В самом начале весны Церковь вводит нас в особые дни, которые святые отцы называют духовной весной, весной духа, – наступает Великий пост. Эти семь недель подготавливают нас к самому великому и радостному празднику праздников и торжеству торжеств – Светлому Христову Воскресению, ко святой Пасхе. Это время воздержания, когда Церковь предписывает нам ограничить себя в пище, не вкушать мясного и молочного, чтобы, не будучи связанными чрезмерными заботами о теле, больше времени уделять душе и внутреннему совершенствованию. Но пост – это не только и не столько диета. Это, прежде всего, время, когда Церковь призывает каждого вглядеться в свою душу – все ли там хорошо, испытать свою совесть – не обвиняет ли она нас во грехах, вглядеться в собственную жизнь – соответствует ли она заповедям Божиим. И помочь каждому христианину в этом призвано православное богослужение – молитвы и песнопения, в словах которых находят свое выражение чувства и мысли их составителей – святых отцов и подвижников благочестия.
Можно сказать, что богослужения являются вербальным, словесным выражением нашей веры, ничем иным как осуществлением необходимости верующего сердца петь, благодарить и славословить Бога, ничем иным как разговором человека со своим Творцом. Слова богослужебных молитв и песнопений, если следовать образному определению одного из подвижников благочестия, – это своеобразное русло, по которому должна течь наша личная молитва.
Подготовительные недели к Великому посту
И Церковь, подвигая всех к осознанию значения поста в нашей духовной жизни, в своем богослужении начинает готовить нас к его наступлению за три недели, когда в воскресенье за литургией читается евангельская притча о мытаре и фарисее. С этого дня за праздничным богослужением уже звучит песнопение, призывающее нас к покаянию.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. (Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, Щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости).
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. (Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты).
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. (Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу в ожидании страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости).
Удивительные стихиры, т. е. молитвы, в греческом оригинале построенные в определенном стихотворном размере, основанные на покаянных мотивах великой книги молитв – Псалтири, вновь возводят наши сердца и умы к небу, позволяя приподняться над плоскостью будничной суетливости, на мгновение остановиться и задуматься, все ли верно, ровно, правильно и, самое главное, праведно в нашей жизни.
Ответом на этот вопрос самому себе становятся слова песнопения: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу», т. е. я, окаянный, прихожу в трепет, вспоминая все содеянные мною беззаконные дела. Именно это осознание собственной обремененности грехом, который не приносит ничего, кроме страданий и боли отчуждения от Бога и людей, побуждает нас вновь и вновь обращаться к Богу: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
Эти слова мы услышим еще не раз. На протяжении всего Великого поста они будут сопровождать нас за воскресным богослужением, ободряя и возрождая в наших душах образы покаяния. А в следующий воскресный день, когда за литургией читается притча о блудном сыне, в храмах звучит еще одно умилительное песнопение, напоминающее о нашем Небесном Отечестве, о долгой дороге домой. Как и большинство богослужебных гимнов, оно родилось во времена ветхозаветной древности, когда изгнанные из своей милой родины в воинственную Вавилонию древние израильтяне вспоминали родные священные места и оплакивали свое бедственное положение.
«На реках Вавилона, там мы сидели и плакали, когда вспоминали Сион» – такими словами начинается 136-й псалом, который поется в самый важный момент вечернего богослужения. Он как бы наслаивается на торжествующие возгласы полиелейных ликующих и радостных псалмов, восклицающих: «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа, Аллилуиа». Этим контрастом величественно хвалебных и молитвенно-покаянных мотивов подчеркивается, что для того, чтобы достойно возносить песнь хвалы Господу, необходимо, прежде всего, покаяние – возвращение домой, в озаренные вечной любовью чертоги Отца из горькой страны изгнания, из страны греха.
Следующий воскресный день напоминает нам о конце человеческой истории, о дне Второго и Великого пришествия в мир Христа Спасителя и о Страшном Суде. А последний день перед Великим постом называется Прощеным воскресеньем, потому что в этот день, подготавливая себя к подвигу святой Четыредесятницы, как еще называется Великий пост, христиане испрашивают друг у друга прощение и примиряются, чтобы очистить души для молитвенного подвига.
Особое великопостное богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров
Примирившись с ближними и Богом, православные христиане вступают на поприще святого поста. Первая неделя – самая строгая и очень насыщена духовными переживаниями. Они находят свое отражение в богослужении. Изменяется сам ход общественного богослужения. Облачения храма и священнослужителей, светлые и радостные в дни праздников, сменяются на скромные темные. Звучат другие распевы, которые в обиходе принято называть постовыми, молитва наполняется усиленным обращением к Псалтири, которая начинает звучать гораздо чаще, и, что самое главное, в будничные дни Великого поста не совершается самое важное и торжественное общественное богослужение – божественная литургия. Это происходит потому, что она наполнена яркими праздничными переживаниями Воскресения Христова, а они не сочетаются с общим молитвенным настроением постового богослужения. Вместо этого в среду и пятницу каждой недели Устав, регламентирующий общественное богослужение, предписывает совершение особой службы – Литургии Преждеосвященных Даров. Так эта служба называется потому, что верующие на ней причащаются Святых Даров, которые были освящены заранее, за предыдущей полной литургией.
Покаянный канон преподобного Андрея Критского – великий по красоте и глубине
Первые четыре дня Великого поста – в понедельник, вторник, среду и четверг – в каждом православном храме за вечерним богослужением читается удивительное по своей красоте и глубине чувств православное богослужебное произведение – великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Он называется великим как по своему объему – в нем более двухсот поэтических строф, так и по содержанию и глубине. В его прекрасных возвышенных славянских выражениях проходят пред нашим мысленным взором древние ветхозаветные и новозаветные праведники и грешники, люди, своею жизнью воплотившие идеал человеческого существования и сумевшие преодолеть грех, и люди, явившие своими делами глубину падения. Все они становятся для нас образцом, жизнь каждого и поступки каждого гениальный песнописец, автор канона преподобный Андрей, призывает примерить на себя: а я, разве я не так же поступаю и есть ли у меня силы принести искреннее раскаяние? Каждая строфа начинается удивительным припевом, восклицанием: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Многократно повторенная, эта фраза становится стержнем, раскрывающим суть канона. В этих словах слышатся и скорбь о грехах, и покаяние, и желание исправиться, и надежда на прощение, и мольба о помощи Божией. В них заключена великая сила – они разбивают оковы греха, вырывают душу из объятий смерти, побеждают демонов, укрощают страсти, открывают затворенные грехом врата рая. С этих слов начинается покаяние, начинается долгая дорога домой – в потерянный праотцами рай, в вечное блаженное Царство Бога. И потому, предваряя каждую строфу, каждый библейский образ, призывающий нас к исправлению собственной жизни и покаянию, Церковь взывает: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Конечно, трудно неподготовленному богомольцу на слух воспринимать достаточно сложную византийскую церковную поэзию, но сейчас издано множество брошюрок, в которых текст канона дан с переводом на русский язык и подстрочными объяснениями.
Молитва преподобного Ефрема Сирина
И, наверное, самым важным отличительным моментом великопостного богослужения является молитва преподобного Ефрема Сирина, которая произносится много-много раз. При этом сама молитва, излагающая основные прошения кающегося человека, произносится особым образом. Она разделяется на три части, после каждой совершается один великий поклон – молящийся преклоняет колени и касается главой пола. Затем с внутренней молитвой об очищении грехов молящийся совершает двенадцать малых поклонов, при которых колени не преклоняются, и затем молитва читается еще раз без разделения на части, и в конце ее кладется еще один великий поклон. Текст этой молитвы очень важен для понимания внутренней основы покаяния. Составленный в конце IV века, он не потерял актуальности и для нас.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
(Господи и Владыка моей жизни. Дух праздности, уныния, желания властвовать и пустословия не дай мне.
Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй мне, Твоему рабу.
Господи, Царь, даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать моего брата. Аминь).
Покаянная молитва святого Ефрема Сирина вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание прекрасного стихотворения:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Именно в этой молитве находит свое отражение стержень поста – очищение души для достойной встречи с Воскресшим Христом.
Протоиерей Андрей Николаиди, проректор Одесской духовной семинарии
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов