По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского
Чтобы понять суть проблемы, следует обратиться к истории. В 50-й день после святой Пасхи апостолы Христовы собрались в Сионской горнице. Во время молитвы Господь, как и обещал ранее (см. Лк. 24, 49; Ин. 16,7; 16,13), послал им благодать Духа Святого, и над головой каждого из них появились языки пламени. Эти огненные языки вошли в них, и апостолы стали первыми епископами.
В их числе был апостол Андрей Первозванный. Он стал первым греческим архиереем. Из истории известно, что апостол Андрей впоследствии с молитвой возложил руки на Стахия, и, подобно тому, как одна свеча передает огонь другой свече, оставаясь гореть прежним пламенем, благодать (огонь, полученный в Пятидесятницу и переданный через возложение рук апостолом Андреем) вошла в душу Стахия, и он стал следующим греческим архиереем.
Позже Стахий передал свою благодать через рукоположение Онисиму, который тоже стал архиереем. Онисим рукоположил Поликарпа, Поликарп — Плутарха... и, наконец в 984 г. был рукоположен Николай Хрисоверг. В 988 г. он послал в Киев рукоположенного им митрополита Михаила, от которого постепенно, через рукоположение, огонь благодати передавался всем епископам на Руси, вплоть до наших времен. И ныне та же благодать действует в Таинствах исповеди, причащения, крещения, венчания, елеосвящения и во всех других священнодействиях Православной Церкви.
Теперь о бывшем митрополите Филарете (Денисенко). Его рукоположили в епископы в 1962 г. , а в 1966 г. назначили архиепископом Киевским и Галицким, Экзархом всея Украины.
И что же произошло? По прошествии некоторого времени по Киеву поползли разные нескромные слухи, стали появляться анонимные письма о аморальности Филарета. На ту же тему появились публикации в газетах и журналах, которые сам Филарет не опровергал (!). Выяснилось, что у монаха (каковым являлся Филарет) есть семья: жена и трое детей (Вера, Любовь, Андрей). Впоследствии его дочь Вера в интервью рассказала о том, кто её отец. Посыпались жалобы духовенства на «матушку» Филарета Евгению Родионовну, которая вела себя крайне нескромно (находясь во , время богослужения в пономарской, командовала священниками и они вынуждены были целовать ей руку). Да и сам Филарет очень жестоко и высокомерно вел себя со своими собратьями - архипастырями и пастырями. Имя Филарета стало одиозным, для многих отвратительным, а его жизнь, поведение, аморальность бросали чёрную тень на всю Православную Церковь, вызывало возмущение среди духовенства и верующих.
Его рукоположили в епископы в 1962 г. , а в 1966 г. назначили архиепископом Киевским и Галицким, Экзархом всея Украины. И что же произошло? По прошествии некоторого времени по Киеву поползли разные нескромные слухи, стали появляться анонимные письма о аморальности Филарета. На ту же тему появились публикации в газетах и журналах, которые сам Филарет не опровергал (!). Выяснилось, что у монаха (каковым являлся Филарет) есть семья: жена и трое детей (Вера, Любовь, Андрей). Впоследствии его дочь Вера в интервью рассказала о том, кто её отец. Посыпались жалобы духовенства на «матушку» Филарета Евгению Родионовну, которая вела себя крайне нескромно (находясь во , время богослужения в пономарской, командовала священниками и они вынуждены были целовать ей руку). Да и сам Филарет очень жестоко и высокомерно вел себя со своими собратьями - архипастырями и пастырями. Имя Филарета стало одиозным, для многих отвратительным, а его жизнь, поведение, аморальность бросали чёрную тень на всю Православную Церковь, вызывало возмущение среди духовенства и верующих.
Чтобы как-то выйти из этого непростого положения в 1992 г., на Архиерейском соборе в Москве Филарету предложили уйти на покой.
Митрополит Филарет, осознавая свою вину, на соборе, перед Крестом, Евангелием и всем епископатом РПЦ, пообещал после возвращения на Украину сдать полномочия новому избраннику Архиерейского Собора УПЦ (поскольку УПЦ на то время была уже самостоятельной в управлении). Но вернувшись в Киев, Филарет заявил (на пресс-конференции 14 апреля), что он уходить не собирается и, таким образом, стал клятвопреступником. Но, несмотря на неоднократные звонки Филарета с угрозами, 17 украинских архиереев (из 19-ти) прибыли 27 мая в Харьков на Архиерейский собор. Отсутствующие сообщили, что согласны с решением большинства архиереев. Собор своим решением сместил митрополита Филарета с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля УПЦ, почислил его за штат и запретил в священнослужении. В ответ Филарет, призвав на помощь боевиков УНА-УНСО, захватил Владимирский собор в Киеве, резиденцию митрополита, а также церковную кассу 11 июня 1992 г. в Москве, в Свято-Даниловом монастыре, под председательством Святейшего Патриарха состоялся Архиерейский собор, специально созванный для рассмотрения дела митрополита Филарета (Денисенко). Собор в особом «Судебном деянии» постановил, что за тяжкие церковные преступления (учинение раскола, клятвопреступление, внесение соблазна своей личной жизнью, служение в состоянии запрещения, клевету и хулу на Архиерейский собор и др. ) извергает митрополита Филарета из сущего сана, лишает его всех степеней священства. Главы всех Поместных церквей выразили поддержку решений священноначалия РПЦ в отношении бывшего митрополита Киевского Филарета и заявили о непризнании его противоцерковных деяний. Господь наш Иисус Христос сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. » (Матф. 18: 18). Таким образом, благодать, данная Филарету при рукоположении, была отнята у него и он стал простым монахом.
Но Филарет и не думал каяться и исправляться. Он продолжал совершать «богослужения», «рукополагать» «священников» и даже «епископов», а 25 июня 1992 г. объединился с УАПЦ (хак называемыми «самосвятами»), про которых ещё в 1990 г. отзывался отзывался крайне негативно. Но чего не сделаешь из гордости и жажды власти! Так появилась УПЦ КП — «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата». Филарет продолжал свою раскольническую деятельность, провоцировал массовые силовые захваты храмов УПЦ в Западной Украине, пользуясь поддержкой государства, зарегистрировал практически во всех областных центрах свои «приходы» (независимо от того, есть там его сторонники или таковых нет). В 1995 г. монах Филарет объявил себя «патриархом всея Украины-Руси». В 1997 г. Архиерейский собор РПЦ за то, что «монах Филарет, к соблазну многих, не имея священного сана дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», своими преступными деяниями наносит урон православию и за многие другие преступления постановил: отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.»
Люди могут задать вопрос: «А какое отношение всё это имеет к нам? Самое главное — то, что батюшка помолится, а остальное нас не касается.». Не обманывайтесь! По святым канонам те, кто дерзают иметь общение в молитвах с отлученным от церкви ( а это и священники-филаретовцы и миряне — их прихожане ) тоже отлучаются от церкви. А так как благодати у Филарета нет, то и таинства УПЦ КП недействительны, поскольку священнослужители этой «церкви» не имеют благодати священства. Это значит, что люди не крещены, не венчаны, на исповеди им не прощены грехи, а умершие не отпеты.
Поэтому те, кто «принял» какие-нибудь «таинства» в УПЦ КП, должны обратиться в каноническую церковь и получить эти Таинства заново, а кроме того, принести покаяние, как отлученные от церкви.
В священники к Филарету идут, в основном, бродячие и расстриженные лжепастыри, находящиеся под запретом Православной церкви. Они бродят по рынкам, стоят на перекрёстках и «кропят святой водой» прохожих, чем позорится само именование священства. Однако с точки зрения Православия нельзя мирян и священников УПЦ КП считать «плохими» или «хорошими». Нужно понимать, что это просто другая религия — не наша, не православная, хотя внешне сохраняющая все православные формы богослужения. По мнению глав всех Православных церквей УПЦ КП является неправославной и представляет собой одну из форм протестантских религий.
О таких, как они свидететельствует св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 2:19): «Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши».
Литература:
1 .Феодосии, Митрополит Полтавский и Кременчугский. На захист Православної Церкви від філаретівського розколу. - Свято-Успенська Почаївська Лавра, СМП «Житомир-РІКО-ПРЕС-РЕКЛАМА», Житомир, 1997г., 48 с.
2. Информационный вестник УПЦ МП, вып. 5, февраль 2002г.
Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии. Тел. 7258587
Телефон доверия: 7956125
Видео по теме: