Пост, возносящий душу христианина от земли к небу и подготавливающий православных христиан к встрече «Праздника Праздников и Торжества Торжеств» – Святой Пасхи, святыми отцами рассматривается как некое динамическое восхождение от страны греха в Небесное Отечество, как путь. И потому богослужение Великого поста, как и вообще все богослужение Православной Церкви, наполнено динамикой, движением, свидетельствующим о жизненности, скрытой в недрах литургической традиции. Богослужение всегда изменяется, повинуясь заданным церковным уставом ритмам, и эти изменения более всего заметны в тех праздничных днях и особых воспоминаниях, которыми наполнен церковный календарь. Ими Церковь обозначает те или иные молитвенные вехи на великопостном пути православного христианина.
И в середине поста, когда наши душевные силы несколько ослабевают и мы начинаем уставать, Церковь напоминает нам о конечной, завершающей точке постного подвига – о страстях Христовых, о Крестном подвиге. И во время праздничного богослужения, совершаемого в третье воскресенье Великого поста, на центр храма износится для поклонения Честной Крест – знамение Пречистых Страстей Христовых, символ победы над диаволом и его силой, знак небесной помощи нам в борьбе с искушениями и соблазнами. Прикладываясь к Честному Кресту, мы испрашиваем у Бога помощи и как бы обновляем собственные силы, необходимые для совершения постного подвига, для борьбы с собственными недостатками, пороками, страстями. Именно с этой недели, которая называется Крестопоклонной, за Литургиями Преждеосвященных Даров начинает произноситься особая ектения о готовящихся к святому просвещению, т. е. о тех, кто готовится принять Таинство Крещения перед Святой Пасхой.
Это связано с древним обычаем, согласно которому в первые века христианства крещение всех обращенных к вере совершалось в ночь перед Пасхой, в Великую Субботу. Но перед крещением приступающие к Таинству должны были ознакомиться с истинами веры. Именно о них, постигающих основы веры и приготовляющих себя к крещению, и возносится молитва во время произнесения этой ектении.
А следующее воскресенье Церковь воспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена монастыря на горе Синай. Удивительное наименование «Лествичник» связано с его знаменитым трудом – книгой, которая называется «Лествица», что в переводе на русский язык означает «лестница». В ней преподобный, основываясь на опыте святых отцов, рассказывает о духовной жизни человека, об аскезе, необходимой для духовного совершенствования, о страстях и борьбе с ними. В этой книге добродетели нравственной жизни представлены в виде ступеней лестницы, восходя по которым подвижник приближается к Богу. Воспоминание преподобного Иоанна в Великом посту неслучайно – его труд на все времена является лучшим руководством по аскетике, необходимой каждому, проходящему путь Святой Четыредесятницы.
И следующая память, совершаемая в пятое воскресенье поста, тоже связана с темой аскезы, подвига и покаяния. В это воскресенье Церковь воспоминает преподобную Марию Египетскую, которая в своей жизни явила и бездну падения, и высоту покаяния, преодолев греховные наклонности и взойдя на высоты молитвенного подвига. В ее образе, в ее жизни православные находят для себя пример того, на что способно истинное покаяние.
Именно поэтому полное назидания житие преподобной Марии читается в четверг на пятой неделе во время особого богослужения. Особенностью этой службы является то, что на ней еще раз читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, тот самый, который читался на первой седмице поста в первые четыре дня. Но если в начале поста канон разделяется на четыре части, то на этой службе он читается целиком. В начале поста Церковь показывала нам образ, к которому мы должны стремиться. А теперь, когда время постных подвигов уже приближается к завершению, мы должны проверить, что же нам удалось исправить за время поста, что удалось изменить в собственной духовной жизни.
В пятницу на шестой неделе завершаются сорок дней Великого поста и Церковь вступает в особый период, который называется Страстной седмицей. Предваряется он Лазаревой субботой, когда мы вспоминаем чудо воскресения праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, и Вербным воскресеньем, когда мы вспоминаем торжественный Вход Господа в Иерусалим.
С этим праздником связан один очень умилительный обычай. На всенощном бдении накануне праздника совершается освящение распускающихся веточек. В Палестине это ветви пальм, а у нас по традиции они заменяются распускающимися ветвями вербы. И во время праздничного богослужения все молящиеся стоят в храме с освященными веточками, как бы присутствуя духом при торжественном въезде Господа в великий город Иерусалим, духовно становясь участниками празднуемого события.
А затем начинается непосредственно Страстная седмица, посвященная воспоминанию спасительных страданий Господа. В каждый из дней этой недели Церковь молитвенно вспоминает и переживает в своем богослужении основные этапы, основные вехи в Крестном пути Христа, проводя нас от торжественной встречи в Красных вратах Иерусалима через Сионскую горницу, через Гефсиманию и Голгофу к Живоносному Гробу и Светлому Христову Воскресению.
Протоиерей Андрей Николаиди, проректор Одесской духовной семинарии
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов