Пирсинг (прокалывание) и татуировка (раскрашивание) для многих новое и далёкое понятие. Современная реклама и красочные бигборды пестрят заголовками типа: «Пирсинг и тату - это красиво, модно и индивидуально. Красота требует жертв. Отличайся, не будь серой массой!»
Что же побуждает стольких людей разного пола, молодых и уже довольно сознательного возраста, из разных социальных слоёв прокалывать и раскрашивать различные части тела?
Для начала обратимся к исторической справке...
Первые западные путешественники в заокеанские края, миссионеры, солдаты, моряки и торговцы привозили из дальних стран фантастические рассказы о своих путешествиях. Они описывали африканских женщин, у которых губы, деформированные украшениями, служили фартуком или даже зонтиком от солнца, рассказывали об индейцах с ушами настолько длинными, что они использовались вместо подушки.
Эти варварские действия, долгое время воспринимались с отвращением: в таких украшениях прочитывались отталкивающие знаки, признаки дикости. Особенно восставали против миссионеры, которые расценивали это, как кощунственное уничижение и разрушение творения Создателя - надругательство над человеческим телом.
Например, в практическом значении пирсинг использовали пираты. После очередной победы, взятия и грабежа корабля они вставляли серьги в уши и щёки. Среди западных людей, прокол в ушах был традиционен для моряков, если они пересекли экватор, это было символом свободы. Подобное действие напоминает об актах Петра I, который укреплял на ростральных колоннах носы побеждённых вражеских кораблей.
Начиная с ХVIII века некоторые люди на Западе начали видеть в таких жестах проявление своеобразной культуры. На рубеже ХХ века стала очевидна универсальность этих явлений и их присутствие даже в цивилизованном мире. Они были по-новому восприняты и оценены.
В 80-90-х гг. ХХ века первыми позаимствовали и распространили пирсинг в "цивилизованном" мире представители панк-культуры. Они стали проводниками данного явления. Также этими традициями заинтересовались представители молодёжных субкультур (объединение в рок-, поп-, гот- группировки).
Традиционно образ панка ассоциируется с разодранными, проколотыми лицами, сигаретными ожогами на руках, порезанными бритвой телами, выкрикивающие непристойности, люди с "ирокезами" на головах - всё это невольно заставляет вспомнить о первобытной дикости. Из всех панковских атрибутов пирсинг остаётся наиболее вызывающим, тем более что часто из губы, носа, щеки, брови или уха торчат не просто английские булавки, а бритвенные лезвия, свастики, распятия... Таким образом, они хотят выразить безразличие к боли, отсутствие страха, свой протест против лицемерия. В их душах накопилось разочарование, отчаяние и ощущение пустоты мира.
У татуировки более долгая история. Это явление культуры, которым сейчас интересуются многие. Но она относится к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. Татуировка, как и пирсинг, также имеет несколько значений. В ритуальных актах через неё человек пытался обезопасить себя от злых духов и врагов. История человечества хранит много легенд и преданий о силе и могуществе священных животных. Практически все божества Древнего Египта имели внешность животных или чем-то походили на них. В восточной мифологии и астрологии образы психотипов связываются с определёнными типами животных.
У различных народов татуировки имели своё социальное значение: в африканских племенах тату указывало на количество детей, у фракийцев порезы обозначали благородное происхождение, в Европе накалённым железом клеймили голову и плечи, чтобы определить сбежавших пленников.
Самые древние татуировки обнаружены на египетских мумиях - им около 4000 лет. Корни их уходят в язычество, служа охранным талисманом и визитной карточкой, по которой можно определить к какой социальной группе относится носитель изображения. Каждый знак имеет своё оккультное значение. Наколка - настоящий магический язык. Наиболее популярными являются изображения оскаленных животных, преимущественно семейства кошачьих, а также скорпионов, змей, драконов. В тюрьмах у заключённых, татуировка - это атрибут преступника, его опознавательный знак, тайный код, информирующий посвящённого о месте конкретного лица в иерархии.
В сталинские времена, заключённые уходили из тюрем навек запечатанными профилем вождя всех времён и народов. Ленин встречался гораздо реже, это было небезопасно. Данный поступок воспринимался, как злобная антисоветская выходка, не смотря на то, что некоторые глупцы полагали, что это может сойти за свидетельство сугубой лояльности режима.
Излюбленными темами нательной живописи были розы с шипами, красавицы с распущенными волосами, картины религиозного содержания. Выкалывали и кресты, и изображения Богоматери, и Новозаветную Троицу... Наносились они, что интересно, не для богохульства, а как вызов системе и людям, ставшими режимными рабами. Но даже в этой тюремной культуре не встречались наколки изображений врага рода человеческого или рогатых членов его воинства. Убийцы в своих художественных исканиях не дерзали изображать того, кто толкал их на преступления.
Так что же произошло с обществом, в котором совсем недавно детям и внукам не позволялось смотреть на то, как наносят татуировки?! Это воспринималось крайней формой непристойности.
В обезбоженном обществе все от мала до велика знали, что иметь татуировку неприлично, и что это не только признак некультурности, но ещё и знак принадлежности к преступному миру, что испокон веков клеймили рабов и сильно провинившихся. Отсюда и выражение "заклеймить позором" - поставить на человеке знак, говорящий о том, что людское сообщество извергло его из своей среды. Добровольное нанесение клейма могло быть знаком вызова, эпатажа (что, кстати, происходит сейчас), но чтобы прибегнуть к подобной форме эпатажа, нужно было иметь дерзость особого свойства.
Выйдя на свободу, уголовники, как правило, стеснялись раздеваться при людях. Теперь в это трудно поверить. Современные люди нисколько не стесняются. Им внушают мысль, что быть распутником и хамом - в порядке вещей. А самое большое хамство заключается в том, чтобы в этой стихии быть первым.