ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 
Cостоялась лекция "Путь к единству. К объединению Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви"
 
"Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет, и всякий город, или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Кто не со Мною, говорит Христос, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 25-30).

Тема лекции была связана с самым значимым событием жизни Православной Церкви ХХI столетия - подписанием 17 июня, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя в Москве Акта о каноническом общении двух церквей. После более чем 80-летнего перерыва Русская Зарубежная Церковь вошла в состав Московского Патриархата.

Молитва ко Господу, которую сотворил в этот день на совместной Божественной Литургии Патриарх Московский и Всея Руси Алексий, гласила:

«Иже ко Отцу Небесному о ученицех Твоих молитву вознесый, да вси едини будут, призри милостивым оком на люди Твоя согрешившия и не соблюдшия воли Твоея, благослови благое намерение наше и дело единения Церкве к славе Твоей Сам соверши, утоли церковныя соблазны и разделения. Давый нам заповедь Твою, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да от всех обид и нестроений избавимся, братолюбие же да царствует среди чад Церкве нашея, во Отечестве и разсеянии сущих. Сподоби убо нас ныне внити во святая Твоя и принести Ти жертву безкровную, во еже соединенным быти во едино тело причастием Животворящаго Тела и Честныя Крови Твоея и славословити всем сердцем Твое неизреченное человеколюбие».

alt

 Лектор остановился на самых важных этапах истории Русской Зарубежной Церкви. При обсуждении этого события возникают многие спорные вопросы, касающиеся нелегкого пути, пройденного РЗЦ, - сказал он. - Как и почему она возникла? Что представляет собою Зарубежная Церковь - как в каноническом, та и в историческом плане? Всегда ли РЗЦ оставалась истинно Православной церковью? или же уходила в раскол? И, наконец, как следовало присоединять ее к Московскому Патриархату?

Отец Андрей прежде всего отметил, что "был не раскол, а разделение" - ведь во время гражданской войны/1918-1920 гг./ многие епархии, оказавшиеся на территории, занятой Белой армией, оказались отгорожены от Москвы линией фронта. Чтобы сохранить единство Церкви, патриарх Тихон разрешил создавать на территориях, занятых Белой армией, временные церковные управления, - ведь в церковной жизни есть множество вопросов, которые можно решать только объединенно.Такие управления были учреждены, в частности, на юге России. Когда Белая армия вынуждена была оставить Крым, руководство временных церковных управлений эмигрировало в Константинополь.

alt

Далее лектор обратил внимание слушателей на документы VI Вселенского Собора (Каноны XVIII, XIX и Правило 39-е), в которых изложены решения по поводу эмиграции (переселения) духовенства. В них, в частности, говорится о том, что "Аще кто, претерпев насилие, неправедно извержен будет за то, что защищал Истину", - то возвращаться этому человеку или этим людям имеет смысл только тогда, когда гонения прекратятся. То есть,именно решениями VI Вселенского Собора оправдывается эмиграция духовенства после Октябрьского переворота. В эти годы, сказал отец Андрей, происходило страшное, небывалое гонение. Уничтожался и сам человек (священник), и те, за кого он отвечал (причт, прихожане). И далее гонения усилились. Православной Церкви Московского Патриархата пришлось претерпеть множество бедствий, выживать и сохранять веру в Господа в крайне тяжелых условиях насилия богоборческой власти, приведшего к гибели миллионов людей.

В 1920 году в Константинополе покинувшие Россию архиереи образовали Высшее Церковное Управление За границей. В 1921 году управление переехало в Югославию, в Сремские Карловцы, и в том же году там был созван 1-й Всезарубежный Русский Церковный Собор. Этот год стал датой основания Русской Православной Церкви За границей.

В течение последующих лет Зарубежная Церковь считала себя частью Русской Православной Церкви. Разрыв отношений с Московской Патриархией произошел после принятия в 1927 году декларации главы РПЦ митрополита Сергия /Старогородского/ о лояльности Русской Православной Церкви к советскому правительству. Заявление же это было сделано с целью сохранить Церковь в безбожном государстве. Однако иерархи Зарубежной церкви отказались подписывать декларацию, и РПЦЗ прекратила какие-либо отношения с Москвой.

С 1927 года и вплоть до распада СССР высшее духовенство РПЦЗ категорически отказывалось от любых контактов с московскими иерархами. Представители РПЦЗ видели два главных препятствия на пути к единению церквей: официально не прозвучавшее со стороны Московского Патриархата осуждение заявления митрополита Сергия и участие РПЦ в экуменическом движении, объединяющем все христианские конфессии.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно призывал иерархов РПЦЗ к примирению и предлагал провести совместную встречу руководства двух церквей. Но, как сказал он в своей речи, существует "небольшая, четко очерченная группа профессиональных раскольников, стремящаяся заработать политический капитал на вмешательстве в проблемы воссоединения. Их имена известны… ".

alt

Но, несмотря на возникшее разделение, подчеркнул отец Андрей, ни один из ныне здравствующих иерархов РЗЦ не находился ни под прещением, ни под судом и никем не был лишен сана. Равно как и созванный в 1921г. собор Русской Зарубежной Церкви не объявлял неправославной Русскую Православную Церковь Московского Патриархата. По слову Патриарха Алексия, "...Мы воспринимали Русскую Церковь за границей как плоть от плоти нашего народа, как неотъемлемую часть Русской Церкви, трагически отделенную от нас вследствие страшных событий ХХ века: революции, гражданской войны... Мы всегда верили, что это разделение – временное, потому что вера у нас одна, святыни общие, и одно Отечество, где бы ни жили его чада.  Нам было больно от этого, виделось непонимание – а то и нежелание понять – со стороны тех, кто все же находился не в таких тяжелых условиях. Конечно, бывало, что резкие заявления звучали и с нашей стороны. Думаю, не об этом теперь нам надо вспоминать, а, как учил Апостол, забывая заднее, простираться вперед (Флп. 3. 13). "

Разделение церквей - означает и раскол в народе, отметил в заключение отец Андрей. Теперь, когда церкви объединились, наступает и новый этап в истории нашего Отечества.

 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
Распечатать  Комментарии(0) Просмотров: 1196
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Декабрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 



pravoslavie.ru
«Я чувствую в душе голод и жажду Бога»
Я родился мусульманином. И хотя я не знал Господа Христа, но, когда слышал слово Божие, у меня мурашки бежали по коже. Я искал Его очень сильно. Еще маленьким мне хотелось понять, где истина, — и я ...

Святитель Феолипт как обличитель расколов
Полемическое наследие святителя Феолипта Филадельфийского особенно важно для нас сейчас, так как терзавший Константинопольскую Церковь в XIII–XIV веках арсенитский раскол, против которого были ...

«Православие может научить Европу чистоте веры»
Мировой кризис является кризисом ценностей и понятий, прежде всего. Необходимо изменить образ мыслей, чтобы освободиться от стремления к чрезмерному потреблению и ненасытности, которые неизбежно ...

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...