В нелегкое военное время, когда большинство храмов было разрушено, люди теряли жизненную опору и веру в будущее, Господь посылал им праведников, которые с великой любовью и терпением помогали всем нуждающимся, примером своей святой жизни духовно укрепляли и воодушевляли отчаявшихся. Наряду с бойцами, которые защищали свою Родину с помощью оружия, действовали также и духовные воины. Расскажем о наиболее известных молитвенниках периода Великой Отечественной Войны 1941-1945гг., которые своими духовными подвигами спасли родную землю.
В годы Великой Отечественной войны своей жизнью митрополит Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (Симанский Сергей Владимирович) показал, что судьба Русской Православной Церкви неотделима от судьбы русского народа. Оставаясь в годы блокады Ленинграда со своей паствой, вместе с ней переживая страдания и лишения, он свидетельствовал истину и нелицемерность глубоко патриотической позиции Русской Церкви. Проявляя бодрость духа и огромное самообладание, он постоянно совершал богослужения, ободрял и утешал верующих. И, несмотря на голод и бомбежки, обессиленные люди, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храм, где служил архипастырь.
В подчиненных ему храмах так же, как и в дни блокады, не прекращался сбор средств на оборону, на помощь раненным и сиротам. Всего же было собрано в 1941-1944 гг. более 13 миллионов рублей. За организацию патриотической деятельности в храмах города в период блокады митрополит Алексий с группой духовенства был удостоен государственной награды — медали «За оборону Ленинграда». (По материалам официального сайта Московского Патриархата)
Ленинградский благочинный протоиерей Николай Ломакин во время блокады города поддерживал связь с митрополитом Алексием.По его воспоминаниям: «Владыка митрополит бесстрашно, часто пешком, посещал ленинградские храмы, совершал в них богослужения, беседовал с духовенством и мирянами, всюду внося бодрость, веру в победу, христианскую радость и молитвенное утешение в скорбях. Сам, иногда больной, Владыка в любое время дня принимал приходивших к нему мирян и духовенство. Со всеми ровный, приветливый — для каждого он находил ласку, умел ободрить малодушных и подкрепить слабых. Никто от нашего Владыки не уходил опечаленным, не окрыленным духовно. Очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь; лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых в тяжкие дни блокады Ленинграда, Владыка Алексий нередко сам отпевал усопших от голодного истощения мирян, невзирая на лица и обставляя эти погребения особо торжественно» (Журнал Московской Патриархии, 1945, # 4, с. 26 — 27).
Праведник XX века, 75-летний отец Серафим Вырицкий совершил великий духовный подвиг ради спасения Родины: тяжело больной старец тысячу ночей молился на камне стоя на коленях перед иконой своего небесного покровителя Серафима Саровского, которая была закреплена на садовом дереве. "Бывало, заглянешь ночью в келлию батюшки, чтобы узнать – не нужна ли какая помощь, а он, обливаясь слезами, тянет к небу свои прозрачные руки, ничего не замечая вокруг..." – рассказывали родственники о. Серафима. Все, кто знали подвижника, утверждают, что его молитвами выстоял Петербург.
Как-то к старцу явились работники НКВД с целью его ареста. На защиту о.Серафима стали его родные, которые предоставили заключение врача о тяжелом недуге батюшки, при котором перемещение больного было бы смертельно опасно.
Но вскоре непрошенные гости снова явились к старцу, который уже совсем не вставал с постели. Больной попросил подойти к нему одного из агрессивно настроенных чекистов. Батюшка ласково взглянул в его глаза, затем погладил руку подошедшего. Чекист стоял в недоумении и смущении. Неожиданно о. Серафим возложил свою руку на голову пришедшего и промолвил: "Да простятся тебе грехи твои, раб Божий..."- и произнес его имя, хотя батюшке никто не сообщал как зовут этого мужчину. Все сотрудники НКВД, пришедшие арестовывать старца, смягчились и успокоились. Их начальник воскликнул: "Если бы таких старцев было бы больше, то мы все были бы верующими", – слезы потекли по его щекам.
Будучи тяжело болящим, батюшка из последних сил принимал всех людей, нуждающихся в его помощи.
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) — русский хирург и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с мая 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии по медицине 1946 года.
Начало Второй мировой войны застало Войно-Ясенецкого в третьей ссылке. С первых дней Великой Отечественной войны Войно-Ясенецкий требовал предоставить ему право лечить раненых. Как вспоминает И. М. Назаров, бывшый начальник Енисейского пароходства, он отправил Калинину телеграмму следующего содержания: "Я епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука".
Вскоре разрешение было получено. В его операционной было множество икон, перед операцией больные прикладывались к кресту, висевшему у него на груди.
Святая Матрона Московская
Эта старица совершала свой нелегкий духовный труд, когда безбожная идеология разделяла людей на два лагеря – в одном за колючей проволкой горела свеча веры, в другом утверждался циничный атеизм.
Как-то в 1939 или 1940-м году святая Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».
Близкая старицы вспоминает о том, как Матронушка поддерживала людей в нелегкое военное время: «Она никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига. Не могу себе простить, что ни разу не пожалели Матушку, хотя и видела, как ей было трудно, как она болела за каждого из нас. Свет тех дней согревает до сих пор. В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и ее тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло. Шла война, a мы жили как на небе».
В военное время святая Матрона продолжала свою тихую молитвенную жизнь, возвращая из небытия пропавших без вести, исцеляя больных, соединяя любящих, даруя надежду на светлое будущее – рождение ребенка. Разорялись монастыри, взрывались храмы, расстреливалось духовенство. Заживо погребенные гибли в лагерях православные миряне. Все это видела святая своим духовным зрением и призывала: «Кайтесь и молитесь, и Бог не оставит вас». Против открытой своевольной бесовщины сама читала и других наставляла читать 90-й псалом Псалтири.
Святую Матрону часто пытались арестовать, но она всегда чувствовала это и переезжала на другое место. Как-то пришел милиционер к старице, а она сразу же его предупредила: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! Слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он разволновался и вернулся домой. Там он застал изрядно обгоревшую, но все еще живую супругу. Но он успел довести ее до больницы. На следующий день спрашивает его начальник: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти».
В эти непростые годы, несмотря на обильное распространение атеизма и глумление над Православной Церковью, большинство людей все же оставались непоколебимы в своей вере, благодаря тем духовным светильникам, которые озаряли своей любовью всех, кто искал их поддержки.
Подготовила Андреенкова Татьяна
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов