«    Март 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  
меню
 
телепрограмма
газета
журнал
АРХИВ ЖУРНАЛА
популярные
    комментарии
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Написал(а):
    • Валентин
      Написал(а): Валентин
    rss-новости

    Язык богослужений: церковнославянский или русский?

    Среди тех, кто хотел бы по-прежнему слышать церковнославянский во время церковных служб: образованные россияне (45%), предприниматели и руководители (48%), респонденты, занимающиеся наукой и ...

    «Государство не подкупает Церковь»

    Позицию Русской Православной Церкви в конфликте с музейным сообществом вокруг передачи религиозного имущества Церкви излагает ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон ...

    Враг у святых врат, или тест на маргинальность

    Всякий раз, когда речь заходит о чем-то «новоправославном» – православной математике, православной медицине, православной аэробике и т.п. – вспоминается бородатый анекдот: что общего между ...
    обращение
    Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!
    телефон
    Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер +38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...
    ссылки
    облако
     

    Вот и подходит к концу Успенский пост. Эти 2 недели, несомненно, по разному, понимаются и чувствуются каждым верующим. Для одного это изнурительное время ограничений в пище и развлечениях, для  другого - испытание себя на прочность, кто-то, наоборот, каждый новый день поста встречет с радостью, понимая пост как время очищения телесного и духовного.

    Что же такое пост и для чего он нужен вообще? Является ли он просто своеобразной разгрузочной диетой, как это часто можно прочесть в светских источниках?

     

     

    Ясное решение этого вопроса приводит о. Александр Ельчанинов, который говорит, что пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий ...пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение...В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы - пост открывает истинную сущность человека".

     

     

    И правда, можно заметить, что во время поста одни люди делаются особенно раздражительными и злыми, а другие, наоборот, излучают тихую радость, даже светлеют лицом.

    Время поста - период, особенно важный для духовной жизни, это "время благоприятное, это день спасения" (2 Кор. 6, 2). Человек слаб и немощен, его постоянно одолевают всевозможные страсти. С ними ему необходимо вести постоянную борьбу. Прп. Варсонофий Великий говорит: "Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей".

     

     

    Итак, в посту следует быть умеренными не только в еде, но и обратить особое внимание на свою душу. Не стоит, однако, поститься чрезмерно, через силу, т. к. Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы»(Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. "Когда вы постились... для Меня ли вы постились?"- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5). Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого "Граждане неба": "Господь требует не голода, а подвига".

     

     

    От крайностей в посте предостерегал еще прп. Кассиан Римлянин: "Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны - и излишество поста и пресыщение чрева, Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста...Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился - "это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2, 23).

    Отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю - ко Христу. Господь говорит: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 16 -18).

    Пост - это время светлое, радость очищения, исцеления от болезней душевных и телесных.

     

     

    Православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь, как правило - это следствие греха, который присутствует в организме. И время поста нам дается как возможность излечиться от этого греха. 

     Такое мнение относительно исцеляющего действия поста бытовало еще в древности. К примеру, древнехристианский апологет Афиногор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа - музыкант, а тело - инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта-души.

     

     

    Давайте же постараемся провести оставшиеся дни Успенского поста, эти дни тихой радости и очищения, достойно, помня слова митрополита Антония Сурожского, пост - это «время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
    Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется».

    теги:
       Просмотров: 3102   Комментариев: 0   Распечатать   
    Добавить комментарий