Чем опасны греховные мысли?
Нет, нет, не встречалась она ни с кем!
Но в мыслях то с этим была, то с тем…
А в мыслях чего не свершишь порою.
Эдуард Асадов
Ветхозаветные законы запрещали грехи действенные: не укради, не убей, не прелюбодействуй. Новый же Завет запретил грех мысленный, потому что именно в наших помышлениях, фантазиях и мечтах кроется корень всех греховных поступков, позже совершаемых. Но даже если и не воплощаются в жизнь наши греховные помышления, то уже ими мы оскверняем образ Бога в себе. Святые отцы сравнивали это с покосом: в Ветхом Завете скашивали лишь «вершки», оставляя «корешки» ждать благоприятных условий и прорастать дальше. Оказывается, избавиться от этих злополучных корешков не так просто. Только в минуты горячей искренней молитвы наш ум очищается, а душа омывается слезами смирения и покаяния. Но как только молитва замолкает, мы вновь и вновь окунаемся в мир душевных страстей и мысленного беззакония.
Человеку крайне сложно сознаться самому себе, что он грешен, когда для всех окружающих он добропорядочный, милосердный и добрый. Чужие слова западают в душу и затуманивают духовный взор. И вот человек уже пытается оправдаться перед собою: «Я столько хорошего делаю для людей и общества, тружусь не покладая рук, стольким помогаю, неужели мне самому не позволено иметь маленький уголок отрады – мой разум?» Но этот уголок, заполняемый, казалось бы, невинными мечтаниями, становится средоточием большого зла, пагубного для нашего духовного пути. И человек вроде бы чист, вроде бы добродетелен, смиренен, но стоит заглянуть глубже, как откроются его тайные злодеяния, не заметные ни для кого, кроме Господа.
Архимандрит Клеопа (Илие) пишет: «Видишь, как чисто в этой комнате? Пыли нет, грязи нет. Но если бы луч солнца проник сюда, и мы встали бы в сторонке, то увидели бы миллионы микробов, кружащихся тут, и сколько тут пыли… А если бы у нас были специальные увеличительные приборы, то они сделали бы еще большими тела эти, которые мы видим невооруженным глазом. То же бывает и с нашей душой». Как точны в этом ключе слова преподобного Ефрема Сирина: «Как дева, обрученная мужу, если ее обольстит другой, делается оскверненной в очах мужа, так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них согласие, осквернена перед Небесным Женихом своим – Христом».
Преп. Макарий Египетский говорит о том, что и грешные помыслы, без явных грешных дел, могут погубить душу: «Должно хранить душу и всячески ее блюсти, чтоб она не приобщалась скверным и злым помыслам. Как тело, совокупляясь с другим телом, заражается нечистотою, так и душа растлевается, сочетаваясь с скверными и злыми помыслами и согласуясь заодно с ними».
Святые отцы сходятся во мнениях, что грехи помыслов и деяний одинаково оскверняют нас. Не имеет значения, в каком далеком уголке сознания мы прячем от посторонних глаз свои мерзкие мысли, – они видны Богу и будут вменены нам на Страшном суде с той же серьезностью, что и все остальные, деятельные прегрешения.
Откуда же происходит эта страсть воздвигать в своем разуме замки и бастионы похоти, скверны и лжи. Все от нашего страха и малодушия, – уверены святые отцы. От греха человека сдерживает очень много факторов. И к сожалению, вера не всегда находится на первом месте. Человек, в первую очередь, боится людского суда, стыдится того, что могут подумать о нем друзья, коллеги, как взглянет на него супруг или родители. Страх быть обличенным обществом очень силен. Разве что наказание за то или иное деяние способно сдержать человека больше, чем элементарный стыд. Вспомним всем знакомые слова: «Не при даме будет сказано», «Не могу себе этого позволить в приличном обществе», «Не позволяет воспитание». Получается, что не будь этих барьеров, многих людей ничто бы не остановило от того, чтобы мысленные грехи свои воплотить в жизнь. Об этом говорят и святые отцы, утверждая, что грехи помышлений остаются внутри нас только потому, что до сих пор не было благоприятных условий для того, чтобы совершить их в жизни. Но как только ситуация изменится (пошатнутся общественные нормы, мораль, нерушимые, казалось бы, законы подвергнутся сомнению), тут же мир увидит весь сор человеческих душ, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления..." (Матф.15:19,20)
Откуда же приносит тлетворное зерно в наш разум? Не стоит забывать, что человек по природе своей греховен, а значит, зачатки всякого зла в нас самих. Но, без сомнения, и диавол со своими приспешниками, заинтересован в том, чтобы отвернуть человека от Бога, нашептывает нам мысли, полные похоти, лжи и тщеславия. И тут важно проявить стойкость, противиться насаждаемым помышлениям. А как? С молитвою обращаясь ко Господу и угодникам Божиим.
Анна Мячина