Настала «великая и благословенная суббота»: Единородный Сын Божий, смиривший Себя до крестной смерти и предавший дух Свой в руки Отца «субботствовав плотию, почил от всех дел Своих». Недавно видели Его уничиженным, а ныне покой Его - честь.
Но не было покоя в Иерусалиме: одних его лишала злоба, а других тяжелая, гнетущая скорбь.
Враги не переставали преследовать распятую Истину даже во гробе, «куда низвели ее неправды человеческие и правый суд Божий»; руки, убившие Спасителя, утвердили гроб Его печатью; ожесточенная ненависть и неверие оградили целость ее стражею.
А в это время ученики господа с Пречистою его Матерью предавались великой скорби. Все апостолы, кроме возлюбленного ученика, оставили своего Учителя, и теперь они от других узнают о последних днях Его жизни, - как Он терпел поругание, как страдал, как взывал среди ужасных крестных мучений к Отцу Своему: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? Эти рассказы раздирали их душу тоскливыми недоумениями: «кто же был Он? Мы видели Его дивные, говорившие о божественном всемогуществе, чудеса; слышали Его, исполненное неведомой силой и неизъяснимой любовью, слово,- и вот Его победили враги и даже Бог, Которого Он называл Своим Отцом, Его оставил! Он умер позорною смертью на кресте, а мы надеялись, было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. Горько плакал апостол Петр, отрекшийся от Того, Кого обещал любить до смерти. Но несравненно более горькие слезы проливала Матерь Господа: душу Ее прошло острое оружие и из переполненного скорбью сердца вырывались неутешные сетования: «где Сын и Бог Мой, благовещение, сказанное Мне Гавриилом? Он называл Тебя Царем, Сыном и Богом вышним, и теперь я вижу Тебя, сладкий Мой свет, обнаженным и изъязвленным мертвецом». «Вот свет Мой, надежда, жизнь и Бог Мой угас на кресте. Отныне радость никогда не прикоснется ко Мне, - зашли во гроб Моя радость и свет; но не оставлю Его..., - здесь же умру и погребусь с Ним!» Внимая стенаниям Своей Матери, Богочеловек таинственно вещал Её сердцу из гроба: «о, как утаилась от Тебя бездна щедрот?! Ибо хотя спасти Мою тварь, Я изволил умереть, но, как Бог неба и земли, Я воскресну и Тебя возвеличу».
Так одни с тоскою, а другие с злорадством взирали на молчаливый, запечатанный и окруженный стражею гроб Искупителя. Но от мира сокрыто было, что происходило в это время за дверями живоносного гроба. Здесь покоилось только Пречистое Тело Господа; обожженною душею Своею Он сошел в бездну, в самую твердыню исконного человекоубийцы, где от века томились души земнородных, лишенных за грех прародительский райского блаженства. «Христос, - говорит святой апостол Петр, - чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожил духом, которым Он и находящимся в темнице духом, сошед, проповедовал». «Обожженная душа Христова нисходит в ад для того, чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды, так и для сидящих под землею во тьме и сени смертной воссиял свет, - чтобы как находящимся на земле, так и сущим во аде, Христос благовествовал мир, пленным освобождение, слепым прозрение, и для уверовавших был виновником вечного спасения, а для неверующих обличителем в неверии».
Настал день Христов для тех, которые издалека, отделенные тысячелетиями и веками, только провидели его в тени прообразов и пророчеств. И вот с проповедью Евангелия и отпущения грехов сходит Господь во ад. С восторгом неизъяснимой радости встретил Господа Иисуса сонм праотцев и пророков. Здесь, за мрачными воротами «унылого ада» Спаситель «видит Адама, обливающегося слезами; видит Авеля, покрытого кровью, как багряницею; видит Ноя, украшенного праведностью; видит Сима и Иафета, украшенных почтительностью к отцу; видит Авраама, увенчанного всякими добродетелями; видит Лота, подвизавшегося в гостеприимстве; видит Исаака, цветущего постоянством; видит Иакова, сияющего терпением; видит Иова, подобно борцу, уготовавшегося на ратоборство; видит Финееса, вооруженного копьем; видит Моисея, посвященного Божьими перстами. Приходит к Навину, и он окружен воинством; подходит к Самуилу, и он блистает помазанием царей; идет к Давиду, и он погребен с псалтирью; приступает к Елисею, и он обличен в милоть. Исаия с радостью показывает главу, отделенную у него пилою. Иона славится спасением Ниневитян. Иеремия умащен тиною из рва. Светозарны очи Иезекиилевы от страшных видений. На ногах Даниловых свежи еще лобзание львов. Тела бывших в пещи искрятся огнем. Дружина Маккавеев окружена орудием мучений. Глава Крестителева сияет усекновением. Видит и святых жен, которые ни в чем не уступили мужам: видит Сару, сияющею Авраамскою верою; видит Ревекку, процветающую благотворным напоением из водоноса; видит Рахиль, в браке сияющую целомудрием; видит матерь противоборных мучителю оплотов, осененную семью сынами; видит всякого праведника, взирает на всякого пророка - и проповедует: «се Аз!»
Ад «вострепетал при встрече» со вторым Адамом, язвы Которого являли всемогущество «и погиб от грозного взора». Сокрушились «вечные вереи» ада. Кончилось владычество смерти и Диавола: Святый и Истинный, имеющий ключ Давидов, открыв для верующих, заключенные грехами прародителей, двери рая и в сопровождении сонма искупленных вошел в самое небо. «Искуплены все праведные, которых поглотила смерть и после сего каждый из праведников сказал: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Нас искупил давший нам победу».