Молчание – золото.

27 декабря 2010, 4 417, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

Богом дан человеку великий дар - дар слова. Слово служит выражением мыслей, чувств и желаний человека. Основной двигатель языка - сердце человека. Которое является духовным центром в его жизни; чем полно сердце, то изливается через слово.

 

 

Следовательно, из слов может распознаваться внутреннее душевное состояние и устроение говорящего.

Существуют люди, беседовать с которыми одно удовольствие. «А как речь то говорит, словно реченька журчит», - вполне подходящее к ним определение. Беседа и спор приятелей, по сути не несёт в себе ничего греховного, ведь это проявление нашей душевной жизни. Хорошо посидеть в  кругу друзей, за чашкой горячего чая, вести беседу о насущном или вступить в приятельскую полемику. Словом, пусть даже резким, можно вразумить человека, отвратить его от беды. Бывают и безоговорочно спасительные для человека беседы, в которых даются добрые советы, поддерживают, утишают или наставляют.

 

 

Когда же разговор принимает форму пустяшную, бестолковую  или сплетническую, то подобное явление  смело можно  назвать словоблудием. Словоблудие, многоглаголанье или попросту пустословие - святые отцы называют дверью души, «через которую выходит, выстуживается внутренняя сердечная теплота благоговения, охлаждается ревность к подвигам благочестия, рассеиваются мысли, ослабевает внимание к себе».

«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой» (преподобный Антоний великий).

Не даром говорят, что добрые чувства молчаливы. Не говоря уже о тех случаях, когда близкие люди понимают друг друга без слов. Излиться же через слова стремятся чувства эгоистические, чтобы высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может нас показать, - как нам кажется, с лучшей стороны, показать нас умными, рассудительными, остроумными и т. п. Таким людям русская народная пословица даёт весьма не лесное определение: «У короткого ума длинный язык».

Св. Иоанн Кронштадтский пишет: «Сам Иисус Христос назван Словом Божиим; поэтому - как велико и наше, человеческое слово, как мы должны уважать свое слово!» И добавляет: «Кто лжет словом человеку вольно, тот будет лгать на молитве Богу невольно».

 

 

Ничем так не грешит человек, - говорит свят. Тихон Задонский, - как языком, когда не управляет им по-надлежащему. От невоздержания языка происходило много зла: осуждение, злословие, пересуды, празднословие, ложь, обман, клевета, божба и т.д.

     "Я видел многих, - говорит св. Амвросий Медиоланский, - впадавших в согрешение чрез свои слова, но почти никого чрез молчание".

"От молчания никто никогда но раскаивался", - не раз говорил в своих наставлениях преп. Серафим Саровский. Уменье удерживать язык свой в должных границах (воздержание в слово) есть признак человека волевого, владеющего собою, и, по Апостолу, есть достояние людей мудрых и совершенных: "Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело" (Иак. 3:2).

 

 

В книге преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» читаем: «Молчание - это великая сила в деле невидимой нашей брани   и верная надежда на одержание победы. Молчание очень любезно тому, кто не надеется на себя, а надеется но одного Бога. Оно есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, а вместе и признак духовной мудрости. Святой Варсофоний ставит молчание выше богословствования, говоря: «Если ты и почти богословствуешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы». Поэтому бывает, что иной молчит, потому что не имеет, что сказать  (Сир. 20,6), иной потому, что ждёт удобного времени для своего слова, иной по другим причинам, «славы ради человеческой или по ревности о сей добродетели молчания, или потому, что держит сокровенное в сердце собеседование с Богом, от коего не хочет отойти внимание ума его»,  но вообще можно сказать, что кто молчалив, тот показывает себя благоразумным и мудрым (Сир. 19, 28; 20,5).  

К тому, чтоб привыкнуть к молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело это - и само дело будет и учить тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же  дойдёшь до вкушения спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков».

Итак, современному человеку, живущему в мире «Свободы слова» довольно трудно задуматься, над тем, в какую зависимость от греха, можно попасть от этой, казалось бы, не страшной привычки. Когда даже сплетня приобрела новую  форму, облекшись в глянец и газетный лист.                       

 

 

 

 Следует также помнить, что слово имеет творческую силу. Слово Божие вызвало из небытия в бытие видимый и невидимый мир, слово в устах Бога-Слова было делом. Со словом выходит живой дух человека, не отделяющийся от мысли и внутреннего слова нашей души. У святых и угодников Божиих слово и дело были неразлучны. Значит и в нашей повседневной жизни слово играет ключевую, подчас даже роковую роль. И прежде чем сказать что-либо, припомним народную мудрость:

Молчание - золото, а слово - серебро.

 

 

Костенко Валерия. 

 

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Август 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии