Мат вне шахматной игры или трагедия сквернословия нашего народа
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь и свет человеков».
(Ин. 1: 1-4).
Слово - это дар Божий человеку. Без слова люди не могли бы поделиться своими мыслями с другими, передать опыт, общаться. Дар слова - главное отличие человека от животного. Откуда, в таком случае берётся сквернословие?
Сила слова велика, словом можно исцелить, утешить и поддержать человека. Но можно и больно ранить и убить. Это так называемое неправильное, искаженное использование этого дара, вследствии грехопадения человека. Сквернословие или мат - это язык злых духов (демонов).
В словаре великорусского языка В. Даля сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное".
В современном мире уже никого не удивляет употребление ругательств и мата, которые можно слышать повсеместно. Ругательства и мат сегодня стали «нормой». У некоторых людей непотребные слова стали необходимым элементом их речи, используемые как слова-связки. Не даром русские пословицы сохранили понятие о связи душевного мира человека с его речью.
Словесная брань наилучшим образом характеризует состояние человеческой души, о которой Симеон Новый Богослов сказал так: "Невозможно, чтобы право и чисто умствовал ум, который омрачен оскверненной совестью... без греха самого человека нельзя диаволу схватить человеческую душу".
Язык, речь - это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. Не зря сказал Иисус Христос: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мтф. 12:36-37)
Мат является тяжким грехом, поскольку всякое матерное слово - это вызов, брошенный Богу. И он не останется без последствий. Если человек сквернословит в мыслях, то это тоже является грехом. В Священном Писании, в послании апостола Павла к Ефесянам, сквернословие приравнивается смертному греху, наряду с пустословием и смехотворством (5: 4,5).
Александр Сергеевич Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов». Что имел ввиду российский гений? Всё с чем соприкасается человек, будь то произведение искусства, книга или фильм, оставляет отпечаток в его душе. Также бесследно не проходит общение с ближними, с окружающим миром.А когда человек говорит скверные матерные слова он оскверняет, пачкает грязью свои уста, и льет эту грязь в уши окружающих. Нередко этим самым он причиняет настоящее страдание тем, кто не выносит бранной речи. Хочется заткнуть уши и бежать.
Портится настроение, смущается благой настрой души. Грех сквернословия легко перенимается и прививается. Сквернословие влияет на формирование внутреннего культурного стержня человека. Самое страшное что в среде сквернословящих растёт наше будущее - наши дети.
Во времена царствования Михаила и Алексея Романовых, в XVII веке, за ругань и сквернословие били кнутом и секли розгами прямо на месте. Сурово, но наверно действенно.
До недавнего времени, пусть даже в безбожный период нашей истории, ругаться при женщинах и детях считалось не приличным. В нашей же современности, когда происходит возрождение православия, к сквернословию пристрастились все слои населения независимо от пола и возраста.
Пробуждается чувство жалости, когда видишь как прекрасные юные создания, именуемые девушками, общаются лишь посредством непотребных слов. Трудно себе представить, как он станут любящими матерями, способными вносить в дом уют и покой.
Дар слова дан человеку в первую очередь для того, чтобы славить Господа. И сами уста наши, которыми мы должны славословить Господа, оскверняются срамословием. Своими устами мы целуем святые иконы, святой Крест, Евангелие и ими же способны произносить срамные слова!
Нашу речь слышат не только люди но и ангелы, святые, и Сам Господь Бог. Скверными словами человек отталкивает от себя Дух Святой, а что ещё нужно врагу рода человеческого?
"Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступить к Таинам Господним» - говорил святитель Иоанн Златоуст.
Как поступить человеку, который хочет избавиться от мата? Создавать агитационные плакаты призывающие бороться с пороком, всё равно, что делать надписи на здания «Писать на стенах запрещается». Хотя как общественная реформа подобные явления только приветствуются, когда имеют сильную поддержку общественности.
Но если дело касается личности? От болезни самому исцелиться трудно. Прежде всего, в своей человеческой немощи обратиться к Богу. Попросить прощения, помощи, пройти очищение через покаяние и исповедь. Да сразу не всё так просто, придется потрудиться. Борьба со сквернословием кропотливая работа, и преодолеть его может только искренняя любовь ко Господу и ближнему своему. Хотя многие даже не считают это грехом, называя матерные слова жаргонными.
Речь - это показатель ума, как сказал Сенека. А язык - краеугольный камень культуры, и значит чистота языка должна соответствовать менталитету народа, его самобытности и духовной жизни соответственно.
Славянский язык был создан Свт. Равноап. Кириллом и Мифодием, для совершения богослужений и чтения Священного писания. С этого момента и начинается история нашего славянского государства как такового. Сохранение традиций нашего языка - это сохранение нашей связи с многовековой православной культурой прошлого нашего народа.
Русский человек - человек общительный, этого у нас не отнимешь. Не будем же осквернять дарованный Богом дар слова.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
( И. Бунин, 1915 г.)
Костенко Валерия