Как часто мы просыпаемся под сильным впечатлением от того или иного сна, долго потом рассуждаем о его значении, стремимся «разгадать сон», напрочь забыв библейские слова: "Не ворожите, не гадайте по снам" (Лев. 19: 26).
Как же нам научиться правильно относиться к сновидениям?
Примером могут послужить слова святых отцов: Свт. Феофан Затворник говорил: «Лучше не верить(снам), потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории».
Таким образом, святитель Феофан Затворник обращал внимание верующих на то, что сны бывают разного характера, и простым людям лучше всего не доверять снам.
Упомянутые святителем различные виды снов нашли пояснение и у архиепископа Иоанна (Шаховского): «Опыт духоведения - религиозный опыт - различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, - суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие.
И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие - "с неба", от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна».
"Безрассудные люди, - говорит Сирах, - обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале" (34, 1-3).
Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что все сны суть ложь и суета. Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать во Египет с Младенцем. (Мф. 2). Кроме того, сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе (сновидение Навуходоносора; Дан. 2: 29).
Св. Царь Константин Великий пред войною с Максентием видел наяву знамение креста на небе с надписью "Сим побеждай!", а в следующую ночь увидел во сне Самого Спасителя, Который явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. И действительно, император Константин, соорудив знамя, украшенное крестом, окончательно поразил своего врага.
Одной благочестивой девице, жившей в городе Казани, явилась во сне Царица Небесная и сказала: "В таком-то месте, в земле, зарыта Моя икона, объяви об этом: пусть отроют ее и вынут". Она рассказала, и ей не поверили. Но тот же сон повторился еще, и когда та девица стала рыть в указанном месте землю, то, действительно, нашла там икону Божией Матери. Эта икона известна у нас под именем Казанской (Чет.-Мин. 8 июля).
Святитель Николай Сербский сообщает о тех знаках, которые Господь посылает людям: «Нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали... Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны... Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка... Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни».
Не стоит, однако, в каждом сне искать какой-то сигнал, знак или предсказание будущего. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объясняет это так: «От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается».
С философской точки зрения существуют различные мнения относительно снов. К примеру, доктор медицины Поль Турнье говорит о природе этих феноменов так: "Фрейд и его ученики, следуя чисто механическому и причинному пониманию души, видят в снах лишь "пульсирование инстинкта" и выражение "подавленного желания". Для школы Мэдера, наоборот, сон является "выражением состояния живой личности того, кто видит сны". Карл Юнг в своих...работах показывает, что именно этот подход ведет нас к истинному пониманию образа души".
Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда... сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих - истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих».
О. Александр Ельчанинов пишет: "Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся - тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния - есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности...».
Здесь следует привести слова святых отцов церкви, которые учили, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.
Священник Григорий Дьяченко дает несколько советов о том, как правильно научиться относиться к сновидениям:
1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду. "Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом" (Иов. 33, 14-18)."Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу" ("Руковод. к дух. жизни" Варсануфия и Иоанна, стр. 368).
2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.
3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.