ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 

О покаянии и исповеди

Завершилась вторая неделя Великого поста. Все верующие люди знают о том, что Великий пост самое благоприятное время для покаяния и исповедания грехов. Покаяние - это великий дар Божий и милость к нам. У каждого человека свой путь к нему и свой срок. Но верно одно: покаяние - не единожды усвоенный урок. Ему не присуща логика и механическая закономерность. Это живой и творческий процесс, происходящий в душе человека на протяжении всей его жизни. Кто-то сделал только первый шаг на этом поприще. Некоторые уже познали чудо покаяния и теперь от исповеди к исповеди протягивают живительную ниточку, возрождающую душу. Кто-то медлит и все еще откладывает покаяние на завтра или до следующего поста... Есть категория хорошо образованных, интеллигентных людей, считающих, что главное  - жить по - Богово, а в храм ходить и исповедоваться перед священником совершенно не обязательно. Для них важно время от времени делать внутреннюю «инвентаризацию», осознавать свои поступки, и их воздействие на окружающих. Люди творческие склонны думать, что достаточно исповеди через свои произведения: картины, фильмы, музыку.

О покаянии и исповеди

Многие из них потратили уйму времени на изучение восточной религии, оккультизма и изотерических течений, освоили множество психотерапевтических техник, но так и не обратились к православной традиции. И, что удивительно, даже не пожелали потратить время на то, чтобы познакомиться с ее фундаментальной основой - Евангелием и трудами святых Отцов церкви, наивно полагая, что вера Православная - это одна из духовных практик, только более ограничивающая их жизнь, чем прочие.

 Современный мир вполне определенным образом учит нас реализовывать себя, раскрывать грани своей личности: «Ты имеешь право быть самим собой», «Чувства не бывают плохими или хорошими - они просто есть», «Ничем себя не ограничивай и ничего в себе не отвергай». Если человек не убивает, не крадет, не лжет, и при этом находится в плену подобных установок, ему может многие годы и десятилетия казаться, что с ним все благополучно, а тот душевный дискомфорт, который время от времени возникает, есть обычное состояние человека. В такой иллюзии можно пребывать до самой старости.

И даже, если в последний момент близкие и позаботятся пригласить священника для первой и последней исповеди в жизни, то что-то сделать уже , практически, невозможно: душа, не обученная покаянию и исповеди, не может себе помочь.

О покаянии и исповеди

Многие священники с глубокой скорбью вспоминают о подобных случаях, но при этом добавляют: «Как же печалятся ангелы на небесах и Господь наш о таких душах!». 

Для всех и каждого хотим предложить высказывания и поучения отцов церкви, великих подвижников и современных богословов о покаянии и исповеди.

Старец ты и достиг крайнего предела жизни? Не думай, однако же, будто отнято у тебя покаяние, не отчаивайся в своем спасении, но подумай о разбойнике, который на кресте спасен. Что короче того часа, в который он получил венец? Однако же и этого часа достаточно было ему для спасения. Юноша ты? Не полагайся на юность и не думай, что у тебя впереди довольно времени для жизни, ибо день Господень так придет, как тать ночью (1 Фес. 5, 2). Для того Бог и сделал неизвестной нашу кончину, чтобы мы сделали известной свою заботливость и осмотрительность. Не видишь ли, сколько каждый день похищается преждевременной смертью? Поэтому и увещевает некто: не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день (Сир. 5, 8), чтобы, когда будешь медлить, не погибнуть тебе. Старец да последует тому увещанию, а юноша этому внушению.

Но ты в безопасности, ты богат и изобилуешь деньгами, с тобой не бывает никакой неприятности? Но послушай, что говорит Павел: когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5, 3). Дела весьма переменчивы, мы не властны в смерти, будем властны в добродетели: человеколюбив Господь наш Христос!         Святитель Иоанн Златоуст

alt

Мы влияем друг на друга и на весь окружающий мир гораздо в большей степени, чем это кажется на первый взгляд. Из-за множества дел и повседневных мелочей человеку сложно разглядеть последствия, которые имеют даже незначительные слова и поступки. И все же, когда человек ненавидит, взор его мешает другому даже ходить. И, напротив, когда начинает каяться и поститься, то и это отражается на всем вокруг него.

В Священном Писании (в греческом тексте) есть два разных выражения для покаяния. Одно выражение - метанойя, а другое - метамелия. В Св. Писании "метамелия"- просто, перемена намерения. Оно никакого духовного значения не имеет. В области психологии есть "перестройка" своего характера, своего невроза, но нет понятия покаяния.

О покаянии и исповеди

Покаяние - это религиозное понятие. Каяться надо перед кем-то. Это не значит просто изменить стиль жизни или свое внутреннее чувство или свой опыт, как имеется в виду, скажем, в восточных религиях и культурах. Эти религии говорят о том, что человек должен получить свой собственный опыт, должен познать себя, самоосуществиться, чтобы свет его сознания пробудился. Но для такой перемены, не нужно Бога. А христианское покаяние непременно: перед кем-то.

К замечательному священнику - Александру Ельчанинову пришел на исповедь офицер и сказал:

-Я могу вам выложить всю неправду моей жизни, но я только ее головой сознаю. Мое сердце остается совершенно нетронутым. Мне все равно. Головой я понимаю, что это все зло, а душой никак не отзываюсь: ни болью, ни стыдом.

И отец Александр ответил ему:

- Не исповедуйтесь мне. Это будет совершенно напрасное дело. Завтра, перед тем как я буду служить литургию, вы выйдите к Царским Вратам. И когда все соберутся, вы скажите то, что вы только что сказали мне, и исповедуетесь перед всем собравшимся съездом.

О покаянии и исповеди

Офицер на это согласился, потому что он чувствовал себя мертвецом ; он чувствовал, что в нем жизни нет, что у него только память и голова, а сердце мертво, и жизнь в нем погасла. Он вышел от священника с чувством ужаса. Офицер думал, что начни он сейчас говорить, и весь съезд от него отвернется. Все с ужасом посмотрят на него и подумают: "Мы считали его порядочным человеком, а какой он негодяй, он не только негодяй, но и мертвец перед Богом". Но он пересилил свой страх и ужас, встал и начал говорить. И случилось для него самое неожиданное. В момент, когда он сказал, зачем он встал перед Царскими Вратами, весь съезд обратился к нему сострадательной любовью. Он почувствовал, что все ему открылись, что все открыли объятия своего сердца, что все с ужасом думают о том, как ему больно, как ему страшно. Он разрыдался и в слезах произнес свою исповедь; и для него началась новая жизнь.

alt

В соответствии с библейским и древнехристианским восприятием человек в мире никогда не бывает один.. Он стоит прежде всего перед Богом, но также и перед людьми. Поэтому в Библии согрешение человека перед Богом всегда имеет отношение к ближнему: а это значит, что оно имеет социальное, общественное измерение и последствия. У православного народа есть чувство, что какой-то вор или тиран, или делающий зло ближнему своему - то же, что безбожник. Пусть он верует в Бога, но это ни к чему, он на деле просто надругается над Богом, раз его жизнь расходится с верой.

Отсюда - целостное понимание покаяния, как исправного стояния и перед Богом, и перед людьми. Покаяние не может быть измерено только социальными или психологическими масштабами, а всегда есть богооткровенное, библейское, христианское понятие.

Когда Христос начал Евангелие с покаяния, Он имел в виду онтологическую (бытийную, сущностную) реальность человека. Скажем словами святителя Григория Паламы: данные Господом заповедь покаяния и прочие заповеди полностью соответствуют самой человеческой природе, ибо в начале Он создал эту природу человека. Он знал, что потом придет Сам и даст заповеди, и потому создавал природу согласно заповедям, которые будут.

О покаянии и исповеди

И наоборот, Господь дал такие заповеди, какие отвечали природе, которую Он вначале создал. Таким образом, слово Христа о покаянии не клевета на природу человека, это не "навязывание" природе человека чего-то чуждого ей, а самое естественное, нормальное, соответствующее природе человека. Дело только в том, что природа человека - падшая, а поэтому находится сейчас в ненормальном для себя состоянии. Но именно покаяние и есть тот рычаг, которым человек может исправлять свою природу, возвращать ее в нормальное состояние. Поэтому Спаситель и сказал: "Метаноите" - т.е. "перемените свой ум". Дело в том, что наша мысль ушла от Бога, ушла от себя и других. И в этом - больное, патологическое, состояние человека, которое по-славянски называется словом ''страсть", а по-гречески словом "пафос" (патология).

alt

Это просто болезнь, извращение, но еще не уничтожение, как болезнь не есть уничтожение организма, а просто порча. Греховное состояние человека - порча его природы, но человек может восстановиться, принять исправление, и поэтому покаяние приходит как здоровье на больное место, на больную природу человека. И раз Спаситель сказал, что надо каяться, даже если мы не чувствуем в себе потребности покаяния, то мы должны Ему верить, что действительно нам надо каяться. И на самом деле, великие святые чем больше приближались к Богу, тем сильнее чувствовали потребность покаяния, поскольку чувствовали глубину падения человека.

 
Страница 1 из 2 | Следующая страница
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
Распечатать  Комментарии(0) Просмотров: 1189
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Икона Божией Матери Милостивая
Икона Божией Матери Милостивая

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Ноябрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 



— Автор: ,
В новости: Набор в военно-спортивный клуб "Пересвет"
— Автор: ,
В новости: Осуждение. Раздражительность. Гнев.
— Автор: Анастасия Мельникова,
В новости: Благотворительная акция в Свято-Успенском соборе
— Автор: ,
В новости: Правда об учении Ольги Асауляк.

pravoslavie.ru
«Государство не подкупает Церковь»
Позицию Русской Православной Церкви в конфликте с музейным сообществом вокруг передачи религиозного имущества Церкви излагает ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон ...

Ответ на письмо С.В. Степашина о Л.Н. Толстом
Накануне 100-летия со дня смерти Льва Толстого глава Счетной палаты и президент Российского книжного союза Сергей Степашин в своем письме к Патриарху Кириллу попросил публично разъяснить позицию ...

Враг у святых врат, или тест на маргинальность
Всякий раз, когда речь заходит о чем-то «новоправославном» – православной математике, православной медицине, православной аэробике и т.п. – вспоминается бородатый анекдот: что общего между ...

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...