ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 
Архангел Михаил
alt

Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово "ангел" на греческом языке значит "вестник". Священное Писание именует ангелов так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю.

В чем же, собственно, состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность ? Мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание.

Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил в переводе значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился также пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

alt

Источник: Православие.ru

Архангел
Статья из т. III «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

Перевод греческого слова archaggelos - «начальник ангелов». В небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8-й, предпоследний, ангельский чин (см. ст. «Ангелология»). Слово «архангел» в Священном Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впоследствии это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христианской литературой. Кроме архангела Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще несколько архангелов. Первое место среди них принадлежит архангелу Михаилу (евр. mihael - «кто как Бог»). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (слав.- «архистратиг силы Господни») (Нав 5. 14-15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр 12. 7-9). В Книге пророка Даниила (12. 1) архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла.

Еще одно имя архангела - Гавриил (gabriel - «муж Божий» или «сила Божия») (Дан 8. 16; Лк 1. 19). Архангел с этим именем известен как служитель Божественных таин (Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Предтечи (Лк 1. 19) и Деве Марии - о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26-38).

Имена четырех Архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил (raphael - «исцеление Божие») (Тов 3. 16), Уриил (uriel - «свет, или огонь Божий») (3 Езд 4. 1), Салафиил (salaihiel - «молитва к Богу») (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (ieemiel - «высота Божия») (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени - Иегудиил (iehudiel - «хвала Божия») и Варахиил (barahiel - «благословение Божие») - сохраняются в церковном Предании. Все эти архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах (Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria] // PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти архангелы приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

Наименование «архангел» используется некоторыми отцами Церкви (Сyr. Hieros. Catech. II 4) для обозначения предводителя злых сил (см. ст. «Сатана») - ср.: Еф 6. 12.

Литература: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 387, 396-399, 414; Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900; Roques R. Introduction // Denys l Areopagite. La hierarchie celeste. P., 1958. P. I-XCV; idem. L Univers dionysien: Structure hierarchique du monde selon le Pseudo-Denys. P., 1983; Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 1985. С. 291; Книга ангелов: Антология. СПб., 2001.

М. С. Иванов

alt
 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
Распечатать  Комментарии(0) Просмотров: 2470
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Ноябрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 



— Автор: ,
В новости: Набор в военно-спортивный клуб "Пересвет"
— Автор: ,
В новости: Осуждение. Раздражительность. Гнев.

pravoslavie.ru
«Мы должны быть убедительными»
Обращаясь к старой кинематографической школе, которая была нравственной и смогла воспитать не одно поколение русских людей, современные авторы стараются быть ее достойными. Сейчас есть возможность ...

Трансформация личности в саентологии
В саентологии – лжеучении, сочиненном Л.Р. Хаббардом, – целью жизни каждого человека является изменение его самосознания для достижения все более и более «очищенных» форм, имеющих своим пределом ...

Толстой – зеркало русских сомнений
Известно, что решение Святейшего Синода не считать Льва Толстого членом Церкви в свое время раскололо русское общество. Магия личности великого писателя, его вдохновенные и трагические духовные ...

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...