Прошли времена, когда вера в людях была беспрекословна, не подвергалась сомнениям, горела в душах, не угасая, и лишь крепчала в моменты трудностей и испытаний. Сейчас большинство к Богу приходит не сразу. Путь этот порою долог и тернист, но тем прекраснее очищение, перерождение человека, которое ждет в конце него. Немало наших современников познают веру у постели больного, в неосознанной молитве за дитя, мать, любимого, находящихся на краю жизни.
Именно в тяжелую минуту осознания собственного бессилия перед лицом болезни, когда не на что и не на кого больше положиться, и все, что можно испробовать, уже испробовано и не принесло результатов, человек, как ему кажется, готов сделать последнее – обратиться к Богу. И в своей, может быть первой, молитве, он, может быть впервые, честен, искренен и полон надежды. И эта неожиданная для самого человека вера, еще не окрепшая, но чистая и глубокая, вдруг дарует чудо и возвращает безнадежно больного к жизни и в круг семьи, заставляет сердце биться, ставит на ноги.
Часто невольным свидетелем таких ситуаций становится лечащий врач. Сколько боли и страданий встречает он на своем профессиональном пути, столько же чудесных исцелений, объяснимых лишь верою в Бога, он видит. Но осознает эти чудеса, только если сам он человек верующий, если привносит христианские ценности в медицину.
Одним из выдающихся православных врачей своего времени был Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), жизнь которого стала примером невероятной стойкости, глубокой веры и огромного человеколюбия. Этот талантливейший хирург в церковной рясе, несмотря на все гонения, ссылки, угрозы и допросы, не оставил служение Господу и всюду, где бывал, проповедовал Слово Божие. Слава опережала его: куда бы он не приехал, везде собирались сотни людей, просящих благословения. А результаты его научной деятельности стали известны далеко за границами Советского Союза. Его работу в госпиталях во время Второй мировой войны невозможно переоценить. Заметим, что Архиепископ Лука, вопреки давлению на него, не отказался от сана, но при этом страна «научного атеизма» присудила этому удивительному человеку Сталинскую премию, большая часть которой тут же разлетелась по детским домам.
Современники Владыки вспоминают, как он «приучил работавших с ним к молитвам, без которых не приступал к операциям, и к священникам, которых, по просьбе больных, приводил в палаты для исповеди или Причастия»; всегда спрашивал больного, верующий ли тот, так как полагал, что не врач излечивает человека, но сам Господь руками врача; перед началом операции чертил йодом крест на теле пациента, а в кабинете всегда держал иконы и лампадки. Все это во многом стало причиной периодических арестов и допросов профессора Войно-Ясенецкого, не уберегли его заслуги перед Отечеством, ни любовь и уважение сотен пациентов. Часть одного из опросов доктора вспоминает в своей книге «Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный» священник Г.Шевченко:
«— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?
Отец Валентин ответил:
— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?
Следующий вопрос:
— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».
Отметим, что обвинение провалилось, а профессора с его коллегами вскоре отпустили.
В наше время личность православного врача у многих вызывает ноту любопытства, а иногда и недоверия. Невоцерковленному человеку может показаться, что его доктор отвлечен посторонними вещами, а настоящий профессионал, как он считает, должен быть абстрагирован от всего лишнего (от веры в том числе) и сосредоточен исключительно на постановке диагноза, подборе правильных медикаментов, передовых методик лечения. Однако православный врач не может не задумываться о нравственных причинах болезни, душа пациента волнует его ни чуть не меньше, чем его тело, ведь Отцы Церкви в своих посланиях учили его воспринимать человека целостно и искать корни его недугов в его делах и мыслях. «Для хирурга не должно быть “случая”, а только живой страдающий человек», – говорил вышеупомянутый Святитель Лука. Поэтому поведение верующего медика в отношении больного отличается от поведения неверующего, хотя поставленные ими диагнозы и обозначенные методы лечения могут сходиться.
Кроме православного подхода к болезни как следствию греха, верующий врач по-другому относится к вознаграждению за свои услуги. Современный коммерческий подход к лечению предполагает строго установленную плату за все виды медицинских услуг. При этом свою собственную таксу выставляю даже врачи госучреждений, оправдывающие побочный заработок ничтожный жалованием. В таких условиях медик, отступивший от голоса совести, может стать заложником системы, в которой во главе угла – денежные отношения. Православный же врач, руководствующийся учением Церкви и своей совестью, не просит, не вымогает и не намекает на вознаграждение, даже пребывая в нужде, ведь ему известны строки из Евангелия от Луки «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам». (Лук. 12:29-31) Довольный результатами пациент непременно сам отблагодарит врача в меру своих материальных возможностей. Принять такую благодарность не грех для медика, однако он, в свою очередь должен поблагодарить и Господа, пожертвовав часть средств нуждающимся.
Прот. Сергий Филимонов в своей книге «Портрет православного врача» отверг понятия врачебной ошибки, халатности, преступления, заменив их понятием греха. Следуя этому тезису, автор открывает причину так называемого профессионального выгорания медиков, формирования цинизма в лечении болезней и отношениях с пациентами. Причина же кроется в том, что «они не очищают свою душу и сердце от греха, не заботятся о выправлении сердца», то есть не каются в содеянном.
Несмотря на то, что XXI век серьезно пошатнул парадигму человеческих ценностей, и чуткости, отзывчивости, доброты от многих даже ждать нечего, все же остаются в наше время прекрасные примеры добродетельных и душевных православных медиков, чьи ценностные ориентиры вряд ли получится повернуть вспять. Возможно, спустя годы кого-то из них будут почитать так же, как и врачей-безсребреников Косму и Дамиана, которые не только безвозмездно лечили людей, не различая их общественного положения, но обернули в православие многих язычников посредством своего таланта. И хотя современная медицина ставит перед врачом и обществом в целом множество морально-этических вопросов, как то: эвтаназия, аборты, искусственное оплодотворение и др., православный медик считает своим долгом отстаивать позиции Церкви, действует по совести и пациента старается направить на истинный путь.
Анна Мячина
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов