ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 
Чин Торжества Православия

При начале Литургии, по прочтении Часов, или перед ее окончанием, Православная Церковь совершает в главных соборных храмах особенный чин Православия, среди храма, перед иконою Спасителя и Богородицы. При совершении обряда Православия Церковь чтением Апостольским умоляет нас: блюдитеся от творящих распри и раздоры, вопреки учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением (красивыми словами) обольщают сердца незлобивых (простодушных). Ваше же послушание ко всем достиже (Рим. 16, 17-20). Чтением Евангелия Церковь благовествует о неизреченной любви Божией к спасению каждого человека; несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих; и о власти, данной от Господа Церкви отсекать от себя непослушных (Мф. 18, 10-18). По принесении молитв Господу об обращении, силою Святого Духа, всех отступивших от правоверия к познанию истины, о сопричтении их к избранному стаду, о соблюдении верных непоколебимыми в правоверии, и по исповедании веры апостольской, отеческой, православной, вселенную утвердившей, Церковь анафематствует, т.е. отлучает от единения с собою врагов Православия, а поборников и защитников его ублажает и восхваляет.

Начало и основание его.

Хотя в настоящем своем составе, ныне соблюдаемый Церковью чин Православия воспринял начало свое в 9 веке по восстановлении святых икон, но суд Православия, как необходимый и строжайший на нечестие явное, соблазнительное и закоснелое, был во все ее времена. Основание этого суда заключается в священной обязанности Церкви - быть сокровищницей и блюстительницей неизменного, непрерывного, преемственного из рода в род хранения всех Богопреданных и спасительных истин Божественного откровения. Нужду и важность такого последовательно-неизменного охранения сокровищ спасения указал Сам Бог и в Ветхом (Быт. 18, 19) и Новом Завете. Иисус Христос, будучи царь царствующих и Господь господствующих, Владыка всего видимого и невидимого, утверждая на земле Церковь новозаветную - уча, священнодействуя и управляя, говорил своим ученикам и апостолам, яко Отец мя посла. И пославый мя Отец, Сам свидетелъствова о мне (Ин. 5, 36-37): якоже заповеда мне Отец, тако творю (ИH. 14, 31): вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15, 15). И Дух Святой снисшел на апостолов, быв послан от Бога Отца Сыном Божиим, и продолжал утверждать то, что насаждал Сын Божий (Ин. 14, 26; 15, 26). Так и св. ученики, и апостолы не по воле своей учили, священнодействовали и управляли, но были посланы Сыном Божиим и Святым Духом.

Богоизбранные апостолы, облеченные властью учительства, священнодействия и управления, в свою череду чрез таинственное рукоположение избрали и послали своих преемников, которые эту Божественную власть, перенимая друг у друга благодатью и помощью Божией, доселе сохраняют в Церкви Православной. Такое преемственное посланничество священных учителей, строителей и пастырей, такое непрерывное и единодушное делание на положенном свыше основании есть великое и святое Православие. Оно есть союз святая Церкви всех времен, ныне на пространстве тысячелетий, есть послушание потомков предкам, детей родителям, разума вере откровенной в ее апостольской чистоте, есть непрерывный, неиссякаемый ток благодати и веры, коего начало в Боге, продолжение в обществе святой Церкви, а конец в блаженной вечности. Посему и Торжество Православия есть Торжество христианского послушания, неизменно сохраняющего все Богопреданные сокровища божественного откровения. Как это послушание благословляется, а дерзновенное и враждебное вере действие осуждается Богом, так по воле Его, Торжество Православия сопровождается осуждением нераскаянно - непокорных вере и Церкви и благословением защитников Православия и всех послушных Церкви.

Власть отлучать и благословлять дана от Самого Бога первоначально Церкви ветхозаветной. Да даси, говорил Господь Моисею, благословение на горе Гаризин и клятву на горе Гевал (Втор. 11, 29-30; 27, 12 и след.; Нав. 8, 34; Пс. 110, 21). А потом дана и новозаветной Христианской, которая прияла от Господа власть вязать и решить (Мф. 18, 18); осуждать и отсекать от общения с собою преслушающих ее (Мф. 18, 17); отлучать явных и нераскаянных грешников (1 Кор. 5, 2), превращающих коренные истины Евангелия, напр., благовествующих не то, что благовествовали апостолы и что первые верующее приняли от апостолов (Гал. 1, 8-9); не любящих Господа Иисуса Христа (1 Кор. 16, 22). Согласно с Писанием и преданием, Церковь Православная отлучает отвергающих бытие Бога, Его промысел и Божественные свойства, Троичность лиц единого Божества, воплощение Сына Божия; не приемлющих благодати искупления, Евангелием проповедуемого, как единственного нашего средства к оправданию перед Богом; отвергающих приснодевство Марии Богоматери, богодухповенность пророков и апостолов, бессмертие души, кончину века и суд будущий; отметающих таинства Церкви; отвергающих Соборы и их предания, божественному Откровению согласные и хранимые Православной Кафолической Церковью; помышляющих, что православные государи возводятся на престолы не по особенному о них Божию благоволению; хулящих святык иконы; утверждающих самобытность мира.

Необходимость его.

Власть отлучать нераскаянных, данная Церкви, для нее необходима как праведное орудие отсечения гнилых членов, зараженных и заражающих, для сохранения здравия и жизни всего ее тела. Употребление этого орудия не только не противно любви христианской, которая, по словам Господа, должна простираться и к самым врагам, но необходимо по этой самой любви к Богу и ближним. Если не противно любви к ближнему, нарушающему долг справедливости, употребить законные меры для его обуздания и блага, то по той же правде необходимо для Церкви употребить меры законной строгости против непокорных. По заповеди Иисуса Христа Православная Церковь любит и молится о мире и спасении всех. Но как всякая любовь должна быть законна, то Церковь, как матерь, по необходимости внушаемой правдою, не переставая молиться о спасении всех, употребляет, на основании данной ей власти, и законные меры исправления коснеющих в непослушании. Будучи членом богоучрежденного общества Церкви, христианин необходимо подлежит суду ее, и чем грехи его тяжелее, открытее и упорнее, тем строже и голос общественного суда Церкви. Грехи тайные справедливо обличаются ею тайно, грехи более открытые - громче, грехи явные - всенародно. Посему анафема, произносимая Церковью на нераскаянных и злонамеренных грешников, есть необходимое для них следствие суда церковной власти, - есть объявление всем об опасной для тела Церкви заразе, по слову Божию: повелеваем вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучаться вам от всякого брата бесчинно ходяща, и не по преданию, еже прияша от нас. Аще же кто не послушает словесе нашего, посланием сего не знаменуйте: и не премешайтеся ему, да посрамится (2 Сол. 3, 6. 14). "Сей суд Православия есть не карательный, а только обличительный и предохранительный".

"Православная Церковь, исполняя тяжкий долг осуждения не преминула воспользоваться и приятной частью повеления Божия: да даси благословение. Произнесши суд на людей, которые угрожали ей разрушением, радостно даст она благословение тем, которые данными от Провидения Божия средствами споспешествовали и споспешествуют ее укреплению, распространению, миру. Так при Торжестве Православия благословляет Церковь память Константина Великого, который первый из царей решительно прекратил враждебные отношения государственной власти к христианству и превратил в покровительственные, который заслужил наименование равноапостольного тем наипаче, что, созвав первый Вселенский Собор, доставил ему удобство поставить твердую опору Православию в никейском символе веры. Так благословляет Церковь Феодосия Великого, который с твердостью продолжал преобразование Римской империи языческой в христианскую и созванием второго Вселенского Собора споспешествовал Церкви довершить никейский и, должно сказать по справедливости, вселенский символ веры. Благословляет Православная Церковь и нашего великого князя Владимира, по истине Равноапостольного: ибо чрез него Россия сделалась государством христианским и православным. Благословляет Православная Церковь и других благочестивейших государей российских, которым она так же справедливо признательна за их попечение о ее благе, как справедливо должны были они быть признательны ей за ее попечение о благе государства и народа".

Поучительность и действенность его.

Торжество Православия, служа праведным судом для вразумления коснеющих в нераскаянии, для всех истинных членов Церкви весьма поучительно и утешительно как обновление и утверждение их в завете с триипостасным Богом и в искреннем союзе с Церковью. Во всенародных восклицаниях отлучения и благословения, ежегодно во дни Великого поста повторяемых в продолжение многих столетий, православные христиане слышат непререкаемое свидетельство Божественной и спасительной истины, хранимой Церковью, к которой они принадлежат, и вместе с этим свидетельством приемлют благословение Божие для неизменного хранения Православия. Торжество Православия для истинных чад Церкви назидательно и утешительно, и является выражением высокого благоговения потомков к священным преданиям православных своих предков. В особенности назидательно и утешительно для соблюдающих правила веры и благочестия - постящихся и кающихся: в этом торжестве благочестивые видят и слышат помощь подвигам своим и побуждение к продолжению их. При покаянии требуется вера, по Писанию: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15); так и при начале благочестивых подвигов поста и покаяния всенародно возвещается Церковью Православная вера, могущая соделать богоугодными наш пост и покаяние. Торжество Православия, восстановив древнее почитание рукотворенных образов, содействует восстановлению в нас образа и подобия Божия подвигами веры, поста и покаяния.

Чин Православия сколько поучителен, столько и действен. Действенность благословения и отлучения, произносимых Церковью, заключается, по обетованию Божию, во всемогущей силе Слова Божия, которое, как говорит апостол Павел, есть живо и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судителъно помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4, 12). Если благословение родителей служит невидимым залогом благополучия детей, тем более благословение матери Церкви бывает благодатным сокровенным источником успехов в делах наших и нашего благополучия. Святой Златоуст, изъясняя значение и силу анафемы, говорит: "Послушай: что говорит ап. Павел: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. 16, 22), т.е. да будут прерваны с тем связи, и сделается он чужд для всех. Как никто не смеет касаться без нужды руками или приближаться к дару, который посвящен Богу: так отлученного от Церкви отсекая от всех и как бы сколько можно более отдаляя, апостол в противоположном смысле называет именем отложенного дара, и тем предуведомляет всякого, чтобы он со страхом удалялся и бежал прочь от такого человека. К дару никто не осмеливался приближаться из уважения: так с отлученным прерывали связи по другому противоположному чувству. В обоих случаях одинаково прерываются связи, и предмет делается для людей чуждым. Но способ прерывания связей не одинаков; от одного оберегаются потому, что сие посвящено Богу; а от другого - потому, что отчуждено от Бога, отлучено от Церкви".

"Анафема по смыслу церковного употребления есть отсечение преступника от тела Христовой Церкви. После сего отлученный уже не христианин, и бывает отчужден наследия всех благ, смертью Спасителя нам приобретенных (Мф. 18, 17).

Анафема есть строжайшее действие церковной власти, а менее строгое действие называют отлучением и запрещением, когда Церковь не предает явно грешника анафеме и не изгоняет его от стада Христова, но только смиряет его отлучением от общения с православными в общих молитвах, не велит входить в храмы Божий и на некое время запрещает ему Причастие святых Тайн. "Кратко рещи чрез анафему человек подобен есть убиенному, а отлучением или запрещением подобен есть за арест взятому".

Протоиерей Г. С. Дебольский

Дни Богослужения Православной Церкви



 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Декабрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 



pravoslavie.ru
Год со святителем Николаем (Велимировичем). 18 декабря
Нет ничего легкомысленнее, чем слова: «Хоть бы мне умереть внезапно, чтобы и не почувствовать своей смерти!» Так говорят безумцы и безбожники.

Год со святителем Феофаном Затворником.18 декабря
Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога подается нам во спасение наше. Так и ты, принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем.

Николай Чудотворец
Святитель Николай учит нас творить добро, причем втайне, не афишируя свое доброделание. Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К ...

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...