Те духовники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу.
свт. Филарет (Амфитеатров)
Духовным отцом, или духовником, верующий называет священника (из белого духовенства или монашествующего), к которому он регулярно и постоянно приходит на исповедь или за советом. Хорошо, когда человек обращается всегда к одному и тому же священнику, который знает его жизнь, характер, грехи и поэтому может лучше его понять и подсказать что-то подходящее именно для него. Для этого совсем не требуется человек, достигший святости, а вполне подойдет благочестивый и духовно опытный пастырь. Отцы Церкви и великие старцы много писали о том, как полезно христианину иметь в своей жизни руководителя. Но при этом, каждый должен осознавать, что духовный отец не может прожить жизнь вместо своего духовного чада. Духовник только помощник, советчик и молитвенник. Отношения с ним должны строиться на искренности, понимании и доверии. Пастырь-духовник призван помогать своим пасомым любовью и советом, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Он лишь напоминает евангельские заповеди, руководит духовной жизнью человека, помогает ему в его внутренней работе.
Беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях и которое описано в творениях древних подвижников, не может применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священниками и его паствой. Это приложимо лишь к монашескому образу жизни, так как монах при постриге дает обет послушания и подвизается в том, чтобы полностью отвергать свою волю. Но к сожалению стали появляться (особенно в наше время) лжедуховники и лжестарцы. В лжестарчестве воля одного человека порабощается воле другого, вопреки указанию апостола Павла: «Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). Это бывает сопряжено с чувством угнетения и подавленности, уныния или нездорового душевного пристрастия к "старцу". Зависимость новообращенных от личности младостарца порождает искаженные формы приходской жизни. Люди идут в церковь, чтобы встретиться со «своим батюшкой», а не со Христом, чтобы поговорить со знакомыми, а не для молитвенного общения с Полнотой Церкви.
Истинное же благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, не лишает человека чувства радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а воле Божией и опытно знает, что старец ему указывает лучший выход из создавшегося затруднения или предлагает лучшее врачевство от духовной болезни. Ещё святитель Феофан Затворник предупреждал, что человек, почитаемый за старца, часто оказывается старцем «только по сединам», а на самом деле находится в духовной прелести. В то время как благодатный старец является проводником воли Божией, лжестарец заслоняет собою Бога». Также часто бывает, что молодой неопытный священник, думает, что если ему, поставленному быть духовным руководителем прихожан, дана власть «вязать и решить», он может взять на себя функции старца и требовать от прихожан беспрекословного подчинения. Такой пастырь не учитывает, что условия жизни в монастыре и в миру сильно отличаются. Послушник в монастыре, доверивший себя старцу, - это человек одинокий. Он отказался от всех родственных связей, у него нет иных обязанностей в этом мире, кроме как жить по монастырскому уставу и подчиняться духовнику. Другое дело - миряне, у которых есть семья и связанные с ней заботы, есть гражданские обязанности, работа и т. д. В этом случае священнослужитель не может распоряжаться жизнью людей, он может быть только советчиком, добрым пастырем.
Искажения, существующие в современной духовнической практике, вызвали тревогу священноначалия Русской Православной Церкви. Она отражена в очень важном и весьма своевременном документе, принятом на состоявшемся 28 декабря 1998 года заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В нем, в частности, говорится: В последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни. Некоторые священнослужители, получившие от Бога в таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понимание беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной, семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (См.: Гал. 5:13).
Некоторые духовники объявляют незаконным гражданский (зарегистрированный государством) брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме. Случается, что священник настаивает на расторжении брака между супругами, когда один из супругов не принадлежит к православной вере. Безусловно, Церковь считает, что церковное благословение на брак чрезвычайно важно. Но нельзя не учитывать, что существуют ситуации, в которых это благословение невозможно - когда, например, один из супругов не принадлежит к христианской вере или же принадлежит к ней формально. Бывает, что духовник (особенно это характерно для монашествующих) в том случае, если супруги не могли освятить свои отношения венчанием, требует расторжения брака. В результате расторгаются браки людей, проживших в мире и согласии не один год, а то и не одно десятилетие. Случается, что люди вступили в брак, но по каким-то причинам их союз распался. В подобных случаях некоторые духовники говорят, что, коль скоро этот брак был венчанным, расторгнуть его нельзя. Такие пастыри забывают, что, помимо венчания, существует еще и реальность семейной жизни. Если, например, муж пьет, избивает жену и детей, то в такой семье, зачастую, развод - единственный выход из ситуации. Бывает, что супруги находятся на грани не только полного разрыва, но и физического насилия и даже убийства. Немало случаев, когда, например, женщина глубоко верующая живет с мужем-атеистом, и он венчаться, естественно, не соглашается. Она приходит к священнику на исповедь, хочет причаститься, но священник к Причастию ее не допускает, говоря, что она живет в блуде. Такая позиция пастыря - не просто нарушение духовнической практики, но и каноническое преступление.
Бывает, что пастырь требует от супругов, чтобы они полностью воздерживались от брачного общения, говоря, что брак существует лишь ради деторождения, и если супруги не хотят иметь детей или если у них уже есть дети, а больше они воспитать не могут, то они должны вообще отказаться от супружеской жизни. Это ложная, антиправославная позиция. Согласно святоотеческому учению, брак существует ради любви между мужем и женой, и эта любовь проявляется в брачном общении. Поэтому отказ от супружеской жизни в браке, за исключением особо назначенных для этого Церковью постных дней, когда требуется полное воздержание, не может быть оправдан. Случается, что на исповеди священник начинает расспрашивать людей, состоящих в браке об их брачном общении, о различных аспектах и деталях их семейной жизни. Это в высшей степени нецеломудренно. Подобные расспросы могут стать для исповедающегося таким шоком, что потом он будет вообще бояться подойти к священнику. Довольно часто не допускают к Причастию людей, «не снявших венцы», то есть не расторгнувших церковный брак. В результате люди, порой в возрасте 60-70 лет, много лет назад разведенные и не имеющие никакого намерения вступать в новый брак, осаждают Патриархию с требованием снятия благословения с брака. Правда, случаются среди них и люди весьма молодые, уже вступившие в брак во второй раз, которым, снисходя к их немощи, действительно дается такое благословение, для этого имеется соответствующий чин второбрачного венчания. Но тем, кто намерен использовать подобный развод лишь для более свободного шествия по греховному пути прелюбодеяния, благословение, естественно, даваться не может.
Бывает, что духовники склоняют своих духовных чад к принятию монашества вопреки их воле, отговаривают их от вступления в брак. Но ведь принятие монашества является делом личного выбора христианина и не может совершиться «по послушанию» тому или иному духовнику. Имеют место случаи, когда пастырь «не благословляет» тому или иному из своих прихожан жениться или выйти замуж по любви, но предлагает «по послушанию» вступить в брак с лицом, рекомендованным самим пастырем. Это грубейшее нарушение духовнической практики. Выбор супруга или супруги - личное дело каждого человека. Пастырь может лишь дать деликатный, трезвый и целомудренный совет. Он может благословить людей на брак, но не вправе распоряжаться их судьбами. Как правило, такие браки, совершенные по послушанию духовнику, оказываются непрочными, так как любви между супругами не возникает. Кончается все в одних случаях разводом, в других - разрывом с духовником, в-третьих - разрывом с Православной Церковью. Есть пастыри, которые возлагают на своих прихожан слишком тяжелое бремя аскетических подвигов, требуя, например, от детей в возрасте 4-5 лет строго соблюдать посты. Все это наводит на мысль о тех фарисеях и книжниках времен Иисуса Христа, которые на людей возлагали «бремена неудобоносимые», а сами не хотели и «перстом двигнути», чтобы эти тяжелые бремена нести.
Бывают случаи, когда пастырь запрещает пасомым обращаться за медицинской помощью, препятствует исполнению пасомыми своих гражданских обязанностей. К сожалению, есть такие пастыри, которые говорят больным, что обращаться к врачам не нужно, а нужно возложить все упование на Бога. Это ложный подход. Бог создал врачей для того, чтобы мы к ним обращались и у них лечились, о чем писали и многие св. отцы.
Иные духовники считают учебу в светских учебных заведениях «ненужной» или вредной для спасения. В церковной среде порой присутствует страх перед ученостью, недоверие к ней. Есть пастыри, которые утверждают, что учиться не нужно, что спасаться нужно «в простоте», что учение приводит к гордыне и т. п. Такой подход глубоко ошибочен. Мы знаем, что среди Отцов Церкви было немало людей ученых. Вспомним, например, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста: они не только не чуждались учености, но потратили много лет на изучение светских наук, чтобы потом принести свои знания Церкви.
Что же постановил Священный Синод относительно перечисленных нарушений норм и правил Церкви? Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых вопреки их воле к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства.
Чрезмерная настойчивость священника и его завышенные требования к прихожанам нередко приводят к тому, что люди покидают приход, а иногда и Церковь вообще. Поэтому каждый приходской священник должен помнить, что его духовные чада и вся его паства - это свободные люди, что Господь даровал им жизнь и свободу распоряжаться ею. Конечно, каждому прихожанину нужен совет духовника, но не должно быть рабского беспрекословного подчинения пастырю. Прихожане должны помнить, что ни одному духовнику Церковь не давала права отнимать у них свободу, данную им Самим Господом.