9 мая мы отмечаем особый праздник - знаменательную победу света над тьмой, добра над злом. Миллионы людей нашего Отечества ценой собственной жизни отстояли право будущих поколений на существование и свободу. С каждым годом все меньше становится тех, кто на собственном опыте испытал весь ужас военных лихолетий. Тяжелейшие испытания явились тем огнем очищающим, в котором закалился народный дух, проявились такие поистине христианские качества, как любовь к ближним, самопожертвование, сострадание, стойкость в скорбях и лишениях. Сущность христианства состоит в действенной, жертвенной любви к Богу и ближним, согласно слову Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Бесчисленные примеры героизма явились свидетельством того, что народ, столетиями воспитываемый в православном благочестии, сохранил историческую память, в которой заложены любовь к Отечеству.
Война - всегда зло, она всегда приносит слезы и бедствия, горе и скорби. Но Промыслом Божьим именно это чудовищное событие послужило напоминанием нашему народу, что все находится в руках Божьих. Эта трагедия напомнила советскому человеку о вере в Бога. Милостью Божьей и заступничеством Пресвятой Богородицы наш народ выстоял и победил. По словам Апостола Павла, «древние пророки верою побеждали царства, творили правду. Получали обетования... угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи. Были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33-34).
Великую Отечественную войну по праву считают началом религиозного возрождения нашей Родины. Святая Православная Церковь неизменно была со своим народом в скорбях и опасностях, в борьбе и в окончательной победе. Так было раньше в истории, так было и в страшные дни войны, и так будет всегда! Призывая народ к покаянию, Церковь воссылала к Богу молитвы о прощении его роковых заблуждений и грехов: «Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте, упование и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом своим, но в милостях и щедротах твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающая, востани в помощь нашу и подаждь воистину нашему о имени твоем победиши» (молитва, читаемая за Божественной Литургией в годы Великой Отечественной войны).
Во время войны, на оккупированных территориях представители Церкви помогали партизанам и подпольщикам, подвергая себя смертельному риску. Церковь развернула обширную благотворительную деятельность. По благословению Священноначалия, в храмах производился сбор пожертвований на оборону и на нужды фронта, лечения раненых, воспитание детей-сирот, восстановление народного хозяйства, уход за инвалидами войны. Монастыри в своих стенах организовывали госпитали. Каждый верующий человек, внимая голосу своих пастырей, отдавал последнюю лепту в фонд обороны. На средства, собранные Церковью, были создана колонна танков имени князя Димитрия Донского и эскадрилья самолетов имени Александра Невского.
Воистину подвиг наших соотечественников был всенародным. Церковь, заняв с первых же дней войны глубоко патриотическую позицию, помогала стране не только словом, но и делом.
Епископ Калининский и Кашинский Василий (Ратмиров) и его келейник И. Михеев
Во время оккупации епископ Калининский и Кашинский Василий (Ратмиров), ревностно исполняя возложенные на него архипастырские обязанности, открывал храмы, собирал под свой омофор уцелевших священников, рукополагал новых иереев для возрожденных приходов. И никто не знал, что он связан с подпольщиками. Его келейник, иподиакон Иван Михеев, был связным советского подполья. Епископ Василий смертельно рисковал, держа при себе и всячески прикрывая человека, который являлся одним из руководителей подпольной работы в крае, передавал по рации ценнейшие сведения об оккупантах, имел связь с партизанами.
Патриотический подвиг епископа Василия (Ратмирова) был высоко оценен. Решением Синода ему был присвоен сан архиепископа. От советской разведки владыка получил в знак благодарности золотые часы. Другие члены группы были награждены орденом "Знак Почета". По указанию Патриарха Алексия I владыка Василий был назначен архиепископом Минским.
протоиерей Василий Копычко
Кроме владыки Василия (Ратмирова), подпольщикам и партизанам помогали многие другие священнослужители. Так, протоиерей Василий Копычко, настоятель Свято-Успенского храма с. Одрижин Дрогичинского района в Полесье, был связным партизанского отряда, организовывал среди сельчан сбор продуктов, медикаментов, оружие для народных мстителей. Часто его дом становился местом встреч командиров и связных партизанских отрядов. В проповедях и беседах с прихожанами батюшка призывал к сопротивлению захватчикам, рассказывал о положении на фронтах, знакомил со сводками Совинформбюро.
Но самым главным «оружием» отца Василия в борьбе с немцами была усердная молитва, которая помогала и укрепляла его как священника и, конечно же, давала силы и воодушевляла людей на борьбу. Отец Василий любил и часто совершал богослужения в храме. Во время войны приходилось делать это ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным. Почти все жители окрестных деревень приходили на службу.
Отважный священнослужитель едва не стал добычей гестаповцев, узнавших о его связях с партизанами. Ему удалось в последний момент отвести в лес свою семью и тем самым спастись от расправы. Вклад протоиерея Василия Копычко в борьбу с фашизмом был отмечен высокими наградами Родины - орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «Партизану Великой Отечественной войны», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.
протоиерей Александр Романушко
Отец Александр Романушко лично участвовал в партизанских операциях, ходил в разведку. Его мужество воодушевляло паству. В 1943 г. на отпевании полицая, при массовом скоплении людей, в присутствии его вооруженных подельников о. Александр сказал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв «Со святыми упокой» заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же: анафема». Друзьям умершего батюшка посоветовал покаяться и стать на борьбу с фашизмом для искупления своих тяжких грехов убийства. Многие прихожане прямо с кладбища отправились в лес к партизанам.
Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза К. Д. Камрицкий вручает медаль "Партизану Отечественной войны" II степени священнику Феодору Пузанову
Всего за партизанскую деятельность несколько десятков священнослужителей были удостоены великой награды - медали «Партизану Великой Отечественной войны». Иногда оружием в противостоянии врагу была лишь... молитва. Но это оружие было «острее меча обоюдоострого» (Евр. 4;12).
Особенно большое разрушение война принесла храмам Украины, которая исконно изобиловала православными святынями. Оккупанты не церемонились с населением, игнорируя его обычаи, традиции, брутально попирая то, что было дорого людям. Ведь и самих украинцев они воспринимали как рабов, независимо от того, кто это: священник или мирянин, мещанин или интеллигент, рабочий или колхозник.
В одном из сел Полтавщины священник в воскресный день не успел закончить службу к 6 часам, чем нарушил приказ коменданта. Немецкий комендант самолично явился в Церковь с овчаркой на привязи, вошел через отверстые Царские врата в алтарь и, ударив батюшку, потащил его по полу к выходу. Священника Иоанна Лойко гитлеровцы заживо сожгли прямо в церкви, в которой он служил. Сам отец Иоанн помогал партизанам, три его сына ушли в партизанский отряд. В том, что его село Хоростово стало «столицей» партизанского края, была немалая заслуга о. Иоанна. 15 февраля 1943 г. фашисты захватили село, заколотили храм и сожгли в нем священника и более 300 молящихся.
протоиерей Михаил Бойко
«Именно на фронте я стал истинно верующим, - свидетельствовал протоиерей Михаил Бойко, в годы войны юношей воевавший на западных рубежах. - В октябре 1944 г., - говорит он, - наша 117-я мотострелковая дивизия долго стояла в обороне на Висле. Времени для размышления было предостаточно. В тот момент я уже окончательно уразумел, что есть высшая созидающая премудрая сила, которая создала меня, весь окружающий мир, и я могу бесконечно черпать из нее энергию, мужество, уверенность.
«Боже, не прошу у Тебя, чтобы меня не ранило, чтобы не убило, прошу единственного - дай мне, Господи, быть с Тобой или здесь, на земле, или там, на Небе». Я уверен, что эта моя молитва была услышана Богом...
Хотя Михаил был дважды ранен, он остался жив, впоследствии став священником. И таких случаев немало.
В эти годы с особой силой проявили себя подлинно христианские качества нашего народа: жертвенная любовь к ближним, готовность положить «душу свою за друзей своих» (Ин. 15;13), патриотизм, уважение к национальным святыням, стойкость в несении креста скорбей и испытаний.
Великую помощь во время войны оказали монастыри.
10 апреля 1944 года советская армия освободила Одессу от оккупантов. Свято-Архангельско - Михайловский женский монастырь начал патриотическую деятельность: был налажен уход за ранеными бойцами, сестры занимались стиркой белья, пошивом и ремонтом оборудования, выпечкой хлеба, сбором вещей для бойцов и денежных средств на оборону. Монастырь также шефствовал над ранеными солдатами Лермонтовского госпиталя. В обители устраивались духовные концерты, сбор от которых шел в пользу раненых и на фронт. С фронта раненые писали матушкам трогательные письма, благодарили за помощь. На имя монастыря была получена правительственная телеграмма с благодарностью, опубликованная в газете «Большевистское знамя» от 16 июня 1944 г.
В первый же день освобождения Киева настоятельница Свято-Покровского женского монастыря игуменья Архелая (Савельева) благословила открыть на средства обители госпиталь на 100 мест, под который были отведены самые лучшие монастырские помещения. Для содержания раненых сестры использовали все монастырские запасы, которых и без того недоставало в голодные военные годы. Когда фронт отошел дальше, на территории обители разместились военный эвакогоспиталь и Центральная железнодорожная больница, в которых все трудоспособные монахини несли послушание. Матушка игуменья Архелая за организацию помощи раненым была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
Многое делал для раненых и Свято-Вознесенский Киево-Флоровский женский монастырь. Они установили шефство над большинством военно-медицинских учреждений города, в том числе над тремя главными эвакогоспиталями. Флоровский монастырь помогал раненым и во время оккупации. В Казанском соборе обители нашли приют и спасение раненые красноармейцы, которых не успели вывезти санчасти при отступлении наших войск из города. За ними ухаживали схимонахиня Серафима и инокиня Александра. Узнав об этом фашисты, всех расстреляли, а обеих монахинь изрубили на куски. Память мученически пострадавших схимонахини Серафимы и инокини Александры и убиенных воинов, жизнь свою за веру и Отечество положивших, с тех пор свято чтится в обители.
Был также во время войны и партизанский отряд православных монахинь, во главе которого стояла настоятельница монастыря и игуменья Параскева (Димшич). Отряд влился впоследствии в 14-ю бригаду Народно-освободительной армии Югославии. Благословение на защиту Родины, они получили от игуменьи. Также монахини были знакомы с призывом митрополита Сергия (Страгородского) благословившего всех православных на защиту священных рубежей родной страны.
А как обстояли дела с верой в старой, дореволюционной армии? Об этом могут рассказать небольшие карманные молитвословы, которые получали военнослужащие как один из важных атрибутов боевого снаряжения. «Молитва воина» была особенно распространена во время первой мировой войны. Такие молитвословы есть в экспозиции музея «Христианская Одесса».
В Церкви действовал институт военного священства во главе с протопресвитером армии и флота. В 1915 году тогдашний Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, обращаясь к офицерам своего штаба, говорил:«Мы в ноги должны поклонится военному духовенству за его великолепную работу в армии». Жизнь армейских батюшек была такой же трудной, как и жизнь солдат и матросов. Вместе со своей «военной паствой» они совершали многодневные пешие и морские переходы, изнурительные марш-броски, жили в землянках, блиндажах, на боевых кораблях. Они проводили богослужения, отправляли требы, произносили проповеди, вели беседы религиозно-нравственного и патриотического характера. Священнику приходилось вразумлять тех, кто нарушал воинскую дисциплину, отказывался принимать присягу. Были среди солдат и такие, кто пытался наложить на себя руки. С ними батюшки беседовали особо. Боролись они с другими пороками - с невежеством, пьянством, грубостью.
По решению Архиерейского Собора 1994 года День Победы - это день нашей общей молитвы о соотечественниках, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во всех храмах в этот день служится панихида. Священноначалие принимает участие в возложении венков.
Церковь в этот день, молится о тех, которые отдали свои жизни, защищая Отечество. Она молится о здравии и долголетии дорогих наших ветеранов, которые приближали этот день, а также за всех положивших свою жизнь ради будущих поколений. «Великие жертвы, принесенные нашим народом во имя Победы. Война унесла 60 миллионов человеческих жизней, в том числе жизней 27 миллионов советских людей. Почти каждая семья потеряла родного или ближнего, была опалена войной. Никогда не утихнет боль утрат, скорбь по павшим. Мы радуемся и гордимся нашей Победой, благодарно славим тех, кто ее завоевал, низко склоняем головы и воздаем дань глубокого уважения падшим героям. В пламени вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современных и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто поднимался в атаку, грудью закрывая амбразуры, бросался с гранатами под танки, кто топил вражеские корабли, пускал под откос вражеские эшелоны, мужественно сражался на невидимом фронте, стоял насмерть на поле боя, кого не сломили не пытки, ни фашистские застенки и лагеря. Вечная им память» (из Пасхального послания Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского).
Мы не имеем права забыть, что мир был добыт страданиями, кровью и смертью людей.
По материалам книги игумении Серафимы
«Молитва за победу: Церковь в Великой Отечественной войне»
Видео по теме: