«    Июль 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  
меню
 
телепрограмма
газета
журнал
АРХИВ ЖУРНАЛА
популярные
    комментарии
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Валентин
      Написал(а): Валентин
    rss-новости

    Кипрская Православная Церковь предложила поправки к тексту «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»

    Кипрская Православная Церковь распространила официальное заявление, в которой отражена ее позиция накануне Всеправославного Собора.

    Изменился ли католицизм?

    При всех внутренних изменениях католичества скрепляющий его папский стержень и сегодня остается неизменным. Более того, все намеренные изменения как раз и направлены на то, чтобы «диктат папы» ...

    Вступление Сербии в Евросоюз – ошибка или благо?

    Стремясь сохранить христианскую веру, сербский народ на протяжении веков претерпел множество страданий, начиная с времен, когда он был терзаем мечами исламских завоевателей и нашествия фашизма до ...
    обращение
    Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!
    телефон
    Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер +38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...
    ссылки
    облако
     

    Вам когда-то приходилось пересказывать художественное произведение? Задача заведомо неосуществимая. Можно прочертить сюжетную линию, набросать характеристики героев, выделить запомнившиеся детали. Можно потратить на обсуждение и оценки больше времени, чем нужно для прочтения, но это не заменит личной встречи каждого читателя с автором – через его текст. Нельзя встретиться за другого, нельзя почувствовать за другого, нельзя прожить за него жизнь. Вспоминаем об этом, когда пытаемся пересказать нашу беседу с Натальей Брыль – руководителем театра-общины «Нарния». Казалось бы, все просто: трехчасовое общение за чашкой чая, знакомство с семьей Натальи Георгиевны и протоиереем Владимиром Корецким – духовным руководителем театра; рождественский спектакль «Щелкунчик», группа «Евгений Онегин. 11 глава» в социальной сети, тексты ребят-«нарнийцев»… А собрать это в одно целое, подобрать емкие определения – не удается. Многомерно, сложно, неоднозначно. Хочется сдаться, как перед художественным произведением, ограничившись кратким: «Приходите на спектакли и смотрите сами».

    Правда, ответить на вопрос, «что такое «Нарния»?», тяжело не только стороннему наблюдателю. Руководитель театра тоже теряется, подбирая слова: «Это как дышать, как жить, это мое мировоззрение. Любая конкретика, в которой бы я это определила, наверное, понизила бы его сущность, и подлинный смысл ускользнул бы. Потому что это сразу все вместе: и театр, и дружба, и образование, и внутренний мир ребят. Это и уголок души, потому что очень много личных вещей, их переживания, поиски, их маленькие драмы проходят через наше общение. Непубличное, естественно, а личностное». Кажется, Наталья Георгиевна пытается передать что-то предельно очевидное для нее и – возможно поэтому – невыразимое…

    В общем, перед вами – не рассказ о «Нарнии», а лишь отдельные штрихи, которые можно заменить коротким: «Приходи и смотри…»

    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    С чего начинается Нарния?

    Кто-то ответит, что с платяного шкафа в таинственной комнате в доме старого профессора. Другой – что с заснеженного фонарного столба. Третий заметит, что с детских лет Клайва Льюиса, который, не найдя книг, которые ему хотелось бы читать, стал писать сам. Как часто бывает в полном парадоксов сказочном мире, единственно правильного ответа нет – все они верны. Так же не может найти точный ответ на вопрос о времени зарождении театра «Нарния» его художественный руководитель. «Нарнии» столько лет – сколько мне, сколько моему первому походу в школу, первому выходу на работу, моей учебе…» – перебирает в памяти Наталья Георгиевна Брыль, филолог по образованию. – Наверное, когда моя дочь училась во втором классе, театр начал приближаться к тому, чем он является сейчас».
    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    Сначала театр не выходил за рамки класса, в котором училась Алиса, дочка Натальи Георгиевны. В первом спектакле – «Зла не будет на Земле», созданном по мотивам поэзии классиков, как и в последующих постановках, были задействованы все ее одноклассники. Через несколько лет, в течение которых Наталья Брыль ежегодно ставила с одноклассниками дочери спектакли, Алиса перешла в художественную школу имени К.Костанди. И после выпускного спектакля в 9-м классе, на этот раз – по мотивам сказок Андерсена «Райский сад, или Четыре реки», директор школы Валерий Филиппович Токарев предложил Наталье Брыль создать школьный театр. Так с 2006 года театр стал официально существовать, уже с названием «Нарния».

    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    С мая 2012-го, отыграв спектакли «Питер Пэн» и «Гамлет», «Нарния» вышла из берегов школьного театра и отправилась в свободное плавание. Наталья Георгиевна считает это естественным и закономерным, потому что «Нарния» – даже не «больше, чем школьный театр», это больше, чем просто театр.

    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    Как попасть в театр-общину?

    «Они приходят из разных жизней, каждый занят своим делом: кто-то занимается музыкой, кто-то живописью, кто-то программист, кто-то математик, физик, кто-то плавает, кто-то еще совсем кроха. Но когда они собираются, им хорошо вместе, – рассказывает о своих воспитанниках Наталья Георгиевна. – Нет, не все они друзья не разлей вода, не все единомышленники, но все – небезразличные, интересные, разумные ребята».
    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    Если помните, в Нарнию можно попасть, когда она тебя позовет. А вернувшись домой – изменившимся, тосковать по друзьям и хранить в сердце то, что узнал в этой стране. Чтобы попасть в театр «Нарнию», достаточно просто прийти, тут никому не отказывают. По словам Натальи Брыль, через театр прошло очень много детей. Остаются не все. Кто-то в силу своих душевных проблем не может примириться с коллективом, некоторые пытаются тянуть одеяло на себя – или хотят главных ролей, или какого-то особого внимания, «прожектора», что в «Нарнии» категорически не приветствуются. Здесь другие задачи. Даже бесперспективным с актерской точки зрения ребятам дается возможность раскрыться, проявить себя. Когда новые участники адаптируются, раскрепощаются, они получают свою главную роль. «Здесь никто не обделен, нужно только наблюдать и учить, – говорит Наталья Георгиевна. – И тогда все смогут нормально работать на сцене. Это помогает ребятам по-другому чувствовать себя в жизни, не чувствовать себя лишним, ненужным, потерянным».

    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    «В Нарнию ведь и попадают, чтобы узнать себя подлинного, чтобы подняться и возвыситься до своего настоящего человеческого достоинства», – напоминает художественный руководитель театра. Примирение с самими собой, с другими людьми, в том числе с родителями; познание себя, открытие множества каждодневных поводов для радости; воспитание, собственное образование и помощь тем, кто рядом, – вот задачи «Нарнии», в отличие от «Х-факторов» и прочих шоу, помогающих «стать звездой». Да, есть ребята, которые стремятся на сцену – в театр и шоу-бизнес, но, признается Наталья Георгиевна, она первая, кто их отговаривает: на этой стезе много искушений, особенно для юных.

    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    Почему это духовное делание?

    Уберечь от искушений, указать верный путь, подвести к церковной ограде – тоже цели «Нарнии», хоть и не декларируемые на каждом шагу. И Наталья Георгиевна, и настоятель Храма в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Корецкий, духовный наставник театра, убеждены, что «Нарния» – это духовное делание. А его плоды, как известно, становятся видны в свое время. «Увы, многим прихожанам свойственен прямолинейный подход: провел определенную работу, какую-то акцию – и посчитали, сколько людей пришло в храм. А если не пришло – значит, бесполезное делание. Плоды «Нарнии» явятся не сразу – через год, два, через значительный срок, но зерно веры в души людей заложено», – говорит отец Владимир, в прошлом – соученик Натальи Брыль, также филолог.

    Он поясняет, что понимать православное делание нужно достаточно широко, и в художественном произведении необязательно должно звучать слово «Бог». Любое сильное произведение мировой литературы – православное, – говорит отец Владимир и приводит слова известного священника отца Алексия Уминского: «Вот Сэлинджер «Над пропастью во ржи» – православная книга? Православная. Кем хочет стать Холден Колфилд? Православным священником. – С чего вы это взяли, там об этом ни строчки нет?! – Как же, человек хочет стоять над пропастью во ржи и ловить детей, которые бегут, чтобы те не упали в пропасть. Так это же функции православного священника!» И так, убежден отец Владимир, – в любом серьезном произведении литературы: можно найти духовный заряд, сверхзадачу.

    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    У театра-общины есть благословение правящего архиерея – митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, «Нарния» живет и развивается под духовным руководством священнослужителя, но среди ее воспитанников – не только воцерковленные ребята. Есть и те, кто только на пути к вере, и те, кто очень от нее далек, – и это не препятствие для того, чтобы быть «нарнийцем». «Мы решительно выступаем против того, чтобы дети были только церковными. Мы принимаем всех. Это не по-Божески и не по-человечески – ставить какие-то условия – воцерковляйся, тогда приходи к нам», – говорит Наталья Георгиевна. В «Нарнии» неверующие, невоцерковленные ребята и члены их семей могут узнать о Православии, поговорить с о. Владимиром, который бывает на репетициях. Иногда прийти в Церковь человеку мешают стереотипы, ложное представление о вере и священнослужителях. Благодаря «Нарнии» можно познакомиться с «живым», доступным для общения священником, который разбирается во многих вещах: будь то литература, кино, политика, и не «вещает что-то с кафедры», а говорит с прихожанами на простом языке.

    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    К сожалению, делятся Наталья Георгиевна и отец Владимир, порой с трудом находить общий язык и разрушать стереотипы приходится и в общении с единоверцами – православными. «Есть люди, которые окормляются в приходах, где духовная жизнь сведена исключительно к борьбе с ИИН, кодами, паспортами», – рассказывает Наталья Брыль. Многие считают, что театр – это вопиющее зло, «лицедейство». Для таких людей «Нарния» выступает в первую очередь как «проект окультуривания».

    ***

    Сказки Андерсена, пушкинские «Бахчисарайский фонтан» и «Пир во время чумы»; «Гамлет», «Питер Пэн», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Гамельнский крысолов»; военные спектакли: «После нас ты будешь жить на свете», «Что гибель нам, мы даже смерти выше», «Живите», «Евангелие от Великой Отечественной, или Девочка, а что такое счастье?», «Симфония Победы», спектакль «Русские» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»; цикл малых форм, посвященных истории города, Пушкину, истории дворца и истории семьи Воронцовых, – «Воронцовская гостиная»; спектакли, посвященные Пасхе, большой Романовский бал, посвященный 400-летию царской династии…

    Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»Несколько штрихов о «театре, который больше, чем театр»

    Подлинное художественное произведение всегда говорит о добре и зле, о духовности и вере, о настоящем. Подлинное художественное произведение невозможно пересказать. Но можно пережить встречу с писателем и в результате этой встречи создать новое произведение. Спектакль. Спектакли-проповеди, как однажды назвали постановки «Нарнии». Их тоже не перескажешь. Поэтому приходите и смотрите…

    Елена Ворожейкина

    Анна Рудакова

    Фото Олега Можарова и из архива Натальи Брыль

     

     

    теги: театр
       Просмотров: 1356   Комментариев: 0   Распечатать   
    Добавить комментарий