Главная > Репортажи и отчеты > Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области


20 июня 2010. Разместил: Татьяна

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского Измаильского c 14 по 15 июня 2010 года состоялся крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области. Крестный ход был организован и проведен Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии.

Дорогие братья и сёстры, надеемся, что рассказ о крестном ходе поможет вам прочувствовать и приобщиться этому замечательному мероприятию.

В 8.10 утра 14 июня паломники во главе с протоиереем Олегом Мокряком отправились в путь. Исполняя Богородичное правило: «Богородице Дево, радуйся»  150 раз, все готовились к нелёгкому пути, в котором за столь малое время нам надлежало посетить 13 приходов: один - в городе , все остальные - в сёлах. Возможно, их  число было выбрано неслучайно: Спаситель и его 12 учеников.

Первая остановка - село Смолянка (время прибытия-12.45) было названо так в 17 веке за то, что жители этого села  добывали  смолу из деревьев местного леса.

   Приходу 380 лет, на карте Гиема де Боплана православный приход с. Смолянка отмечен с 1630 г. В 1784 г. состоялось освящение первого храма. В 1852 г. церковь была перестроена в крестовидную форму. В том же году была построена деревянная колокольня. В 1861 г. состоялось открятие и освящение первой церковно-приходской школы. В 1896 г. священник с. Смолянка подарил в древнее хранилище Подольской епархии библию Елизаветинского издания с гравюрами. 27 августа 1794 состоялся переход  из униатства в Православие священника Феодора сулимы с паствой.

Прихожане храма Иоанна Богослова встретили Божью Матерь в её Касперовском образе глубоко трогательно: под звон колоколов местные старушки стояли коленопреклонённо пред проносящейся иконой. Её путь был устлан полевыми цветами и травами.

Настоятель протоиерей Владимир Усатюк, протоиерей Георгий Кушнир, иерей Виталий Чебаненко, с возглавившим крестный ход протоиереем Олегом, отслужили пред иконой молебен.

 

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Совсем юный пономарь читал «Часослов». Каждый прихожанин получил в дар иконку Богоматери Касперовской и Спасителя.

От пожилой свечницы мы узнали горькую историю о том, как около 8 лет назад были выкрадены святыни храма, среди которых: плащаница, икона Целителя Пантелеимона с Афона, а также икона Божией Матери. Как выяснилось в дальнейшем, кража произошла одновременно в нескольких сёлах. След святынь утерян, остаётся только молиться о возвращении их в храмы.

Гостей сытно накормили, а те отблагодарили «Многая лета». Под звон колоколов Касперовскую икону Божией Матери пронесли над коленопреклонённой вереницей людей.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Следующая остановка - Село Будеи ( в 14.05- время прибытия).

Село Будеи основано в первой половине 18 столетия. Землевладельцами были князья Любомирские. 13 сентября 1794 г. состоялся переход из униатства в Православие священников Феодора Завадского, Евдакима Белянского, Иоанна Полигетского и прихожан: 643 мужчин и 645 женщин. В этом же году был освящен храм св. вмч. Варвары. В 1748г. выделена земля для постройки церкви св. преп. Параскевы Сербской; 20 марта 1780 г. состоялось освящение этого храма. 19 февраля 1902 г. собраны 22 000 руб. и выделен бесплатный лесной массив на постройку нового храма. В 1952 г. произошло закрытие храма  и открытие в жилом доме молитвенного дома. 27 октября 1991 г. - освящение нового храма, 2004г - установление и освящение креста.

   Это место славится своими благодатными источниками. У одного из них всегда моляться о ниспослании дождя: после молебна во всей округе может дождя не быть, а над Будеями - как из ведра. В 1930-е годы, когда храм был закрыт, было намерение открыть в этом месте клуб. Одна девушка нарядилась в рясы священника и принялась танцевать. Её парализовало. Прикованная к кровати на 18 лет, она лежала, призывая всех к покаянию. Как не вспомнить здесь стояние Зои. Имя местной девушки выяснить не удалось. Но храм клубом так и не стал.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Прихожане храма Параскевы Сербской также усеяли путь Божией Матери дорожкой полевых цветов и трав. Настоятель храма - иерей Георгий Лищенюк, вместе с протоиереем Георгием  Кушниром, иереем Виталием Чебаненко (которые отныне сопутствовали Крестному Ходу) и протоиереем Олегом отслужили молебен в большом храме. Иконы храма стояли нарядные - в рушниках и белых тюлевых занавесках.

Помимо благодарности, слова настоятеля, обращённые к пастве, были таковы: держать себя в Православии и приводить детей в храм, тогда  Господь их будет сохранять.

Село Ивашково - третья остановка на пути. Время прибытия -14.55.

1680 г. - освящение Свято-Никольского храма. 1880 г. - закладка Свято-Покровского храма., в 1884 г.- освящение. 6 декабря 1884г. - освяшение часовни, расположенной на месте старой церкви. 1869 г. - открытие церковно-приходской школы. 3 июля 1773 г. - переход из униатства в Православие священника и прихожан в лесу около села находится святой источник под названием "Пустой". В тяжелые времена он полностью пересыхает. В глубине источника люди видели не раз образ Царицы Небесной.

Совсем недавно, во время окропления домов, протоиереем Георгием Кушниром была найдена могилка основателя Свято-Покровского храма. Интересно отметить, что в 1960 году здесь служил иеромонах Георгий Горбачук. Он запомнился людям как батюшка-врачеватель. До 500 душ принимал он в день. Не имея медицинского образования, лечил мазями из трав. Злые сердца позавидовали его умению - батюшка попал в тюрьму. В Одесской тюрьме он и закончил свой земной путь. Письменные рецепты его мазей, к сожалению, не сохранились.

Звон колоколов, ковровая дорожка, розы, лилии, ромашки - так приветствовали прихожане прибывшую к ним Богоматерь в её образе Касперовская.    Местный протоиерей - Анатолий Зубрий, протоиерей Олег, протоиерей Георгий и иерей Виталий отслужили молебен пред иконою. В своей речи протоиерей Анатолий поблагодарил за принесённую радость, а также отметил, что в повседневной жизни нам порой некогда поднять глаза к небу, а ведь - это наша истинная обитель. Он пожелал своим прихожанам, чтоб Господь подал каждой душе то, что ей необходимо.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Паломникам удалось лицезреть икону Николая Угодника очень древнего письма (есть предположения, что она находилась в храме уже в 1850 году), а также кроткий лик Богородицы Афонского письма «Достойно Есть», названной «Милующая». Она была подарена храму на престольный праздник - Покрова Пресвятой Богородицы.

По окончании молебна паломников ждал щедрый обед. Прихожане склоняются под проносящейся иконой. И снова - в путь.

В 1777 г. состоялось освящение церкви в с. Сербы. В 1779 г. храм был сожжен. 29 апреля 1784 г. - освящение новой церкви св. вмч. Дмитрия Солунского. 1864 г. - расширение храма. 3 июля 1773. - переход из униатства в Православие священника и прихожан.

   По пути к четвёртой остановке Крестного Хода паломники узнали, что варварски уничтожен крест, знаменовавший въезд в село Сербы, а в леске рядом с селом живут двое юродивых - Петро и Марья. Они часто приходят в храм. На них весело посмотреть. Живут они в окопах. Протоиерей Георгий обеспечил их печкой-буржуйкой, помог в оформлении паспорта Петру, а также и пенсии. Небезразлична жизнь людей местным батюшкам. Внимательны они и, чем могут, стараются помочь.

16.20-время прибытия в село Сербы (или Калиновку). Говорят, что названо это село в честь его жителей - сербов. Этот народ имеет свой нрав и отличается большим трудолюбием. Жители этого села разнятся от жителей других сёл. В 1773 году произошёл переход из униатства в православие. Нынешний храм Великого Димитрия Солунского ранее был костёлом. До суда дело доходило, но отвоевали его. Протоиерей Георгий рассказал историю жизни человека, по чьей инициативе храм был разрушен в годы советской власти:

Виктора Белоконя, Героя Социалистического Труда, уже было готовили на дважды Героя, даже место под памятник ему при жизни расчищали. Всё было хорошо в этом человеке. Многим в селе он помог при строительстве домов. Единственное, что не устраивало его - это местная церковь, служившая спортзалом в те годы. Директор школы Ребицкий был не против разрушения храма. Дело оставалось за малым - собрать подписи жителей. Тогда эти двое пошли на хитрость: здешним старушкам раздавали листы бумаги, говоря: подпишитесь «за мир». Листы были собраны и вот уже там значилось вместо пресловутого «за мир»  -  «не против снести храм». К храму были направлены воины, использовано 25 динамитов. Два дня потратили, чтоб взорвать тот храм, который местный батюшка построил, перенося в подряснике по кирпичику.

Спустя время ложь всплыла. Было заведено уголовное дело. Понемногу слава и уважение к Виктору стали идти на «нет». Прошло 12 судов. Последний - в Одессе. И вот в 1992 году по дороге домой его машина  врезается в дерево, и он погибает в автокатастрофе. Как поведал протоиерей Георгий, который был на его похоронах, Виктор  не раскаялся в свершённом злодеянии.

Колокольный звон. Теперь  Божья Матерь посещает и этот приход. Настоятель храма - протоиерей Пётр Гранич свершает молебен  пред чудотворной иконой вместе с протоиереем Олегом и присоединившимися к крестному ходу - протоиереем Георгием и иереем Виталием. Престольная икона Димитрия Солунского поразила всех цветком, что оставался с зелёными листочками в течение всего года. Был он снят с плащаницы на прошлой Пасхе и положен к иконе.

   Древняя икона Димитрия Солунского находится также здесь. Иконостас храма украшают иконы, выполненные в технике флора-мозаика бывшим учителем рисования Петром Сазоновичем Козловским, который сейчас находиться на пенсии. Как он поведал, Господь водит его рукою и Ему лишь благодарность, так как приступает он к работе всегда после молитвы. А любит работать под песню «Проснись, Святая Русь». Шесть икон - шесть лет. Зёрнышки красного перца, манки, пшена, ржи, ячменя, выложенные пинцетом и покрытые бесцветным лаком образуют лики Богородицы и Спасителя. В данный момент сельский художник работает над иконами св. Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского.

Пятый приход - село Шершенцы (время прибытия-17.45).

1630 г. - освящение первой церкви. 1888 г. - в день 900-летия крещения Руси в селе Шерсенцы сооружен каменный крест, и выделены средства на обновление церковной иконы св. кн. Владимира. В 1893 г. - была устроена церковная библиотека.  1856 г. - открытие первого приходского училища. 1797 г. - закладка Свято-Михайловского храма. 1806 г. - освящение храма. 22 июля 1897 г. - освящение места закладки нового храма.

   В годы советской власти из церкви был устроен клуб. Настенная роспись, точнее - изображения  пророка Давида, Моисея, св. Василия Великого, св. вмч. Варвары и св. вмч. Екатерины чудом сохранились. Колокольный звон радостно приветствовал Богоматерь. Молебен служил настоятель - иерей Василий Олейник вместе с протоиереем Олегом и настоятелями Кодымского храма и села Пирожная.

Не минула участь храма села Смолянка и этот храм: он также 8 лет назад был обворован. Святыни исчезли в неизвестном направлении. Но второй раз св. архангел Михаил свой храм не дал обворовать. Как рассказал настоятель - иерей Василий: в храм залезли воры, а в 2 часа ночи раздался сам по себе колокольный звон. Воры испугались и убежали.

   Он обратил внимание на старинную икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (на грошиках) 1888 года - копию иконы из Санкт-Петербурга. А также  иконы на иконостасе, которые находятся здесь с момента основания храма. В те далёкие времена, сперва выполнялась резьба по дереву, а уже сверху наносилась роспись.

Иерей Василий рассказал, что за селом была построена часовенка в честь иконы, которая была найдена на том месте в колодце. Икона стала проявляться, а вода из колодца была настолько вкусной, что её возили на экспертизу в Одессу.

На прощание с Богоматерью в её Касперовском образе по округе опять разлился колокольный звон. Икону бережно закутали и пронесли под начавшимся дождём (возможно, в Будеях на источнике помолились, и дождь дошел до Шершенцев).

Шестая остановка - село Загнитково (время прибытия-18.50).

   Основано местечко в начале 18 века. 1725 г. - освящение первого храма. В 1769 г. - церковь была сожжена. В тот же год произошла закладка нового храма, который в 1770 г. был освящен. 1794 г. - переход из униатства в Православие. 1825 г.- выделение церковной земли и закладка второго храма.  1853 г. - освящение 3-х ярусной колокольни. 1895 г. - устройство женской школы. 1903 г. - закладка нового школьного здания. 1905 г. - освящение его.

   Здешнему Свято-Архангело-Михайловскому храму 21 ноября будет ровно 2 года. Строил его настоятель-протоиерей Владимир Плотник.

Снова радостный колокольный звон, а также дорожка из роз приветствовали Богородицу. Храм был заполнен. Был отслужен молебен и всенощное бдение. Часть людей сразу после молебна ушла. Как выяснилось, время было загонять и доить кормилиц-коров.

Настоятель рассказал, что когда прежний храм вернули, остался рядом с ним  памятник Ильичу Ленину с рукой, показывавшей на храм. Памятник свалили, а батюшка пошёл просить к оставшимся коммунистам: заберите памятник с нашей территории. Те ответили, что он им не нужен. Тогда батюшка вывез его в овраг, и что удивительно, кто-то его подобрал.

После службы паломников ждал благодатный ужин, после чего гостеприимным хозяевам было пропето «Многая лета». Не хотелось прощаться с этими радушными людьми. Паломники на прощание с глубокой сердечностью и верой пропели песнь «Богородице, Богородице» для прихожан храма. И лишь, когда протоиерей Олег благословил в путь, направились в автобус.

Уже стемнело, но впереди Крестный Ход ждали ещё 2 остановки. Село Пирожная (время прибытия-21.40).

1858 г. - освящение Свято-Михайловского храма. 8 ноября 1869 г. - освящение нового иконостаса. две иконы иконостаса: Спасителя и Божией матери были напеисаны рукою архиепископа Могилевского и мстиславского Антония, родившимся в этом селе. 1870 г. - открытие новой церковно-приходской школы в с. Пирожная. 1794 г. - переход из униатства в Православие. 1900 г. - освящение храма.

   Здешний храм построен в честь Архангела Михаила. Храму 21 ноября исполнится 20 лет. Паломникам не довелось его  лицезреть  в этот Крестный Ход. Их ждало нечто неожиданное и незапланированное - купание в источнике.

Настоятель храма - иерей Виталий Чебаненко, всё это время находившийся с Крестным Ходом, отслужил в своём селе молебен пред чудотворной Касперовской иконой на входе в часовенку в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Её праздник - в 10-ую пятницу по Пасхе. Регентовал - мужчина.

Вдалеке вспышки грозы окрашивали небо. Людей, несмотря на поздний час, пришло довольно много. Среди них было и немало детей. Речь иерея Виталия многих глубоко затронула. Он выразил то, что чувствовали все, - день перешёл в ночь, а на сердце было радостное торжество. Отец Виталий призывал всех прихожан подойти к Матери Божией в её образе Касперовском с умилением, трепетом, благодарностью и попросить с верой о том, в чём есть нужда.

   Далее свершилось купание в источнике.

В десятую пятницу по Пасхе совершается крестный ход к Демковским колодцам.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Легенда о святом источнике гласит: когда-то этой местностью странствовали чумаки. Именно здесь проходил торный путь на юг. Как-то возвращаясь с полной поклажей в несколько возов в безлунную ночь, они почувствовали, что потеряли все ориентиры и заблудились. С наступлением рассвета чумаки  огляделись и ужаснулись: это было самое гиблое место округи. Вся поклажа вместе с впряженными волами, да и они сами погружались в бездонную трясину. Молитвенный вопль исторгся из их душ. Они молили Господа Иисуса Христа и Божию Матерь о спасении и обещали, что, если останутся в живых, то осушат эти болота и ископают три колодца, для того, что бы путники могли испить чистой благодатной воды. И молитва их дошла до престола Всевышняго. С удивлением чумаки наблюдали, как волы стали выбираться из трясины. Очутившись, наконец, на твердом месте, они пали на колени и возблагодарили Бога за Его милость. Выполняя обет, они осушили болота и ископали 3 колодца, в которых вода оказалась целебной. Был отслужен благодарственный молебен, после которого многие болящие получили исцеление от этой воды. Волы и часть поклажи были проданы. На вырученные деньги чумаки устроели трапезу, пригласив людей из окрестных селений. Было это в десятую пятницу по Пасхе. Спасенные чумаки ежегодно в этот день устраивали совместную трапезу, а покидая этот мир, заповедывали детям и внукам продолжать эту традицию.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Вот и  Крестный Ход с появившимися у паломников после посещения источника силами, направился к последней своей остановке этого дня - городу Кодыме.

 Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   В 23.10 Крестный Ход прибыл в город Кодыму к Кресто- Воздвиженскому храму.

В 1780 г. - произошла закладка Кресто-Воздвиженской церкви. 1878 г. - состоялось расширение церкви посредством достройки боковых пределов. 1836 г. - к церкви пристроена 3-х ярусная колокольня. 1855 г. - удлинение храма и предание ему формы креста. 1860 г. - открытие школы грамоты. 1884 г. - устроение нового деревянного иконостаса с позолотой. 1888 г. - проебразование ее в церковно-приходскую. 1965 г. - освящение храма после ремонта. 1990 г. - построено здание приюта в церковной ограде.

Несмотря на столь поздний час и льющийся дождь, на колокольне звучали колокола с огромной силой, а путь Богоматери был усеян пышными алыми розами по краям и розовыми лепестками - посредине. Настоятель храма - протоиерей Георгий Кушнир вместе с прихожанами и прибывшими паломниками коленопреклонённо пропели песнь Богоматери «Царице моя преблагая».

На этом труды сего дня завершились, паломники остались на ночлег в храме, некоторые поехали в дом прихожанки. А настоятель храма всю ночь читал пред чудотворною иконою акафисты.

Утро приветствовали низколетающие ласточки. Свои гнёзда они свили прямо на окнах храма, видно, спокойно и хорошо им здесь. Служба началась в 7 часов. Божественную Литургию настоятелю помогали служить протоиерей Олег, а также протоиерей Георгий Варгаки.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   А теперь некоторые моменты убранства храма. В храме находится редкая икона «Не рыдай мене мати». Интересно, что в настенной росписи картины Распятия, Снятия с креста и Воскресение объединены в один сюжет.

На иконе свв. Кирилла и Мефодия св Кирилл изображён с открытой книгой. В этой книге изображение, сходное с изображением пишущего евангелиста Марка.

Интересно изображение Спасителя на иконе «Снятие с Креста». В настенной росписи алтаря в воздухе по центру от апостолов - изображение чаши, а рядом с ней - изображения 2-ух ангелов, но не держащих, а находящихся рядом с ней.

В крестильне снова можно встретиться с иконами кисти Петра Сазоновича Козловского. Обе иконы выполнены в технике флора-мозаика.

Увидеться с иконой Божией Матери Касперовской подъехало двое людей на инвалидных колясках.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   С надеждой на чудо и верой в исцеление они приложились к святыни. Мужчина исповедовался у протоиерея Олега, и все остальные прихожане имели таковую возможность.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Старшая и младшая группа детского сада (дети, начиная с 1.5 лет) вместе с воспитательницами побывали на встрече с Богоматерью в её образе Касперовская.

Местная школа-лицей не упустила возможности приветствовать приход Божией Матери в их храме. 364 человека занимаются в ней, большая часть пришла. Ученики 4-го класса: Андрей Шепитка и Богдан Мукан поведали о том, что их прародители по мужской линии помогали строить этот храм.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Интересно было узнать, что в 1997 году алтарь был перенесён на восток. В храме также побывал историко-краеведческий отряд «Красная калина», состоящий из ребят 6-8 классов школы-лицея. Учителя с радостью отмечали, что дети стали «какие-то шёлковые, спокойные, перестали шуметь».

Настоятель протоиерей Георгий в своей проповеди рассказал о грешнике, который по молитвам Богоматери пред Сыном Ея был прощён. Он просил прихожан помнить, что Она - наша Матерь.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Среди паломников находилась некрещёная девочка сирота Лия. Во время Крестного Хода в ней созрело желание покреститься. И пока служилась Божественная Литургия, она приняла крещение в источнике в честь Ахтырской Божьей Матери в селе Пирожная. Крестил её иерей Виталий - местный настоятель прихода. Нас поразили едва уловимая перемена, которая незамедлительно произошла в девочке и отразились в ее облике.

После службы паломники были приглашены на утреннюю трапезу. Служащие храма готовили её всё ночь, тем ценнее и вкуснее она была.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   На прощание  в храме паломники пропели для кодымчан молитвы: «Богородице, Богородице» и «Благодарю Тебя». Те же растрогавшись, просили листочки со словами песен себе на память. Под звон колоколов Крестный Ход тронулся дальше.

 Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Девятый приход-село Лысогорка ( ранее - Французское). Время прибытия -12.15. 

Основание села - первая половина 18 века. В 1945 г. был основан приход и освящен первый храм. В 1794 г. - произошел переход настоятеля и прихожан храма из униатства в Православие.  1884 г. - расширение церковно-приходской школы  и ее освящение. 1862 г. - закладка храма.

Нынешний храм в честь Николая Чудотворца был освящён в 1956 году. Когда-то в храме, который сейчас разрушен, трудился Богу и людям протоиерей Лаврентий Перебин. Один случай с ним поведал протоиерей Георгий Кушнир: В советские годы жила здесь верующая старушка с сыном-атеистом. Перед смертью она попросила его выполнить её последнюю просьбу - похоронить её с отпеванием. Сын не осмелился нарушить данное матери слово, он пригласил отца Лаврентия, но время назначил раннее, пока все гости не собрались. Отец Лаврентий же опоздал и пришёл, когда все пришли. Он отслужил за упокой и думал уже ехать. Как в голове у одного из друзей хозяина мелькнула мысль подколоть священника. «Батюшка, мне надо покрестить козу» - заявить тот. «Ну, что ж, - не растерялся Отец Лаврентий, - покрестим, коли ты принесёшь мне документ, что ты - отец этой козы». Большевик рассвирепел, но сделать ничего не мог. Этот человек, по словам протоиерея Георгия ещё жив, но как только увидит священнослужителя, десятой дорогой его обходит - помнит случай из далёкой молодости.

Настоятель нынешнего храма - протоиерей Алексий Горбатюк дружит с директором школы. Тот направляет детей в храм, помогая давать им православное образование.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Чудотворную икону Божией Матери встретил громкий колокольный звон, но когда паломники подошли ближе, их ждала интересная картина - двое мальчишек создавали его. Один из них бил по двум газовым баллонам млотком. Как выяснилось, эти двое ребят - Олег и Дима, внуки настоятеля. Баллоны, прекрасно заменяющие колокола отец настоятель привез сам.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   В самом храме паломников ждала ещё одна неожиданность: настоятелю помогал служить молебен детский хор. Его ведёт дочь  протоиерея - Ирина Оверина. В хоре 10 девочек 8-12 лет с сильными звонкими голосами. Олег и Дима тоже  поют  в  хоре. И хотя хор существует всего полгода, все дети умеют читать на церковнославянском языке.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   В храме находится древняя икона Божией Матери «Утешительница».

Молебен служили с настоятелем протоиерей Олег, а также вновь присоединившиеся на следующий день протоиерей Георгий и иерей Виталий.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Настоятель храма сердечно благодарил протоиерея Олега, паломников за привезённую святыню. «Такой радости не было отныне и до века», - сказал он .

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Десятая остановка - село Лабушное (первоначально Яблочное). Время прибытия-13.05.

Местному приходу 216 лет. Храм Вознесения Господня открыт в 1846 году. Сейчас он является памятником архитектуры местного значения. Основание села - первая половина 17 века. 1736 г. - освящение первого Свято-Михайловского храма. 1849 г. - закладка второго храма.. В 1794 г. - произошел переход из униатства в Православие. 1884 г. - устроение церковно-приходской школы. 31 июля 1886 г. - был убит протоиерей Феофан Драгоморецкий ( 1 июня 1880 г. переведен на приход). 1882 г. - освящение каменной колокольни. 1914-1915 гг. - произведен полный ремонт храма и его освящение.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   В большом храме с нарядными иконами в рушниках отслужил молебен пред иконою Божией Матери Касперовской настоятель храма - иерей Сергий Петренко. Вместе с ним служили 3-ое священнослужителей: протоиерей Олег, протоиерей Георгий и иерей Виталий.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   В храме находятся древнии иконы Святителя Митрофана Воронежского и св. Николая Чудотворца.

Возле храма сохранилось  место, где был похоронен протоиерей Феодор Станкевич первоначально, служивший здесь с 1818 по 1858 годы.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Место его нынешнего захоронения, матушки Агафьи и его дочери не обнаружено. Паломники были радушно встречены и после молебна приглашены на чаепитие.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Село Крутые - одиннадцатая остановка. Время прибытия - 14.25. Храм Покрова Пресвятой Богородицы открыт в 1872 году. Когда- то здесь было 3 православных храма и 2 костёла. Теперь остался только один православный  храм.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Царицу Небесную встречали дорожкой из лепестков роз, по сторонам украшенной живыми розами. Храм очень большой, просторный, хотя людей пожилого и среднего возраста немного. Настоятель протоиерей Иоанн Яхно отслужил молебен пред иконою вместе с 3-мя священниками. Душа его была переполнена радостью и ликованием. Речь произнёс протоиерей Георгий. Он взывал к покаянию, просил подходить к Царице Небесной с внутренним раскаянием о грехах.

Далее путь паломников лежал в дом настоятеля, где был устроен щедрый обед. Колокола провожали в путь весь Крестный Ход.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Двенадцатая остановка - село Тымково (время прибытия-16.15). Село названо в честь атамана Тымко.

1730-1750 гг. - основание с. Тымково. Во время набега татар (до 1770 г.) был разрушен первый храм во имя Архангела Михаила. 1774 г. - закладка нового Свято-Михайловского храма, в 1779 г. - его освящение. В 1844 г. - освящение Казанского храма. В 1872 г. - освящение храма после ремонта, обновление иконостаса и его роспись. 1861 г. - открытие церковно-приходской школы. 1897 г. - открытие школы грамоты. В 1794 г. - произошел переход из униатства в Православие. 15 июля 1888 г. - в день празднования 900-летия крещения русского народа заложена Владимирская церковно-приходская школа и освящены 2 иконы: св. равноап. вел. кн. Владимира и св. равноап. вел. кн. Ольги.

Храм в честь Казанской Божией Матери разрушен, ныне действует молитвенный дом в одной из комнат сельсовета. Но все же он является настоящим храмом для верующих.

   Прихожане встречали Богородицу и Крестный Ход с цветами в руках. Паломники  в ответ запели «Радуйся, Радосте наша». Храм был переполнен.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Повидаться со святыней Южного края приехали и жители других сёл. Настоятель храма протоиерей Вадим Кучерина отслужил молебен вместе с 3-мя священниками, а также с присоединившимся к Крёстному Ходу протоиереем Иоанном Яхно. Прихожанка храма со слезами на глазах рассказывала о их маленьком приходе, о доброте священника Вадима и качествах души матушки Татьяны, оставившей Одессу, безропотно следящей за хозяйством и воспитывающей 3-их детей. Прихожанка с радостью отметила, что последние 2-3 года люди стали приглашать на похороны священника, чего ещё недавно не было.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Храм - нарядный, иконы украшены вышитыми рушниками. Нами была обнаружена еще одна икона в технике флора-мозаики, которую так полюбили использовать местные мастера.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Слово взял настоятель храма  села Крутые - протоиерей Иоанн. Он поблагодарил протоиерея Олега и паломников за подвиг, который они совершили, довезя икону в храмы Кодымского района. Его ликование наконец вылилось в слова: «Те, кто были у Касперовской иконы Божьей Матери, знают, что такое душевный подъём в человеке». Это чувство осознавали не только священнослужители, но и простые прихожане и паломники. Это было действительно так.

Снова запели «Радуйся, Радосте наша» и священники стали проносить чудотворную икону над склонёнными головами людей, которые старались стать второй и третий раз под её омофор.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Последняя остановка-станция Слободка. Время прибытия-17.05.

В 1876 г. была открыта станция Слободка, которая находилась в 412 верстах от Киева. От нее начиналась Новосельская ветвь - кратчайший путь из Одессы в Австрию. 19 июня 1908 г. станцию посетил епископ Кишеневский и Хотинский Серафим Чичагов, в 1915 г. - епископ Болтский Пимен.  1920 г. - закладка молитвенного дома во имя Успения Пресвятой Богородицы, в 1923 г. - его освящение.

В 1923 году был освящён храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Колокольный звон, стеленная дорожка, а на ней лилии, розы, цветки календулы украшали путь Богоматери к храму. В храме не завершены ещё отделочные работы, но тем не менее, весь храм был заполнен людьми.

В храме служили молебен настоятель  - иерей Иоанн Готко, бывший настоятель - протоиерей Николай Добровольский, иерей из села Седьмой кут Виталий Мерзликин, а также трое священников с Крестного Хода.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   На иконостасе были размещены две иконы работы Петра Сазоновича Козловского из природного материала. Это иконы Спасителя и Божией Матери.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Также в храме находится иконы Божией Матери «Страдательница». привезенная из Москвы и древние иконы - свв. преп. Антония и Феодосия Печерских.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   Настоятель храма выступил с речью, в которой отметил, что чадолюбивая Мати огорчается, когда мы Её оскверняем руганью, что пора покаяться, подумать о Небесном. Он напомнил, что на земле мы скитаемся, ища покоя. В заключение, паломников Крестного Хода поблагодарили за то, что они приехали и разделили молитвы с прихожанами этого храма.

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

   После молебна было чаепитие. А после чаепития наступила пора прощанья.

«Как мне вас отпустить? - обращался протоиерей Георгий к группе паломников - Вы, как родные. Приежайте к нам в таком же составе на престольный праздник!»

Под звон колоколов чудотворная Касперовская икона Божией Матери вместе с Крестным Ходом начала свой путь домой. Паломники пели «Троице Святая, слава Тебе» и многие из них ощутили какое-то необъяснимое ликование в душе.
 
Автор: Наталья Коломиец

Вернуться назад