О вреде сквернословия
«Слово не обух, а от него люди гибнут»
В.Даль.
Одной из самых важных способностей человека, как образа Божия, делающей его личностью и возвышающей над животным миром, является дар слова, который дан нам от Бога. Этот чудесный и особый Божий дар дан только человеку. Слово должно нести благие дары, служить назиданием в вере, то есть приближать человека к Богу, а не удалять от Него. Многие даже не подозревают, о том, какая огромная сила скрывается в словах, которые мы произносим вслух или про себя. Однако, чтобы овладеть грамотной речью, нужно усердно потрудиться, а чтобы научиться сквернословию - достаточно несколько раз произнести нецензурные выражения.
Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова «скверна». И эта скверна наносит прямой вред не только духовному, но и физическому здоровью нации. Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но и святые угодники, ангелы и Сам Господь. Иоанн Златоуст говорит: "За срамословие Бог попускает на человека беды, напасти и многие болезни". Итак, в конечном счете, нецензурные слова направлены не против людей, а против Бога.
После разговора с людьми, которые сквернословят в душе всегда остается тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. К сожалению, нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы. Нет - это как раз является признаком духовной слабости, ведь речь человека, заражённого недугом сквернословия и его духовный мир до крайности бедны и свидетельствуют о душевной неразвитости.
Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий. Сквернословие - признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми.
Что же говорит Священное Писание о сквернословии? Святой апостол Павел повелевает: "Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога" (Еф. 5, 3-5). Еще яснее апостол Павел говорит в Послании к Колоссянам (3, 8):"...А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших". Оскверняясь срамными словами, человек отталкивает от себя благодать Святаго Духа. По слову Христа Спасителя "за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда" (Мф. 12, 36), однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким! "Гортань их - открытый гроб" (Рим.3, 13).
Само название порока показывает, что оно оскверняет то, что входит в сущность человеческой души - слово. «Злоречивые Царства Божия не наследуют»,- учит апостол Павел. И он же призывает христиан: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29). Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека. Каждый человек должен быть внимателен к каждому своему слову; быть твердым в своих высказываниях; быть доверчив к слову Божию и слову святых. Нужно не только молчать и говорить благовременно, но и с великою благодатию; поэтому апостол Павел и говорит: «слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, как подобает вам единому комуждо отвещавати» (Кол., 4: 6).
Святые отцы и учители Церкви в первые века христианства, когда верующие постоянно сталкивались с язычниками, были вынуждены непрестанно напоминать христианам об их высоком звании, чтобы они охраняли себя и опасались, как бы не заразиться самим тою же смрадною привычкой, которой были больны язычники. Вместе с тем они разъясняли, в чем состоит истинное существо порока. Так, Климент Александрийский еще в конце II века по Рождестве Христовом на своих лекциях для слушателей катехизаторской школы в Александрии, готовившихся к принятию Крещения говорил: "От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, говорится, оскверняет человека (Мф. 15, 18)...Не менее ревниво мы должны охранять себя от приражения к нам неблагопристойных речей; слух верующих во Христа должен быть защищен от этого".
Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом грехе с болью: «Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? - О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! дорожи каждым словом, относись к нему, как к слову жизни. Помни, что слово - начало жизни» .
Люди давным-давно заметили, что «злое слово убить может», а доброе слово «и кошке приятно». Но, к сожалению, между знанием и соблюдением элементарно простых правил - огромная дистанция. Мы живем в мире, где нецензурные слова можно услышать не только на улице и в общественном месте, но и по радио, телеидению, в газетах, даже дети запросто произносят такие слова, которые и знать-то им не положено. Часто нецензурные слова произносятся «просто для связи слов в предложении». При этом многим кажется, что все нормально и нет в этом ничего особенного.
Будем помнить о том, что сквернословие - начало пути к еще большему греху и, что слово, так же как и дело, должно стать орудием правды, мира, добра и любви в нашей жизни, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься!