» » » Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области

Крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области


   По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского Измаильского c 14 по 15 июня 2010 года состоялся крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам Кодымского района Одесской области. Крестный ход был организован и проведен Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии.

Дорогие братья и сёстры, надеемся, что рассказ о крестном ходе поможет вам прочувствовать и приобщиться этому замечательному мероприятию.

В 8.10 утра 14 июня паломники во главе с протоиереем Олегом Мокряком отправились в путь. Исполняя Богородичное правило: «Богородице Дево, радуйся»  150 раз, все готовились к нелёгкому пути, в котором за столь малое время нам надлежало посетить 13 приходов: один - в городе , все остальные - в сёлах. Возможно, их  число было выбрано неслучайно: Спаситель и его 12 учеников.

Первая остановка - село Смолянка (время прибытия-12.45) было названо так в 17 веке за то, что жители этого села  добывали  смолу из деревьев местного леса.

   Приходу 380 лет, на карте Гиема де Боплана православный приход с. Смолянка отмечен с 1630 г. В 1784 г. состоялось освящение первого храма. В 1852 г. церковь была перестроена в крестовидную форму. В том же году была построена деревянная колокольня. В 1861 г. состоялось открятие и освящение первой церковно-приходской школы. В 1896 г. священник с. Смолянка подарил в древнее хранилище Подольской епархии библию Елизаветинского издания с гравюрами. 27 августа 1794 состоялся переход  из униатства в Православие священника Феодора сулимы с паствой.

Прихожане храма Иоанна Богослова встретили Божью Матерь в её Касперовском образе глубоко трогательно: под звон колоколов местные старушки стояли коленопреклонённо пред проносящейся иконой. Её путь был устлан полевыми цветами и травами.

Настоятель протоиерей Владимир Усатюк, протоиерей Георгий Кушнир, иерей Виталий Чебаненко, с возглавившим крестный ход протоиереем Олегом, отслужили пред иконой молебен.

 

   Совсем юный пономарь читал «Часослов». Каждый прихожанин получил в дар иконку Богоматери Касперовской и Спасителя.

От пожилой свечницы мы узнали горькую историю о том, как около 8 лет назад были выкрадены святыни храма, среди которых: плащаница, икона Целителя Пантелеимона с Афона, а также икона Божией Матери. Как выяснилось в дальнейшем, кража произошла одновременно в нескольких сёлах. След святынь утерян, остаётся только молиться о возвращении их в храмы.

Гостей сытно накормили, а те отблагодарили «Многая лета». Под звон колоколов Касперовскую икону Божией Матери пронесли над коленопреклонённой вереницей людей.

   Следующая остановка - Село Будеи ( в 14.05- время прибытия).

Село Будеи основано в первой половине 18 столетия. Землевладельцами были князья Любомирские. 13 сентября 1794 г. состоялся переход из униатства в Православие священников Феодора Завадского, Евдакима Белянского, Иоанна Полигетского и прихожан: 643 мужчин и 645 женщин. В этом же году был освящен храм св. вмч. Варвары. В 1748г. выделена земля для постройки церкви св. преп. Параскевы Сербской; 20 марта 1780 г. состоялось освящение этого храма. 19 февраля 1902 г. собраны 22 000 руб. и выделен бесплатный лесной массив на постройку нового храма. В 1952 г. произошло закрытие храма  и открытие в жилом доме молитвенного дома. 27 октября 1991 г. - освящение нового храма, 2004г - установление и освящение креста.

   Это место славится своими благодатными источниками. У одного из них всегда моляться о ниспослании дождя: после молебна во всей округе может дождя не быть, а над Будеями - как из ведра. В 1930-е годы, когда храм был закрыт, было намерение открыть в этом месте клуб. Одна девушка нарядилась в рясы священника и принялась танцевать. Её парализовало. Прикованная к кровати на 18 лет, она лежала, призывая всех к покаянию. Как не вспомнить здесь стояние Зои. Имя местной девушки выяснить не удалось. Но храм клубом так и не стал.

   Прихожане храма Параскевы Сербской также усеяли путь Божией Матери дорожкой полевых цветов и трав. Настоятель храма - иерей Георгий Лищенюк, вместе с протоиереем Георгием  Кушниром, иереем Виталием Чебаненко (которые отныне сопутствовали Крестному Ходу) и протоиереем Олегом отслужили молебен в большом храме. Иконы храма стояли нарядные - в рушниках и белых тюлевых занавесках.

Помимо благодарности, слова настоятеля, обращённые к пастве, были таковы: держать себя в Православии и приводить детей в храм, тогда  Господь их будет сохранять.

Село Ивашково - третья остановка на пути. Время прибытия -14.55.

1680 г. - освящение Свято-Никольского храма. 1880 г. - закладка Свято-Покровского храма., в 1884 г.- освящение. 6 декабря 1884г. - освяшение часовни, расположенной на месте старой церкви. 1869 г. - открытие церковно-приходской школы. 3 июля 1773 г. - переход из униатства в Православие священника и прихожан в лесу около села находится святой источник под названием "Пустой". В тяжелые времена он полностью пересыхает. В глубине источника люди видели не раз образ Царицы Небесной.

Совсем недавно, во время окропления домов, протоиереем Георгием Кушниром была найдена могилка основателя Свято-Покровского храма. Интересно отметить, что в 1960 году здесь служил иеромонах Георгий Горбачук. Он запомнился людям как батюшка-врачеватель. До 500 душ принимал он в день. Не имея медицинского образования, лечил мазями из трав. Злые сердца позавидовали его умению - батюшка попал в тюрьму. В Одесской тюрьме он и закончил свой земной путь. Письменные рецепты его мазей, к сожалению, не сохранились.

Звон колоколов, ковровая дорожка, розы, лилии, ромашки - так приветствовали прихожане прибывшую к ним Богоматерь в её образе Касперовская.    Местный протоиерей - Анатолий Зубрий, протоиерей Олег, протоиерей Георгий и иерей Виталий отслужили молебен пред иконою. В своей речи протоиерей Анатолий поблагодарил за принесённую радость, а также отметил, что в повседневной жизни нам порой некогда поднять глаза к небу, а ведь - это наша истинная обитель. Он пожелал своим прихожанам, чтоб Господь подал каждой душе то, что ей необходимо.

   Паломникам удалось лицезреть икону Николая Угодника очень древнего письма (есть предположения, что она находилась в храме уже в 1850 году), а также кроткий лик Богородицы Афонского письма «Достойно Есть», названной «Милующая». Она была подарена храму на престольный праздник - Покрова Пресвятой Богородицы.

По окончании молебна паломников ждал щедрый обед. Прихожане склоняются под проносящейся иконой. И снова - в путь.

В 1777 г. состоялось освящение церкви в с. Сербы. В 1779 г. храм был сожжен. 29 апреля 1784 г. - освящение новой церкви св. вмч. Дмитрия Солунского. 1864 г. - расширение храма. 3 июля 1773. - переход из униатства в Православие священника и прихожан.

   По пути к четвёртой остановке Крестного Хода паломники узнали, что варварски уничтожен крест, знаменовавший въезд в село Сербы, а в леске рядом с селом живут двое юродивых - Петро и Марья. Они часто приходят в храм. На них весело посмотреть. Живут они в окопах. Протоиерей Георгий обеспечил их печкой-буржуйкой, помог в оформлении паспорта Петру, а также и пенсии. Небезразлична жизнь людей местным батюшкам. Внимательны они и, чем могут, стараются помочь.

16.20-время прибытия в село Сербы (или Калиновку). Говорят, что названо это село в честь его жителей - сербов. Этот народ имеет свой нрав и отличается большим трудолюбием. Жители этого села разнятся от жителей других сёл. В 1773 году произошёл переход из униатства в православие. Нынешний храм Великого Димитрия Солунского ранее был костёлом. До суда дело доходило, но отвоевали его. Протоиерей Георгий рассказал историю жизни человека, по чьей инициативе храм был разрушен в годы советской власти:

Виктора Белоконя, Героя Социалистического Труда, уже было готовили на дважды Героя, даже место под памятник ему при жизни расчищали. Всё было хорошо в этом человеке. Многим в селе он помог при строительстве домов. Единственное, что не устраивало его - это местная церковь, служившая спортзалом в те годы. Директор школы Ребицкий был не против разрушения храма. Дело оставалось за малым - собрать подписи жителей. Тогда эти двое пошли на хитрость: здешним старушкам раздавали листы бумаги, говоря: подпишитесь «за мир». Листы были собраны и вот уже там значилось вместо пресловутого «за мир»  -  «не против снести храм». К храму были направлены воины, использовано 25 динамитов. Два дня потратили, чтоб взорвать тот храм, который местный батюшка построил, перенося в подряснике по кирпичику.

Спустя время ложь всплыла. Было заведено уголовное дело. Понемногу слава и уважение к Виктору стали идти на «нет». Прошло 12 судов. Последний - в Одессе. И вот в 1992 году по дороге домой его машина  врезается в дерево, и он погибает в автокатастрофе. Как поведал протоиерей Георгий, который был на его похоронах, Виктор  не раскаялся в свершённом злодеянии.

Колокольный звон. Теперь  Божья Матерь посещает и этот приход. Настоятель храма - протоиерей Пётр Гранич свершает молебен  пред чудотворной иконой вместе с протоиереем Олегом и присоединившимися к крестному ходу - протоиереем Георгием и иереем Виталием. Престольная икона Димитрия Солунского поразила всех цветком, что оставался с зелёными листочками в течение всего года. Был он снят с плащаницы на прошлой Пасхе и положен к иконе.

   Древняя икона Димитрия Солунского находится также здесь. Иконостас храма украшают иконы, выполненные в технике флора-мозаика бывшим учителем рисования Петром Сазоновичем Козловским, который сейчас находиться на пенсии. Как он поведал, Господь водит его рукою и Ему лишь благодарность, так как приступает он к работе всегда после молитвы. А любит работать под песню «Проснись, Святая Русь». Шесть икон - шесть лет. Зёрнышки красного перца, манки, пшена, ржи, ячменя, выложенные пинцетом и покрытые бесцветным лаком образуют лики Богородицы и Спасителя. В данный момент сельский художник работает над иконами св. Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского.

Пятый приход - село Шершенцы (время прибытия-17.45).

1630 г. - освящение первой церкви. 1888 г. - в день 900-летия крещения Руси в селе Шерсенцы сооружен каменный крест, и выделены средства на обновление церковной иконы св. кн. Владимира. В 1893 г. - была устроена церковная библиотека.  1856 г. - открытие первого приходского училища. 1797 г. - закладка Свято-Михайловского храма. 1806 г. - освящение храма. 22 июля 1897 г. - освящение места закладки нового храма.

   В годы советской власти из церкви был устроен клуб. Настенная роспись, точнее - изображения  пророка Давида, Моисея, св. Василия Великого, св. вмч. Варвары и св. вмч. Екатерины чудом сохранились. Колокольный звон радостно приветствовал Богоматерь. Молебен служил настоятель - иерей Василий Олейник вместе с протоиереем Олегом и настоятелями Кодымского храма и села Пирожная.

Не минула участь храма села Смолянка и этот храм: он также 8 лет назад был обворован. Святыни исчезли в неизвестном направлении. Но второй раз св. архангел Михаил свой храм не дал обворовать. Как рассказал настоятель - иерей Василий: в храм залезли воры, а в 2 часа ночи раздался сам по себе колокольный звон. Воры испугались и убежали.

   Он обратил внимание на старинную икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (на грошиках) 1888 года - копию иконы из Санкт-Петербурга. А также  иконы на иконостасе, которые находятся здесь с момента основания храма. В те далёкие времена, сперва выполнялась резьба по дереву, а уже сверху наносилась роспись.

Иерей Василий рассказал, что за селом была построена часовенка в честь иконы, которая была найдена на том месте в колодце. Икона стала проявляться, а вода из колодца была настолько вкусной, что её возили на экспертизу в Одессу.

На прощание с Богоматерью в её Касперовском образе по округе опять разлился колокольный звон. Икону бережно закутали и пронесли под начавшимся дождём (возможно, в Будеях на источнике помолились, и дождь дошел до Шершенцев).

Шестая остановка - село Загнитково (время прибытия-18.50).

   Основано местечко в начале 18 века. 1725 г. - освящение первого храма. В 1769 г. - церковь была сожжена. В тот же год произошла закладка нового храма, который в 1770 г. был освящен. 1794 г. - переход из униатства в Православие. 1825 г.- выделение церковной земли и закладка второго храма.  1853 г. - освящение 3-х ярусной колокольни. 1895 г. - устройство женской школы. 1903 г. - закладка нового школьного здания. 1905 г. - освящение его.

   Здешнему Свято-Архангело-Михайловскому храму 21 ноября будет ровно 2 года. Строил его настоятель-протоиерей Владимир Плотник.

Снова радостный колокольный звон, а также дорожка из роз приветствовали Богородицу. Храм был заполнен. Был отслужен молебен и всенощное бдение. Часть людей сразу после молебна ушла. Как выяснилось, время было загонять и доить кормилиц-коров.

Настоятель рассказал, что когда прежний храм вернули, остался рядом с ним  памятник Ильичу Ленину с рукой, показывавшей на храм. Памятник свалили, а батюшка пошёл просить к оставшимся коммунистам: заберите памятник с нашей территории. Те ответили, что он им не нужен. Тогда батюшка вывез его в овраг, и что удивительно, кто-то его подобрал.

После службы паломников ждал благодатный ужин, после чего гостеприимным хозяевам было пропето «Многая лета». Не хотелось прощаться с этими радушными людьми. Паломники на прощание с глубокой сердечностью и верой пропели песнь «Богородице, Богородице» для прихожан храма. И лишь, когда протоиерей Олег благословил в путь, направились в автобус.

Уже стемнело, но впереди Крестный Ход ждали ещё 2 остановки. Село Пирожная (время прибытия-21.40).

1858 г. - освящение Свято-Михайловского храма. 8 ноября 1869 г. - освящение нового иконостаса. две иконы иконостаса: Спасителя и Божией матери были напеисаны рукою архиепископа Могилевского и мстиславского Антония, родившимся в этом селе. 1870 г. - открытие новой церковно-приходской школы в с. Пирожная. 1794 г. - переход из униатства в Православие. 1900 г. - освящение храма.

   Здешний храм построен в честь Архангела Михаила. Храму 21 ноября исполнится 20 лет. Паломникам не довелось его  лицезреть  в этот Крестный Ход. Их ждало нечто неожиданное и незапланированное - купание в источнике.

Настоятель храма - иерей Виталий Чебаненко, всё это время находившийся с Крестным Ходом, отслужил в своём селе молебен пред чудотворной Касперовской иконой на входе в часовенку в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Её праздник - в 10-ую пятницу по Пасхе. Регентовал - мужчина.

Вдалеке вспышки грозы окрашивали небо. Людей, несмотря на поздний час, пришло довольно много. Среди них было и немало детей. Речь иерея Виталия многих глубоко затронула. Он выразил то, что чувствовали все, - день перешёл в ночь, а на сердце было радостное торжество. Отец Виталий призывал всех прихожан подойти к Матери Божией в её образе Касперовском с умилением, трепетом, благодарностью и попросить с верой о том, в чём есть нужда.

   Далее свершилось купание в источнике.

В десятую пятницу по Пасхе совершается крестный ход к Демковским колодцам.

   Легенда о святом источнике гласит: когда-то этой местностью странствовали чумаки. Именно здесь проходил торный путь на юг. Как-то возвращаясь с полной поклажей в несколько возов в безлунную ночь, они почувствовали, что потеряли все ориентиры и заблудились. С наступлением рассвета чумаки  огляделись и ужаснулись: это было самое гиблое место округи. Вся поклажа вместе с впряженными волами, да и они сами погружались в бездонную трясину. Молитвенный вопль исторгся из их душ. Они молили Господа Иисуса Христа и Божию Матерь о спасении и обещали, что, если останутся в живых, то осушат эти болота и ископают три колодца, для того, что бы путники могли испить чистой благодатной воды. И молитва их дошла до престола Всевышняго. С удивлением чумаки наблюдали, как волы стали выбираться из трясины. Очутившись, наконец, на твердом месте, они пали на колени и возблагодарили Бога за Его милость. Выполняя обет, они осушили болота и ископали 3 колодца, в которых вода оказалась целебной. Был отслужен благодарственный молебен, после которого многие болящие получили исцеление от этой воды. Волы и часть поклажи были проданы. На вырученные деньги чумаки устроели трапезу, пригласив людей из окрестных селений. Было это в десятую пятницу по Пасхе. Спасенные чумаки ежегодно в этот день устраивали совместную трапезу, а покидая этот мир, заповедывали детям и внукам продолжать эту традицию.

   Вот и  Крестный Ход с появившимися у паломников после посещения источника силами, направился к последней своей остановке этого дня - городу Кодыме.

 

   В 23.10 Крестный Ход прибыл в город Кодыму к Кресто- Воздвиженскому храму.

В 1780 г. - произошла закладка Кресто-Воздвиженской церкви. 1878 г. - состоялось расширение церкви посредством достройки боковых пределов. 1836 г. - к церкви пристроена 3-х ярусная колокольня. 1855 г. - удлинение храма и предание ему формы креста. 1860 г. - открытие школы грамоты. 1884 г. - устроение нового деревянного иконостаса с позолотой. 1888 г. - проебразование ее в церковно-приходскую. 1965 г. - освящение храма после ремонта. 1990 г. - построено здание приюта в церковной ограде.

Несмотря на столь поздний час и льющийся дождь, на колокольне звучали колокола с огромной силой, а путь Богоматери был усеян пышными алыми розами по краям и розовыми лепестками - посредине. Настоятель храма - протоиерей Георгий Кушнир вместе с прихожанами и прибывшими паломниками коленопреклонённо пропели песнь Богоматери «Царице моя преблагая».

На этом труды сего дня завершились, паломники остались на ночлег в храме, некоторые поехали в дом прихожанки. А настоятель храма всю ночь читал пред чудотворною иконою акафисты.

Утро приветствовали низколетающие ласточки. Свои гнёзда они свили прямо на окнах храма, видно, спокойно и хорошо им здесь. Служба началась в 7 часов. Божественную Литургию настоятелю помогали служить протоиерей Олег, а также протоиерей Георгий Варгаки.

   А теперь некоторые моменты убранства храма. В храме находится редкая икона «Не рыдай мене мати». Интересно, что в настенной росписи картины Распятия, Снятия с креста и Воскресение объединены в один сюжет.

На иконе свв. Кирилла и Мефодия св Кирилл изображён с открытой книгой. В этой книге изображение, сходное с изображением пишущего евангелиста Марка.

Интересно изображение Спасителя на иконе «Снятие с Креста». В настенной росписи алтаря в воздухе по центру от апостолов - изображение чаши, а рядом с ней - изображения 2-ух ангелов, но не держащих, а находящихся рядом с ней.

В крестильне снова можно встретиться с иконами кисти Петра Сазоновича Козловского. Обе иконы выполнены в технике флора-мозаика.

Увидеться с иконой Божией Матери Касперовской подъехало двое людей на инвалидных колясках.

   С надеждой на чудо и верой в исцеление они приложились к святыни. Мужчина исповедовался у протоиерея Олега, и все остальные прихожане имели таковую возможность.

   Старшая и младшая группа детского сада (дети, начиная с 1.5 лет) вместе с воспитательницами побывали на встрече с Богоматерью в её образе Касперовская.

Местная школа-лицей не упустила возможности приветствовать приход Божией Матери в их храме. 364 человека занимаются в ней, большая часть пришла. Ученики 4-го класса: Андрей Шепитка и Богдан Мукан поведали о том, что их прародители по мужской линии помогали строить этот храм.

   Интересно было узнать, что в 1997 году алтарь был перенесён на восток. В храме также побывал историко-краеведческий отряд «Красная калина», состоящий из ребят 6-8 классов школы-лицея. Учителя с радостью отмечали, что дети стали «какие-то шёлковые, спокойные, перестали шуметь».

Настоятель протоиерей Георгий в своей проповеди рассказал о грешнике, который по молитвам Богоматери пред Сыном Ея был прощён. Он просил прихожан помнить, что Она - наша Матерь.

   Среди паломников находилась некрещёная девочка сирота Лия. Во время Крестного Хода в ней созрело желание покреститься. И пока служилась Божественная Литургия, она приняла крещение в источнике в честь Ахтырской Божьей Матери в селе Пирожная. Крестил её иерей Виталий - местный настоятель прихода. Нас поразили едва уловимая перемена, которая незамедлительно произошла в девочке и отразились в ее облике.

После службы паломники были приглашены на утреннюю трапезу. Служащие храма готовили её всё ночь, тем ценнее и вкуснее она была.

   На прощание  в храме паломники пропели для кодымчан молитвы: «Богородице, Богородице» и «Благодарю Тебя». Те же растрогавшись, просили листочки со словами песен себе на память. Под звон колоколов Крестный Ход тронулся дальше.

 

   Девятый приход-село Лысогорка ( ранее - Французское). Время прибытия -12.15. 

Основание села - первая половина 18 века. В 1945 г. был основан приход и освящен первый храм. В 1794 г. - произошел переход настоятеля и прихожан храма из униатства в Православие.  1884 г. - расширение церковно-приходской школы  и ее освящение. 1862 г. - закладка храма.

Нынешний храм в честь Николая Чудотворца был освящён в 1956 году. Когда-то в храме, который сейчас разрушен, трудился Богу и людям протоиерей Лаврентий Перебин. Один случай с ним поведал протоиерей Георгий Кушнир: В советские годы жила здесь верующая старушка с сыном-атеистом. Перед смертью она попросила его выполнить её последнюю просьбу - похоронить её с отпеванием. Сын не осмелился нарушить данное матери слово, он пригласил отца Лаврентия, но время назначил раннее, пока все гости не собрались. Отец Лаврентий же опоздал и пришёл, когда все пришли. Он отслужил за упокой и думал уже ехать. Как в голове у одного из друзей хозяина мелькнула мысль подколоть священника. «Батюшка, мне надо покрестить козу» - заявить тот. «Ну, что ж, - не растерялся Отец Лаврентий, - покрестим, коли ты принесёшь мне документ, что ты - отец этой козы». Большевик рассвирепел, но сделать ничего не мог. Этот человек, по словам протоиерея Георгия ещё жив, но как только увидит священнослужителя, десятой дорогой его обходит - помнит случай из далёкой молодости.

Настоятель нынешнего храма - протоиерей Алексий Горбатюк дружит с директором школы. Тот направляет детей в храм, помогая давать им православное образование.

   Чудотворную икону Божией Матери встретил громкий колокольный звон, но когда паломники подошли ближе, их ждала интересная картина - двое мальчишек создавали его. Один из них бил по двум газовым баллонам млотком. Как выяснилось, эти двое ребят - Олег и Дима, внуки настоятеля. Баллоны, прекрасно заменяющие колокола отец настоятель привез сам.

   В самом храме паломников ждала ещё одна неожиданность: настоятелю помогал служить молебен детский хор. Его ведёт дочь  протоиерея - Ирина Оверина. В хоре 10 девочек 8-12 лет с сильными звонкими голосами. Олег и Дима тоже  поют  в  хоре. И хотя хор существует всего полгода, все дети умеют читать на церковнославянском языке.

   В храме находится древняя икона Божией Матери «Утешительница».

Молебен служили с настоятелем протоиерей Олег, а также вновь присоединившиеся на следующий день протоиерей Георгий и иерей Виталий.

   Настоятель храма сердечно благодарил протоиерея Олега, паломников за привезённую святыню. «Такой радости не было отныне и до века», - сказал он .

   Десятая остановка - село Лабушное (первоначально Яблочное). Время прибытия-13.05.

Местному приходу 216 лет. Храм Вознесения Господня открыт в 1846 году. Сейчас он является памятником архитектуры местного значения. Основание села - первая половина 17 века. 1736 г. - освящение первого Свято-Михайловского храма. 1849 г. - закладка второго храма.. В 1794 г. - произошел переход из униатства в Православие. 1884 г. - устроение церковно-приходской школы. 31 июля 1886 г. - был убит протоиерей Феофан Драгоморецкий ( 1 июня 1880 г. переведен на приход). 1882 г. - освящение каменной колокольни. 1914-1915 гг. - произведен полный ремонт храма и его освящение.

   В большом храме с нарядными иконами в рушниках отслужил молебен пред иконою Божией Матери Касперовской настоятель храма - иерей Сергий Петренко. Вместе с ним служили 3-ое священнослужителей: протоиерей Олег, протоиерей Георгий и иерей Виталий.

   В храме находятся древнии иконы Святителя Митрофана Воронежского и св. Николая Чудотворца.

Возле храма сохранилось  место, где был похоронен протоиерей Феодор Станкевич первоначально, служивший здесь с 1818 по 1858 годы.

   Место его нынешнего захоронения, матушки Агафьи и его дочери не обнаружено. Паломники были радушно встречены и после молебна приглашены на чаепитие.

   Село Крутые - одиннадцатая остановка. Время прибытия - 14.25. Храм Покрова Пресвятой Богородицы открыт в 1872 году. Когда- то здесь было 3 православных храма и 2 костёла. Теперь остался только один православный  храм.

   Царицу Небесную встречали дорожкой из лепестков роз, по сторонам украшенной живыми розами. Храм очень большой, просторный, хотя людей пожилого и среднего возраста немного. Настоятель протоиерей Иоанн Яхно отслужил молебен пред иконою вместе с 3-мя священниками. Душа его была переполнена радостью и ликованием. Речь произнёс протоиерей Георгий. Он взывал к покаянию, просил подходить к Царице Небесной с внутренним раскаянием о грехах.

Далее путь паломников лежал в дом настоятеля, где был устроен щедрый обед. Колокола провожали в путь весь Крестный Ход.

   Двенадцатая остановка - село Тымково (время прибытия-16.15). Село названо в честь атамана Тымко.

1730-1750 гг. - основание с. Тымково. Во время набега татар (до 1770 г.) был разрушен первый храм во имя Архангела Михаила. 1774 г. - закладка нового Свято-Михайловского храма, в 1779 г. - его освящение. В 1844 г. - освящение Казанского храма. В 1872 г. - освящение храма после ремонта, обновление иконостаса и его роспись. 1861 г. - открытие церковно-приходской школы. 1897 г. - открытие школы грамоты. В 1794 г. - произошел переход из униатства в Православие. 15 июля 1888 г. - в день празднования 900-летия крещения русского народа заложена Владимирская церковно-приходская школа и освящены 2 иконы: св. равноап. вел. кн. Владимира и св. равноап. вел. кн. Ольги.

Храм в честь Казанской Божией Матери разрушен, ныне действует молитвенный дом в одной из комнат сельсовета. Но все же он является настоящим храмом для верующих.

   Прихожане встречали Богородицу и Крестный Ход с цветами в руках. Паломники  в ответ запели «Радуйся, Радосте наша». Храм был переполнен.

   Повидаться со святыней Южного края приехали и жители других сёл. Настоятель храма протоиерей Вадим Кучерина отслужил молебен вместе с 3-мя священниками, а также с присоединившимся к Крёстному Ходу протоиереем Иоанном Яхно. Прихожанка храма со слезами на глазах рассказывала о их маленьком приходе, о доброте священника Вадима и качествах души матушки Татьяны, оставившей Одессу, безропотно следящей за хозяйством и воспитывающей 3-их детей. Прихожанка с радостью отметила, что последние 2-3 года люди стали приглашать на похороны священника, чего ещё недавно не было.

   Храм - нарядный, иконы украшены вышитыми рушниками. Нами была обнаружена еще одна икона в технике флора-мозаики, которую так полюбили использовать местные мастера.

   Слово взял настоятель храма  села Крутые - протоиерей Иоанн. Он поблагодарил протоиерея Олега и паломников за подвиг, который они совершили, довезя икону в храмы Кодымского района. Его ликование наконец вылилось в слова: «Те, кто были у Касперовской иконы Божьей Матери, знают, что такое душевный подъём в человеке». Это чувство осознавали не только священнослужители, но и простые прихожане и паломники. Это было действительно так.

Снова запели «Радуйся, Радосте наша» и священники стали проносить чудотворную икону над склонёнными головами людей, которые старались стать второй и третий раз под её омофор.

   Последняя остановка-станция Слободка. Время прибытия-17.05.

В 1876 г. была открыта станция Слободка, которая находилась в 412 верстах от Киева. От нее начиналась Новосельская ветвь - кратчайший путь из Одессы в Австрию. 19 июня 1908 г. станцию посетил епископ Кишеневский и Хотинский Серафим Чичагов, в 1915 г. - епископ Болтский Пимен.  1920 г. - закладка молитвенного дома во имя Успения Пресвятой Богородицы, в 1923 г. - его освящение.

В 1923 году был освящён храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

   Колокольный звон, стеленная дорожка, а на ней лилии, розы, цветки календулы украшали путь Богоматери к храму. В храме не завершены ещё отделочные работы, но тем не менее, весь храм был заполнен людьми.

В храме служили молебен настоятель  - иерей Иоанн Готко, бывший настоятель - протоиерей Николай Добровольский, иерей из села Седьмой кут Виталий Мерзликин, а также трое священников с Крестного Хода.

   На иконостасе были размещены две иконы работы Петра Сазоновича Козловского из природного материала. Это иконы Спасителя и Божией Матери.

   Также в храме находится иконы Божией Матери «Страдательница». привезенная из Москвы и древние иконы - свв. преп. Антония и Феодосия Печерских.

   Настоятель храма выступил с речью, в которой отметил, что чадолюбивая Мати огорчается, когда мы Её оскверняем руганью, что пора покаяться, подумать о Небесном. Он напомнил, что на земле мы скитаемся, ища покоя. В заключение, паломников Крестного Хода поблагодарили за то, что они приехали и разделили молитвы с прихожанами этого храма.

   После молебна было чаепитие. А после чаепития наступила пора прощанья.

«Как мне вас отпустить? - обращался протоиерей Георгий к группе паломников - Вы, как родные. Приежайте к нам в таком же составе на престольный праздник!»

Под звон колоколов чудотворная Касперовская икона Божией Матери вместе с Крестным Ходом начала свой путь домой. Паломники пели «Троице Святая, слава Тебе» и многие из них ощутили какое-то необъяснимое ликование в душе.
 
Автор: Наталья Коломиец

Комментарии


Обязательно добавлю Ваш сайт в закладки

Здравствуйте!

Отзовитесь, пожалуйста, у кого сохранились фотографии разрушенной церкви в селе Сербы

Здраствуйте. Мне очень понравился репортаж, я сама родом с Кодымского районе. Я как будто сама была учасницей Крестного хода. Благодарю за ваш репортаж. Спаси вас Господи!

Здраствуйте! У меня в с. Лысогорка живёт бабушка, к которой я приезджаю на летние каникулы. Прочитав этот репортаж я очень обрадовалась. Я рада, что не забыли о нашем маленьком приходе! Хотелось что бы почаще привозили святыни в наш храм. Может быть духовность нашего села возродится. Спаси всех Господи!

Игнатий

Доброго времени суток!
Несогласному - да, слово "комменты" - не очень литературное, но даже если я заменю его на "комментарии&quo
t;, репортаж не станет от этого грамотнее, Вы и сами это видите, правда?
Татьяна! Меня очень удивило и возмутило желание администрации сайта оставить репортаж в первозданном виде. "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" - это надо понимать так, что в репортаже специально сделаны многие ошибки, чтобы привлечь малограмотных людей? Не думаю, что св. апостол вкладывал такой смысл в это высказывание.
Благодарю Александра за замеченные ошибки. Он, вероятно жалея автора, еще не все указал. Александр! В связи с возникшей ситуацией, может быть стоит попробовать обратиться к одному из викариев Блаженнейшего Митрополита? У вас в Киеве это лучше получится. Пусть тоже прочитает репортаж.
Всего хорошего!

Александр, студент КДА

Здравствуйте, Татьяна!
Ваш комментарий меня просто возмутил. Я понимаю, что каждый хочет найти себе оправдание, но...
Объясните тогда, пожалуйста, хотя бы то, как Спасителя можно снять с Христа; в каком смысле Димитрий Солунский назван Великим и почему молитвы у Вас напевают, как песенки. Если я Вас правильно понял, - это новая форма миссионерства? В чем она заключается? Угадай, где ошибка, что ли?

Александр, спасибо за Ваш комментарий.
Сайт Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства, действительно, является официальным. Но, что же это означает? Помимо «правильного учения» нам бы хотелось, что бы каждый человек мог найти в наших репортажах не только полезную информацию, но и смог обрести ощущение сопричастности событиям, которые в них отражены. Для нас заведомо было очевидным, что, размещая этот репортаж, мы идем на определенные риски, в том смысле, что обязательно появятся критические отзывы на него. Но в наши планы входят еще более смелые намерения: предложить участникам крестного хода делиться своими впечатлениями с целью последующего их использования в заключительной части каждого репортажа.
В наш Отдел поступило немало звонков с разными отзывами. Кто-то считает этот репортаж одним из лучших за последние годы, кого-то, напротив, удивила подобная манера повествования на официальном сайте… Мы же рады тому, что удалось приобщить ранее мало заинтересованных людей. "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор 9,22) Ап. Павел.

Александр, студент КДА

Здравствуйте, дорогие одесситы!
Я впервые в Вашем городе. Приехал в гости к друзьям. Они провели экскурсию по храмам Одессы и ознакомили меня с некоторыми одесскими православными сайтами. Был приятно удивлен тем, что в наше нелегкое время у Вас ведется миссионерская работа. Одной из ее форм является проведение крестных ходов. Вот и в Вашей епархии проводятся крестные ходы с Касперовской иконой Божией Матери.
А вот репортажем и особенно некоторыми комментариями был огорчен. Благодарен тем посетителям, которые честно пытались исправить и дополнить репортаж. Ведь этот сайт, как я понял, официальный, и, в некотором смысле должен являться эталоном не только правильного учения Церкви, но и грамотности.
Жду репортаж о следующем крестном ходе. С ним я уже ознакомлюсь в Киеве, с однокурсниками.
Желаю помощи Божией в ваших трудах.

В русском языке слово « комменты» отсутствует, есть «комментарии».
Сленг Ваш, явно, не для этого сайта. И, вообще, злой Вы. …Сами ничего не делаете, вот Вас и злит, что кто-то делает благие дела. Пишите лучше, присылайте свои работы. Однако, с Вашим сленгом, не думаю, что у Вас получится лучше. Складывается мнение, что у Вас что-то личное.

Игнатий

Доброго времени суток!
Прочитал репортаж и комменты. Хочу обратиться к Нине, Оле, Вячеславу, Ангелине. Скажите, вы действительно не заметили ошибки в репортаже?
Маленькая подсказка: прочитайте для сравнения репортажи о крестных ходах одно-, двух-, трехгодичной давности (например о крестном ходе по Саратскому р-ну, куда ездил и я). Или предложите высказать мнение об этом репортаже человеку с филологическим образованием.
Извините, но, судя по вашим комментам, "неординарное мироощущение", "эмоциональное и красочное описание", "хорошая, настоящая простота" - это синонимы ужасающей безграмотности, которая не должна присутствовать на официальном сайте отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства.
Представьте себе, писать можно живо, образно, ярко, но при этом и грамотно.
Я думаю, что крестные ходы имеют большое значение в деле миссионерства. Не менее важны и рассказы (репортажи) о них.
"Проклят, кто дело Господне делает небрежно" (Иер. 48:10).
Задумайтесь!

Братья и сестры, мы же христиане, а Христос - это Любовь. Прекрасный репортаж, очень живой и чистосердечный. Хорошие фотографии, которые правдиво отразили дух Крестного хода. Много исторических фактов. Работа проделана огромная. Дело не в стилистике. Мы не на журфаке, а главная задача сайта - осветить жизнь православных, даже в самых отдаленных уголках нашей епархии. В сообщении Аленки я вижу обиду за любимого батюшку, о котором, как она считает, недостаточно написано. Есть рациональное предложение. Можно создать рубрику, где будут публиковаться репортажи и статьи о батюшках и приходах нашей епархии. Авторами будут сами прихожане. Было бы замечательно, если бы Аленка сама написала статью о батюшке и прислала фото. Но, это другой жанр. А репортаж о Крестном ходе хороший. Представляю, сколько автор работал и вложил души в репортаж. Спаси Вас Господи.

В связи с получением разноречивых комментариев на данный репортаж, администрация сайта посчитала возможным оставить его в первозданном виде. Наряду с работами профессионалов наш сайт предоставляет возможность делиться впечатлениями от мероприятий, которые проводит наш Отдел, верующим православным людям со своим, подчас, неординарным мироощущением.
Мы всегда рады отзывам и приглашаем к сотрудничеству профессиональных журналистов и фотокорреспондентов.

Вячеслав

Спасибо за рассказ. После него на душе осталось доброе и светлое ощущение.
Прочел комментарии размещенные ниже, и отметил, что меня стилистика вполне устраивает. Это - та хорошая, настоящая простота, к которой приходят уже после усложнений и "мудрований"
;.

Спасибо большое. Очень интересный репортаж. У меня такое ощущение, что я побывала там(так все эмоционально и красочно описано). Появилось желание поучаствовать в следующем Крестном ходе.

Нина

Добрый день!
С удовольствием прочла репортаж, и с удивлением - отзывы после него.
Меня порадовали стилистика и образность мышления автора. Отметила, что уровень художественности только вырос.
Неужели "причесанный" и выхолощенный стиль повествования - это та форма, в которую должны облекать живые впечатления от крестного хода его участники? Впрочем, не все филологи могут оценить прозу, например, Платонова - "слишком" уж образно...
Спасибо девушке, которая с такой любовью рассказала о Кодымском батюшке о. Георгии. Странно только, что осталась не понятой фраза "об обеде, который стал вкуснее и ценнее от того, что готовился целую ночь ", ведь там где жертва, еда перестает быть просто едой, она становится и, правда, особенной ценностью.
Очень яркий и живой рассказ. Спасибо.

Аленка,

Здравствуйте! Хочу поблагодарить девушку,которая написала об отце Георгии. Здоровья Вам и благополучия! Пусть побольше людей подключаются и пишут о своих батюшках:ведь так приятно узнать подробности о их жизни и о их делах,не попавшие в репортаж. Я понимаю,что написание репортажа происходит в походных условиях между молебнами и включить всё порой не удаётся. А батюшка был с паломниками на протяжении всего Крестного Хода и за этот короткий период его все тоже успели полюбить. К тем замечательным отзывам об отце Георгии уже можно добавить и такие его качества,как смирение, и кротость: он умолчал о своих трудах.

Злата

Здраствуйте мои дорогие!Большое спасибо за интересный репортаж!Конечно есть много недоработок в стилистике и хотелось бы увидеть больше фоток!Но я думаю что в следующем репортаже Вы исправитесь!:)Читайте больше духовной литературы!

Аленка

Добрый вечер! Я учусь в институте, и каждые каникулы бываю в Кодыме у бабушки. С настоятелем храма, отцом Георгием, знакома очень давно. Это очень добрый человек и настоящий пастырь. Он полностью перестроил и расширил храм, украсил его прекрасными росписями. И то, что в храме сейчас поет два хора, один из которых детский - тоже его заслуга. Кроме того, трудами батюшки построено здание воскресной школы и начато строительство гостиницы для паломников. К тому же отец Георгий регулярно посещает местную больницу, на территории которой построил часовню в честь великомученика Пантелеимона.
Увы, автор репортажа обо всем этом скромно умалчивает. Зато меня удивила фраза об обеде, который стал вкуснее и ценнее оттого, что готовился целую ночь jokingly .
Интересно было бы увидеть, как выглядят храмы в других населенных пунктах, но фотографии чаще всего отсутствуют, а те, что есть - оставляют желать лучшего sad

Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии