций на примерах жизни известных подвижников благочестия и святых нашего края.

3. Превентивное воспитание на основах христианской морали, которое состоит в творческом решении жизненных ситуаций, с которыми дети и молодежь встречаются в современном мире. Это направление реализуется в игровых ситуациях, дискуссиях, диспутах, экскурсиях и других формах урочной и внеурочной деятельности.

Содержание и структура курса «Библейская история и христианская этика»

Учебная программа «Библейская история и христианская этика» (1-11 классы) создана авторским коллективом из десяти человек: священнослужителей, педагогов, психологов, руководитель проекта – архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, доктор богословия, председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии.

В основу курса положено Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, основные положения учения Иисуса Христа и апостолов, канонические первоисточники и свидетельства авторитетов христианской Церкви, художественное литературное наследие известных украинских и мировых писателей, которые содержат образцы опыта христианской культуры.

Межпредметные связи курса прослеживаются непосредственно в изучении соответствующих тем по курсу истории Украины, мировой истории, украинской и мировой литературы, в проведении воспитательных часов, которые содействуют разностороннему кругозору и пониманию сути учебного материала и содержания воспитательной роли примеров из истории и поступков литературных героев.

Структура программы предусматривает 34 учебных часа. В каждом ежегодном курсе 1 час в две недели отводится на региональный компонент; предусмотрено итоговое занятие после каждой темы. Распределение часов в программе ориентировочное, в зависимости от методических симпатий учитель может вносить изменения в распределение часов для изучения отдельных вопросов и тем.

 

Содержание программы для начальной школы

По словам Ангелины Валерьевны, основное количество заявлений на посещение факультатива – от родителей учащихся младших классов. Программа для начальной школы (1-4 классы) состоит из таких основных блоков:

1. Мир, наполненный любовью (мировоззренческий блок).

2. Моя семья (род, народ).

3. Добротолюбие (мудрое слово книги).

4. Этика взаимоотношений (я и люди вокруг меня).

5. Познаю и воспитываю себя в семье.

Задания курса – ознакомление с основными христианскими моральными ценностями; воспитание уважения к традициям рода, украинского народа, любви к родителям и Родине; формирование личности на принципах общечеловеческих ценностей (честность, мудрость, щедрость, справедливость, доброжелательность) и на основе украинских христианских исторических традиций; содействие глубокому познанию мира, самопознанию, раскрытию и реализации потребности творить добро; формирование чувства национального достоинства.

Кто будет преподавать факультатив?

В конце марта по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела стартовали курсы для подготовки педагогов по предмету «Библейская история и христианская этика». Подготовку осуществляют преподаватели Института усовершенствования учителей при Одесском областном совете. Курсы предполагают обязательное наличие у слушателей диплома педагога. По окончании курсов педагоги получат сертификат государственного образца и право преподавать «Библейскую историю и христианскую этику» в общеобразовательных учебных заведениях.

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Сентябрь 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии