Не возносись высоко, чтобы не пасть глубоко.
Свят. Григорий Богослов
Сегодня многие слышат о пагубности греха, но почти ничего о нем не знают. Современная массовая культура так часто использует понятия «грех» и «страсть», что эти слова постепенно лишаются своего истинного содержания. Люди забывают о том, что грех является началом духовной смерти каждого человека с которым нужно постоянно вести борьбу.
Каждому из нас дано предостережение об одном страшном враге нравственного развития и всей духовной жизни человека; этот враг - самомнение (гордость). Св. Иоанн Богослов, перечисляет в своем послании три главных вида греха, произрастающих из одного корня - самости, или эгоизма: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2; 16). И всеми тремя видами этих грехов искушает нас диавол; ведь и Еву он тем же искушал: "И сказал змей жене: нетъ, не умрете, но знаетъ Богъ, что въ день, въ который вы вкусите ихъ, откроются глаза ваши, и вы будете, какъ боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (похоть плоти), и что оно приятно для глазъ (похоть очей), и вожделенно, потому что даетъ знание (вот гордость житейская)" (Быт. 3, 4-6). Почему же, в Священном Писании говорится, что «начало греха - гордость» (Сир. 10:15 )?
Прежде устроения мира Бог создал ангелов, одарив их умом, свободной волей, бестелесной природой. По благодати получили они и бессмертие. Обладая свободной волей, ангелы добровольно имели право оставаться и преуспевать в добре и любви к Богу или изменяться в худшую сторону. В Священном Писании говорится, что Денница (высший ангел) захотел быть равным Творцу - сделаться Богом, воспротивился Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле, как в кромешной, лишенной света тьме, т. к. благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма духовная. Поэтому, нравственное состояние злых духов самое мрачное, а деятельность их по отношению к человеку самая пагубная. Она направлена к тому, чтобы совращать человека с пути добродетели и развращать, чтобы человек вместе с ними терзался в вечной муке и неугасимом огне.
Господь наш Иисус Христос на протяжении всей Своей земной жизни постоянно преподавал народу Свое спасительное учение. Божественное слово Спасителя вещало о Царствии Божием и в то же время было направлено против человеческих пороков и страстей. Господь как Законодатель и Учитель показал всем Своим слушателям, что Он пришел исполнить закон, а не нарушить. Вся жизнь Иисуса Христа была сплошным подвигом, исполненным глубочайшего смирения. И поэтому Он стремился довести до сознания Своих последователей, насколько гордость вредна и противна пред лицом Божьим, «ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3, 34).
Среди нас нет никого, кто не знал бы ее на собственном опыте. А потому и нет больших разногласий о том, что это такое. Едва ли ее можно определить иначе, чем внутреннее превозношение, желание и стремление человека выделить себя перед другими, услаждение только собою и даже противление Богу. Все то доброе, что имеет гордец, он приписывает самому себе, своим собственным заслугам. Гордый человек тем самым грешит и против своих ближних. Он презирает их и осуждает, ибо говорит, подобно евангельскому фарисею, о своей святости: «Несмь, якоже прочии человецы» (Лк.18,11). Это высокомерие и осуждение ближних противно Творцу, Который сотворил «от единыя крове весь язык человечь». (Деян. 17, 26). Гордость есть мать всех пороков.
Противоположностью гордыни является смирение. Смирение - единственная добродетель, которой дьявол не может подражать. В творениях св. Ефрема Сирина, говорится: «Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и конец добраго - смиренномудрие, так начало и конец худаго - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы» (Лк. 17; 10) А у святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждение о гордости: «Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедностит, что и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается».
В Священном Писании смирение и гордость повсюду представлены как две противоположности. Например: «Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали» (Пс. 137, 6). У пророка Софонии: «В тот день... Я удалю из среды Твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься... Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф. 3, 11 - 12). Или в апостольских посланиях: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2, 3). И между прочим, в первой «заповеди блаженства»,- «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3), - под нищетой духа все толкователи понимают именно смирение. Излишне и говорить, что духовная жизнь не приносит добрых плодов, когда она не направлена к стяжанию смирения. Смирение - одно из оснований христианской духовной жизни. Без него мы неспособны ожить духом и принять в себя Царство Божие.
Будем помнить, кто высоко стоит, тот низко и глубоко падает. Это общий закон, наблюдаемый и в человеческом нравственном мире, - и закон вполне понятный. Чем богаче натура человека, тем, конечно, сильнее, глубже и шире все ее проявления, как в дурном, так и в хорошем. Кто глубоко чувствует и желает, тот глубоко и падает при дурном направлении воли; кто глубоко мыслит, тот глубоко и ошибается. Вообще, гордиться может действительно только тот, кто мало знает себя. Ведь нужно помнить, что все что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме того, нельзя забывать, что мы на земле временно и все наши достижения здесь - знания, слава, богатство - у Господа Бога не имеют никакой цены. Иисус Христос Своим Божественным учением и собственной жизнью показал нам высочайший образец смирения. Ибо Он говорил Своими Богодухновенными устами, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).