О пьянстве

15 декабря 2010, 3 919, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

Человек был сотворен по образу и подобию Божию. Омывшись от первородного греха покаянием и крещением, на земле мы имеем цель уподобиться Спасителю. И для достижения этой цели необходимо использовать все силы души и тела данные Богом от рождения. Но противник Господа не желает нашего спасения, используя при этом весь арсенал вражеского орудия, среди которого не последнюю очередь занимает пьянство.

 

 

Вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, - говорит апостол, - ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). Вино, принятое вовремя и в меру, полезно и благоприятно нам.  Первым чудом, которое совершил Иисус Христос, было превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

 

 

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа». Последствия же губительного пристрастия всегда плачевны. Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Колокольный сторож Оле», приводит аллегорический пример действия вина на человека, соразмерно выпитым дозам:

«А знаете вы, что в бокалах? - спросил меня Оле. - В них здоровье, радость и веселье! Но в них же и злополучие и величайшие несчастья! Считая бокалы я, конечно, подразумеваю степени опьянения.

Вот первый бокал, бокал здоровья! В нем растет цветок здоровья; посади его в своем доме и к концу года будешь сидеть в беседке здоровья!

 

 

Возьмите второй бокал - из него вылетает птичка; она невинно-радостно щебечет; человек прислушивается и невольно подпевает ей: «Жизнь прекрасна! Не надо вешать носа! Смело вперед!»

Из третьего бокала вылетает маленькое крылатое существо; ангелочком его назвать нельзя - он из породы домовых, но не издевается, а только шутит.

 

 

Он прильнет к уху человека и начнет нашептывать забавные выдумки, уляжется у его сердца и так согревает его, что человеку хочется шалить и острить, и он действительно становится остряком - по мнению других таких же остряков.

В четвертом бокале нет ни цветка, ни птички, ни крылатого шалуна; в нем черта проводимая разумом, и за нее никогда не следует переходить.

Если же возьмешь пятый бокал, заплачешь над самим собою, растрогаешься или, наоборот, расшумишься: из бокала выскочит с треском принц Карнавал, невоздержанный на язык, шальной!.. Он увлечет тебя, ты забудешь свое достоинство - если оно у тебя есть! Забудешь многое, больше чем можешь и смеешь. Пляска, пение, звон бокалов!.. Маски увлекают тебя в бешенный вихрь... Перед тобой дочери сатаны в газе и шелке с распущенными волосами, стройные, красивые... Оторвись от них, коли сможешь!

 

 

Шестой бокал!.. Ну в этом уж сидит сам сатана, прекрасно одетый, красноречивый, привлекательный, в высшей степени приятный человек! Он вполне понимает тебя, находит, что ты прав всегда и во всем, он - твое второе «я»; он является с фонарем, чтобы проводить тебя восвояси. Да, в одной старой легенде рассказывается о монахе, который должен был выбрать один из семи смертных грехов, и выбрал, как ему казалось меньший - пьянство, но благодаря ему впал и во все остальные. В шестом бокале - кровь сатаны, смешанная с человеческою. Только выпей его - все дурные семена, что прячутся в твоей душе, пустят ростки, и каждое разрастется, подобно евангельскому горчичному зерну, в целое дерево, которое может покрыть своею тенью весь свет. Большинству людей остается после этого только отправиться в переплавку!»

 

 

Святитель Василий Великий коротко и ясно назвал пьянство - враждой на Бога. Пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды на ближних. Оно приучает лгать, льстить, грубить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. А  "диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница"(святитель Иоанн Златоуст).

Как в начале было сказано, употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, вина, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, ясно, что употребление их никак не может служить подержанию здоровья. Скорее наоборот.

 

 

К слову сказать, водка на Русь была завезена только в 1428 году, до этого пили сброженный и очищенный мед. Причем ее сразу же запретили, и снова она появилась только в середине XVI века. А в петровские времена пьянство не только не поощрялось, но и жестоко наказывалось. Чугунная медаль «За пьянство» - награда учреждённая Петром I в 1714 году. Весила эта «медаль» не меньше пуда (16 кг) плюс вес цепи. Считается самой тяжёлой медалью в истории. Вешалась на шею за чрезмерное употребление алкогольных напитков и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. По одним данным, медаль должна была носиться неделю, по другим - пока пьяница не избавится от пагубной привычки.

 

 

Но  не зависимо от того какие могут быть приняты меры наказания или лечения, необходимо прежде понять корень этого недуга. Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости (вино ведь веселит), которая принимает качественно иную форму сластолюбия.

 

 

Преподобный Авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Наряду с ним причиной пьянства становиться страсть невоздержания, которое способствует возникновению навыка к винопитию. 

Но так как человек, созданный Богом для вечной блаженной жизни со Всевышним, в отрыве от Бога и связи с ним, истинного счастья не имеет, то состояние радости получаемая от потребления вина является неким искусственным заменителем. Вот так враг рода человеческого, играя на нашей немощной греховной природе, подменяет истинные ценности на ложные. Что ему отлично удаётся, ели взглянуть на нынешнее физическое и душевное состояние нашей молодёжи. И как замечает свт. Иоанн Златоуст, «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной».

Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг - это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, согласно святоотеческому правилу: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.

Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь.

 

 

Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния».

«Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает... увлекающегося ею», - говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), указывая на непрестанную борьбу с пороком. Которую самому невозможно преодолеть без молитвенного обращения к Богу. Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также необходима и действенна. С молитвой об одержимых этим страшным недугом прибегают к иконе Богородицы именуемой «Неупиваемая Чаша».

 

 

 Молитва

 

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

 

О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

 

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

 

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

 

 

 

Костенко  Валерия.


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии