ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 

Христос Спаситель по Своем воскресении, венчавшем Его искупительный подвиг, не тотчас покинул землю, освященную Его пребыванием: до славного вознесения с пречистою плотию на небо к Отцу Своему Он в течение сорока дней являлся (Деян. 1,3), некоторым порознь или всем вместе, небольшому обществу Своих последователей, которые в страшные дни крестных страданий, когда был поражен их Пастырь, рассеялись в смятении и скорби.

Первую весть о воскресении Господа Иисуса получили жены-мироносицы; они же первые узрели Воскресшего и первые пришли с радостной вестью к скорбящим ученикам, явившись таким образом, как бы апостолами для апостолов. По мысли свят. Григория Богослова это произошло не без особенного смотрения Божия, потому что «Еве, которая пала первая, первой надлежало приветствовать Христа» - Искупителя падшего человечества.

После скорбной субботы, при наступлении первого дня недели, жены-мироносицы, Мария Магдалина, Мария Иаковля, Иоанна, Саломия и прочие самым ранним утром отправились ко гробу возлюбленного Учителя, неся приготовленные ароматы. Они не оставили Господа у креста, когда страх от врагов Христовых заставил почти всех апостолов скрыться, но предстояли распятому Спасителю до самой Его кончины; они сопровождали перенесение Его тела ко гробу и присутствовали при Его погребении; и теперь, несмотря на тяжелые испытания предшествующих дней, они торопятся воздать Почившему последнюю дань любви и уважения. Мария Магдалина, исцеленная Господом от тяжкого недуга беснования опережает на пути прочих жен: «сила любви и благодарности к Божественному Спасителю, сила святого сострадания к Святому, безвинно пострадавшему» (свят. Филарет Московский) неудержимо влечет её вперед, и она прежде всех, «когда ещё было темно» (Иоан. 20, 1) достигает гроба; увидев сквозь ночную мглу, что камень отвален от гроба, Мария Магдалина, не теряя ни минуты, сейчас же побежала с вестью об этом к ближайшим ученикам Господа, Петру и Иоанну.

Уже брезжило утро, и золотые лучи солнца, обливая пурпуром вершины Галаадских гор, готовились разогнать предрассветную тьму, висевшую над садом благочестивого Аримафея. С тяжелым сердцем, переполненным скорбью, приближались за Марией остальные благочестивые жены ко гробу, где сокрылось Солнце правды; умер их Учитель, но не умерла их любовь к Нему, - она и заставляла их горевать о том, что они никогда уже больше не увидят Его , не услышат Его благостных речей. Эта скорбь увеличилась ещё больше, когда св. жены вспомнили, что гроб заложен большим камнем, отвалить который они были не в силах. Но вот и сад Иосифа. Они входят в него и, приближаясь ко гробу, с удивлением замечают, что камень отвален. Расстроенные и взволнованные вошли жены-мироносицы внутрь гроба и не нашли тела Господа Иисуса, что ещё больше увеличило их недоумение. И вдруг в ужасе на правой стороне гроба они увидели юношу, облеченного в белую одежду, который им сказал:

- «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16, 6-7).

alt

Потрясенные жены-мироносицы в ужасе побежали от гроба и сначала от страха ничего никому не сказали. Но потом, когда они успокоились, страх сменился великой радостью, поделиться которой, согласно повелению ангела, они и поспешили с апостолами.

Между тем весть, принесенная Марией Магдалиной, ближайшим ученикам Господа о похищении тела Учителя заставила обоих апостолов тотчас пойти ко гробу. Достигнув гроба ранее Петра, Иоанн наклонился и посмотрел внутрь, и увидел, что тела нет, а лежат одни лишь погребальные пелены; в раздумье стоял возлюбленный ученик Христов, ожидая Петра, который вскоре пришел вслед за ним. Апостол Петр вошел «во гроб и видит одни пелены лежащие. И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Иоан. 20, 7). За Петром вошел в пещеру и Иоанн; погребальные пелены и особенно вид головного плата, свитого и лежащего на другом месте, возбудили в нем веру, что Господь воскрес: «в самом деле, - говорит свят. Иоанн Златоуст, - если бы кто перенес тело, то сделал бы это не обнажая его, равно как, если бы кто украл его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять плат, свить его и положить на другом месте, но взял бы тело в том виде, в каком оно лежало. Поэтому евангелист предварительно и сказал, что при погребении Христа употреблено было много смирны, которая не хуже свинца приклеивает пелены к телу». Не с одинаковым чувством покинули ученики опустевший гроб своего Учителя; Петр не нашел в нем света воскресения и вынес из него только удивление, - пошел назад дивясь сам в себе происшедшему. Иоанн вошел во гроб и обрел хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово.

По уходе учеников Мария Магдалина опять возвратилась ко гробу, куда влекли её любовь и сострадание ко Христу Спасителю. Она стояла у гроба и плакала: страдания, испытанные ею в предшествующие скорбные дни, довершались этой невозвратимой утратой, отнимавшей у неё последнее утешение, - поплакать облегчающими душу слезами над телом Учителя. Как человек потерявший неоцененное сокровище и не хотящий этому верить, Мария, наклонилась во гроб, чтобы посмотреть место, где покоилось тело Спасителя. И необычайное зрелище открылось пред полными слез глазами Марии: она увидела двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног смертного ложа Христова.

- «Жена! Что ты плачешь?» - спросили скорбящую Марию радостные вестники Христова воскресения. Всецело поглощенная горем Магдалина нисколько не удивилась неожиданному явлению светоносных ангелов, хотя самая одежда их показывала великую радость, и Мария могла воспрянуть от скорби и утешиться. Но горе её было так велико, что она обратила внимание только на вопрос ангелов и поспешила поведать им свою печаль:

- «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Иоанн. 20, 13).

alt

В это время Господь внезапным явлением позади (Марии) привел в изумление ангелов, и они, узрев владыку, и видом, и взором, и движением тотчас обнаружили, что увидели Господа; Мария Магдалина заметила это и обратилась назад. Господь явился в смиренном виде, так что плакавшая Мария, далеко отстоявшая от мысли о воскресении, приняла Его за садовника, и в ответ на вопрос Господа: «Что ты плачешь? Кого ищещь?» обратилась к Нему за разрешением раздиравшего её душу сомнения:

- «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».

Тогда Иисус говорит ей: «Мария!»

Знакомый голос Спасителя, исполненный благодатной силой, проник в душу Марии; быстро обернувшись и всмотревшись внимательнее, она узнала Господа и в восторженной радости воскликнула:

- «Учитель!», тотчас же хотела припасть к ногам Воскресшего. Но Господь остановил её:

- «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»

Запрещая Марии Магдалине прикасаться к Нему, Христос, по толкованию свят. Иоанна Златоуста, «возвышает её помышления», потому что «от радости она не представляла себе ничего великого», «и через это научает её более благоговейному с Ним обращению».

Удостоившаяся явления воскресшего, Мария должна была передать ученикам Господа вместе с вестью о воскресении Учителя не менее радостную весть о скором отшествии Его к Отцу, за которым, как Он говорил им в прощальной беседе, должно последовать сошествие Св. Утешителя Духа. Отныне, со дня воскресения, все верующие во Христа Иисуса, как искупленные Его спасительными страданиями и крестною смертью, имеют одного Отца Небесного вместе со своим Спасителем; но Христос Сын Божий по естеству, а верующие по благодати.

Так любовь Марии Магдалины ко Христу, с особенной силой проявившаяся на смертном поприще Господнем, была «награждена праведно ускоренным живоносным лицезрением Господа воскресшего» (свят. Филарет Московский).

Итак, из повествования свв. евангелистов о воскресшем Господе видим, что первыми весть о воскресении Христовом от ангелов получили жены-мироносицы, - что одной из них, Марии Магдалине, было и первое явление Воскресшего; при этом Евангелие совершенно умалчивает о Матери Божией. Такое умолчание вызывает невольный вопрос: неужели Господь Иисус Христос, во время предсмертных мук на кресте поручивший Свою Матерь попечениям возлюбленного ученика и тем исполнивший долг сыновней любви и почтения к Ней, мог забыть о Ней в день Своей славы? Св. Церковь разрешает этот вопрос благочестивого недоумения, содержа в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен-мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Господа и - что Ей, восстав от гроба, Христос явился прежде всех. Выражение этого верования Церкви находим в пасхальных песнопениях. В Храме Воскресения в Иерусалиме, недалеко от гроба Господня, указывают место явления Спасителя Своей Матери; в настоящее время здесь находится католический придел явления Христа Богоматери. Как же объяснить, что евангелисты ничего не говорят об ангельском благовестии Богородице о воскресшем Господе, ни о явлении Ей Сына? В Евангелиях после описания обстоятельств, относящихся к Рождеству Христову, о Божией Матери говорится очень редко и очень мало, и конечно это не потому, что нечего было сообщить о Ней, а потому, что проникнутая в высшей степени духом смирения, Она жила сосредоточенной сокровенной от взоров людских жизнью, и Ей не могло быть приятным её нарушение. Поэтому то свв. евангелисты, соблюдая желание Богоматери, и не говорили подробно о Ней, ибо Она более всего любила молчание.

За явлением Христа Марии Магдалине последовало явление воскресшего Спасителя и всем женам мироносицам, когда они шли к апостолам с полученной от ангелов вестью воскресения; Господь встретил их на пути со словами:

- «Радуйтесь!»

Они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда, ободряя их, Христос сказал:

-«Не бойтесь, пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня».

Когда св. жены - мироносицы с вестью о воскресении Христовом пришли к ученикам Господа, то они не поверили словам их, как ложным, и продолжали горько оплакивать смерть своего Учителя. Но вот приходит Мария Магдалина, которая также говорит, что Господь жив, - она сама видела Его; однако объятые скорбью апостолы не имели сил для веры, исключая, впрочем, ап. Петра: «слово Марии (что видела Воскресшего), святое сколько по своему предмету, столько же по решительной достоверности, разогнало тьму души его и приготовило его незаметным светом веры и любви принять свет божественного явления» (свят. Филарет, митрополит Московский); и действительно, после этого в этот же день Господь Иисус явился Симону. Вместе с тем явление Христа ап. Петру первому из среды других апостолов было как бы наградой за его исповедание Господа Иисуса «Сыном Бога Живаго» и утешением ученику, удрученному своим отречением: «кто первый исповедал Его Христом, тот справедливо первым удостоился видеть и воскресение Его. И не поэтому только Христос явился прежде всех одному Петру, но и потому, что Петр отрекся Его; дабы совершенно утешить его и показать, что он не отвергнут, Христос удостоил его Своего явления прежде других» (св. Иоанн Златоуст).

Весть о воскресении Христовом, распространяясь среди святого общества последователей Господа Иисуса, достигла и до членов синедриона, которым ее принесли воины, по их же настоянию поставленные на страже у гроба Спасителя. Приведенные в трепет землетрясением и явлением молниевидного ангела воины от страха самовольно покинули стражу и прибежали в Иерусалим; здесь некоторые из них рассказали первосвященникам о всем, чему они были невольными свидетелями. Но ожесточенные начальники иудейские, противившиеся Господу в течении Его земной жизни, восстали на Него и по Его воскресении, прибегнув к своему излюбленному средству, - подкупу: «купив кровь Христа, когда Он был жив, по распятии и воскресении Его (они) опять деньгами же старались подорвать истину воскресения» (св. Иоанн Златоуст). Дав воинам «довольно денег» с обещанием в случае необходимости защитить их пред правителем, члены синедриона просили стражу распространить среди иудеев такой ложный слух: «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали». «Смотри, - говорит св. Иоанн Златоуст об этом вымысле врагов Христовых, - как они уловляются со всех сторон своими собственными поступками! Если бы они не приходили к Пилату, если бы не просили стражи, то еще могли бы таким образом клеветать, теперь же, напротив, они не так делали, что как будто старались заградить свои уста». Действительно, своими словами члены синедриона сами себя осудили: могли ли отважиться на похищения тела Спасителя ученики, когда еще недавно все они при виде толпы, вооруженной кольями, бежали, оставив своего Учителя? Когда самый твердый из них поколебался от вопроса служанки? Не говорят ли против членов синедриона самые пелены и плат, оставшиеся на гробе Спасителя? Если бы, - предположим невозможное, - ученики похитили тело, то неужели бы они стали медлить в пещере, - снимать плотно прилипшие пелены с платком и класть их в порядке? Да и как, наконец, спящая стража могла свидетельствовать о том, чего не видала?! Так ничтожны пред истиной Божьей ложь и обман, так злоба и неверие в руках Божественного всемогущества свидетельствуют об истинности того, против чего они восстают.

 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Декабрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 



pravoslavie.ru
«Я чувствую в душе голод и жажду Бога»
Я родился мусульманином. И хотя я не знал Господа Христа, но, когда слышал слово Божие, у меня мурашки бежали по коже. Я искал Его очень сильно. Еще маленьким мне хотелось понять, где истина, — и я ...

Святитель Феолипт как обличитель расколов
Полемическое наследие святителя Феолипта Филадельфийского особенно важно для нас сейчас, так как терзавший Константинопольскую Церковь в XIII–XIV веках арсенитский раскол, против которого были ...

«Православие может научить Европу чистоте веры»
Мировой кризис является кризисом ценностей и понятий, прежде всего. Необходимо изменить образ мыслей, чтобы освободиться от стремления к чрезмерному потреблению и ненасытности, которые неизбежно ...

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...