» » » Состоялось заседание православного дискуссионного клуба

Состоялось заседание православного дискуссионного клуба

24 декабря 2010, 4 362, Миссия / Репортажи и отчеты

   По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела Митрополита Одесского и Измаильского, Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, совместно с Одесской национальной юридической академией, провели 23 декабря 2010 года  заседание православного дискуссионного клуба. Перед аудиторией выступила студентка пятого курса магистратуры ОНЮА Беспалова Алиса Алексеевна. Тема нынешней лекции была: «Правовой статус Церковных соборов: история и современность».

   Прежде чем перейти к выступлению, я хочу сказать слова Святителя Тихона: «Если Церковь - это тело Христово, духовное и ты хочешь быть членом этого благословенного тела, то рассуди сам, как  свято и честно должно жить тебе, какую любовь к святейшей главе как и к святым её членам, т. е. истинным христианам должно иметь. Как согласно с великой Главой и членами её жить. В это святое общение ничто скверное, нечистое не входит» - так начала лекцию Алиса Алексеевна.

Я не спроста к своей теме о Соборах решила употребить слова Тихона Задонского о Церкви, поскольку Церковь, согласно переводу с древнеславянского означает «собрание». То есть непосредственно от происхождения самого термина «Соборы» произошло от создания Господней Церкви и утверждении её на земле.

  Церковные соборы  - это съезд Высшего духовенства церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высших иерархов, их смещения и суда над ними.

В самом начале истории Церкви термин «Соборы» был применим для всякого церковного собрания. Однако в течении III века, данный словом обозначали собрания более узкого круга. Это собрания епископов, на которых могли присутствовать не только епископы, но и клирики. До сих пор ведётся дискуссия о том, могут ли миряне присутствовать на Соборе. Многие священнослужители склоняются к тому, что это было бы допустимо.

Самый первый Собор - это Апостольский, Собор который послужил прототипом для всех Соборов, и положил начало всем соборам, как и Вселенским так и поместным.

   Состоялся в Иерусалиме около 50-го года нашей эры,  все его постановления закреплены в деяниях святых апостолов и являются непоколебимыми. Решение принимаемое как и во Вселенских соборах, так и в поместных  соборах, носят общеобязательный характер, и никто не имеет права их изменять и вносить какие-либо коррективы.

Церковные соборы разделяются на две основные категории:

1.     Вселенский собор.

2.     Поместный собор.

   Они не спроста подразделяются. Следует отметить, что Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительного и дисциплинарного характера, касающихся всей Церкви в целом. На этих собраниях обычно присутствовали представители всех поместных церквей, насколько это было возможно. либо же поместная церковь отправляла своего делегата.

   В Поместных же соборах решаются вопросы местного значения, поэтому участников определяет территория на которую простирается юстиция данного Собора. Решения, принятые на поместном соборе носят общесоциальный характер, только для той местности на которой непосредственно они осуществляются.

Разные христианские конфессии признают неодинаковое количество состоявшихся Соборов, и эти споры до сих пор являются не решенными, поскольку существует ряд Соборов признаваемых Православной церковью и ряд Соборов признаваемых католической церковью. Есть даже такие соборы, которые называются «разбойничьими».

Итак, Вселенские соборы - это собрание Высшего духовенства и представителей поместных церквей, на которых разрабатывались и осуществлялись основы христианского вероучения, формировались богословские правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси (грубо говоря, ересь - это то что идёт вразрез с христианскими догматами и догматами Церкви).

Церковь, как Тело Христово имеет единое соборное сознание, которым непосредственно руководит Святой Дух .

Решения принимаемые Собором, называются «орасами», и как уже было сказано не подлежат обжалованию, единообразно и неуклонно выполняются.

 Компетенция Вселенских Соборов заключается, прежде всего в разрешении споров догматических вопросов.

Мы знаем, что Православная церковь признаёт только семь Вселенских соборов.

Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов (икона XIX века)

   И благодаря определению Вселенских Соборов мы можем выделить их признаки, внешние и внутренние.

  Внешние признаки:

1 прежде всего участие в Соборе всех поместных церквей, либо их представителей, каноническая правильность порядка созыва собора, т. е. здесь должны соблюдаться определённые процессуальные нормы.

2 признание Собора Вселенским всеми поместными церквями, и это является обязательным правилом, поскольку если данный Собор не признаётся, определённой частью поместных церквей, то он уже не имеет права называться Вселенским.

   Внутренние признаки Собора:

1 соответствие его решений и постановлений Священному писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предыдущих веков. Иначе говоря - всему церковному законодательству, которое существовало до созыва данного Собора.

2 единодушное выражение вероучения, которого поместные церкви держались и держаться всегда.

3 свойственная только в церкви Вселенских Соборов законодательная деятельность.

 Вселенские Соборы признаваемые Русской Православной Церковью.

Первый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никее.

   Все Вселенские Соборы созывались императорами, это одна из их основных характеристик. Собор был созван против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал божество и предвечное рождение второго лица Святой Троицы, т.е. Сына Божия от Бога-Отца. И учил, что Сын Божий есть только высшее творение, очеловечивая природу Иисуса Христа. В связи с этим он был обличен Церковью, и даже в ходе этого собора Святитель Николай Угодник не выдержав этой ереси дал пощечину Арию. На этом же Соборе было установлено празднование каждого воскресного дня и были утверждены семь членов Символа веры.

Второй Вселенский Собор называется Константинопольским,

  Был созван при императоре Феодосии Великом в 381 г. по Р.Х. в г. Константинополе против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отрицал Божество третьего Лица Св. Троицы - Духа Святого. Этот Собор дополнил Никейский Символ Веры ещё двумя членами.

Третий Вселенский Собор был созван при императоре Феодосии II младшем в 431 г. в г. Ефесе против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который неправильно учил о времени соединения Божественного и человеческого естества в Лице Иисуса Христа.

   Согласно несторианству Дева Мария родила всего лишь праведного человека, подобного древним пророкам, который не был по естеству Богом. Поэтому Несторий называл Иисуса Христа не Богочеловеком, а богоносцем, а Богородицу - человекородицей, или христородицей. Собор утвердил православное учение о том, что соединение естеств в Иисусе Христе произошло с самого момента Благовещения - момента зачатия во чреве Пречистой Девы Марии Бога, ставшего человеком, - Иисуса Христа. Также Третий Собор утвердил уже сложившийся Никейско-Константинопольский Символ Веры.

Четвёртый Вселенский Собор был созван при императоре Маркиане в 451 г. в г. Халкидоне на нём было собрано около 650 епископов.

   Собор был созван против учения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Иисусе Христе. Таким образом, он учил об одной природе Иисуса Христа, за что последователи этого лжеучения были прозваны "монофизитами" ("единоприродниками"). Собор утвердил православное учение об образе соединения Божественной и человеческой природы в Лице Иисуса Христа: "Божество и человечество соединились в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно". Используя монофизитство как знамя борьбы за отделение от Константинополя национальных окраин, от Православия отпали Коптская (Египетская) и Армянская национальные церкви. В настоящее время они признают постановления первых трех Вселенских Соборов и не признают Вселенские Соборы, начиная с IV Халкидонского. Молитвенного общения с Православной Церковью эти церкви не имеют.

Пятый Вселенский Собор был созван при императоре Юстиниане I в г. Константинополе в 533 г. для довершения дела соборов III и IV.

   На Соборе были осуждены сочинения некоторых авторов, в которых высказывались несторианские заблуждения, но на IV Соборе о них не было ничего сказано. Деяния этого Собора лишили возможности несториан использовать эти сочинения в свою пользу, а монофизитов - обвинять Православную Церковь в несторианстве.

   Шестой Вселенский Собор был созван при императоре Константине Погонате в 680 г. в г. Константинополе против ереси монофелитов (единовольников), которые хотя и признавали в Иисусе Христе два естества - Божественное и человеческое, однако, учили о том, что Он имеет только одну Божественную волю.

   Собор утвердил православное учение о двух волях в Иисусе Христе - Божественной и человеческой, из которых человеческая во всем согласуется с Божественной. Наиболее стойкими заступниками православия были патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник, которому еретики вырезали язык и отрубили правую руку.
Ересь монофелитства была измышлена как "промежуточное" учение между монофизитством и Православием с целью примирить то и другое. В результате смешения лжи с Истиной возникла новая ложь, не менее первой враждовавшая с Истиной. Этот пример показывает, что Истину нельзя породить из лжи, но ей можно только следовать, однажды приняв ее.
Достойно внимания, что на VI Вселенском Соборе в числе еретиков был осужден и римский папа Гонорий, разделявший лжеучение монофелитов. Этот факт прекрасно говорит о надуманности впоследствии возникшего латинского учения о "непогрешимости римских пап".

   VII Вселенский Собор был созван при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара) в 787 г. в г. Никее против ереси иконоборчества. Эта ересь, подобно монофелитству, была измышлена с целью примирения Истины с ложью и породила еще одну ложь, враждебную Истине. За 60 лет до VII Вселенского Собора император Лев Исавр, желая приобрести расположение к себе мусульман, решил уничтожить в Православной Церкви почитание икон. Гонение на почитателей икон, начавшееся при Льве Исавре, продолжались при его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

   VII Вселенский Собор осудил и отверг иконоборчество, и определил, что почитание святых икон есть возвещение таинства вочеловечения Бога. Почитая святые иконы, изображающие Иисуса Христа, мы возвещаем, что "Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин. 1, 14). Почитая изображения святых людей. Мы исповедуем, что в них "изобразился Христос" (Гал. 4, 19), то есть в них просияли, очищенные от греха, образ и подобие Божии.

   После VII Вселенского Собора на императорском престоле вновь водворились иконоборцы - императоры Лев Армянин, Михаил Бальба и Феофил, которые в течение 25 лет подвергали православных страшным гонениям.
Почитание святых икон окончательно было восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 г. при вдове последнего императора иконоборца Феофила императрице Феодоре. Тогда же был установлен праздник Торжества Православия, который Церковь празднует в первое Воскресение Великого Поста.

Как было означено выше, существуют т. н. «разбойничьи» соборы, которые, хоть и состоялись, но не признаются ни одной конфессией. «Разбойничьими» соборами называются те, которые церковь отвергала, как еретические. К ним можно отнести Эфесский разбойничьй собор 449 года, Иконоборческий 754 года, Константинопольский 879 - 880 годов, Флорентийский и другие.

   Поместные соборы это соборы епископов и других клириков, иногда и мирян поместной церкви, или определённой её области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины.

   Соборы древности именуют по городам, в которых они происходили. Также существует деление по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали в работе собора (восточной церкви, западной церкви), по названиям поместных церквей, в которых собирались соборы (соборы Константинопольской церкви, Антиохийской, Римской, Карфагенской и т. п.), по названиям стран и территорий, где они проходили, по народностям по конфессиям.

   Хотя термин и употреблялся в XIX веке также и для обозначения местных соборов Русской церкви  и даже в словосочетании «всероссийский поместный собор» , широкое употребление термина в современном смысле пришло в начале XIX века связи с подготовкой к Всероссийскому Собору РПЦ, который открылся в августе 1917 года; более половины участников Собора были миряне.

Позднейшие нормативные документы РПЦ понимают Поместный Собор как собрание епископата, а также представителей прочих клириков, монашествующих и мирян поместной Русской Православной Церкви.

Порядок формирования состава Поместного собора

   В состав Поместного Собора Русской Православной Церкви, согласно «Положению о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви» в редакции от 10 декабря 2008 года, входят:

1. Епархиальные архиереи Русской Православной Церкви;

2. Викарные архиереи Русской Православной Церкви;

3. Руководители следующих Синодальных учреждений:

1. Управления делами Московской Патриархии;

2. Отдела внешних церковных связей;

3. Издательского совета;

4. Учебного комитета;

5. Отдела катехизации и религиозного образования;

6. Отдела благотворительности и социального служения;

7. Миссионерского отдела;

8. Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями;

9. Отдела по делам молодежи;

4. Ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

5. Пять делегатов от Духовных семинарий, избранных на ректорском совещании;

6. Наместники в епископском сане мужских ставропигиальных монастырей;

7. Четыре делегата, избранных на съезде настоятельниц женских ставропигиальных монастырей;

8. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме;

9. Члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.

10. Три делегата от каждой епархии в составе одного клирика, одного монашествующего и одного мирянина.

11. Патриаршие приходы в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин).

В РПЦ (МП) по Уставу 2000 года

    Согласно Главе II Устава:
«1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору.»

«2. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.»

«Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.»

После Поместного Собора в июне 1990 года, созванного для избрания нового патриарха, Поместный Собор в патриаршество Алексия II не созывался ни разу, хотя Устав 1988 определял, что таковой должен собираться не реже, чем каждые 5 лет. Данное обстоятельство служило одним из предметов критики руководства Московской Патриархии при Алексии II со стороны как либеральной, так и крайне правой части клира и мирян Церкви. В связи со смертью патриарха Алексия II, последовавшей 5 декабря 2008 года, Поместный собор состоялся 27-28 января 2009 года.

На данный момент идёт бурное обсуждение о созыве следующего Поместного Собора. И предстоящий Архиерейский Собор РПЦ может стать, с точки зрения Архимандрита Иллариона, важной вехою Новейшей истории. Поскольку тема Собора - это единство Церкви, касательно раскола Католической и Православной церквей, (основное отличие догматов - непогрешимость папы Римского, догмат о чистилище и т. д.). Также разделение Зарубежной церкви и церкви Московского Патриархата.

Значение Собора в христианской традиции очень велико, поскольку это единственный церковный орган уполномоченный безошибочно утверждать вероучительные и нравоучительные догматы от имени Святого Духа.

   Несомненно тема оказалась очень актуальной и заитересовала всех присутствующих. Лекция была проведена на высоком уровне. Будем ждать новых интересных тем.

 

Автор: Костенко Валерия


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии