» » » » Разговор о незыблемых человеческих ценностях. Митрополит Волоколамский Иларион.

Разговор о незыблемых человеческих ценностях. Митрополит Волоколамский Иларион.

28 марта 2010, 4 766, Миссия / СТАТЬИ / Лекторий [mp3]

Дорогие братья и сестры, я хотел бы поговорить с вами о христианстве в современном мире, о том какое значение имеет христианство для современного человека. И о том, перед какими вызовами сегодня стоим мы, как христиане. Прежде всего, хотел бы сказать о том, что Христианство является религией личного Бога. Что это означает? Очень часто к христианству относятся, как к некой совокупности традиций и обрядов, нравственных норм, вероучительных истин, забывая о том, что в центре христианства стоит живая личность Иисуса Христа, и что именно личность Иисуса Христа является сердцевиной христианской веры. О христианстве принято говорить, как об одной из монотеистических религий. Действительно, наряду с исламом и иудаизмом христианство исповедует Единого Бога.

В этом монотеистические религии отличаются от политеизма и от других представлений о Божестве. Все три монотеистические религии признают, что существует Единый Бог, что этот Единый Бог сотворил небо и землю, что все мы все являемся его созданиями и детьми, и что существует связь, осуществляемая, в частности, через молитву между человеком и Единым Богом. Но, главной особенностью, сердцевинной христианства является то, что в христианстве мы соприкасаемся с Богом, воплотившимся, с Богом, который стал человеком.

Древний мир знал о существовании Единого Бога. Люди почитали Бога, люди боялись Бога, но существовала очень ярко выраженное чувство огромной, колоссальной и непреодолимой дистанции между человеком и Богом. При чтении страниц Ветхого завета можно увидеть, что этим чувством пропитано все ветхозаветное благовестие. Ветхий Завет говорит о людях, как о грешниках, которые ищут путь к Богу, пытаются пробиться через тьму греха к свету Божьей правды; о том, как Бог разными способами помогает человеку найти путь к себе и обрести различные добродетели. Но вот эта колоссальная дистанция, онтологическая дистанция  в эту эпоху сохраняется. Она не преодолевается даже в молитве. Когда мы читаем молитвы, содержащиеся в Ветхом Завете, в том числе и псалмы, мы ощущаем эту колоссальную дистанцию между человеком и Богом. Христианство открывает Бога совершенно по иному, потому что христианство это не только религия личного Бога, но и религия Бога воплотившегося, который стал человеком для того, чтобы воспринять на себя всю полноту человеческого естества. Иными словами, для того, что бы стать одним из нас. Иисус Христос - это не просто человек, не просто пророк или учитель духовности и нравственности. Иисус Христос - это  воплотившийся Бог. Именно в этом уникальная значимость всего того, что совершил Иисус Христос на земле. Он пришел для того, что бы явить человеку Лик Божий, но этот Лик Божий явлен им через человеческий лик Иисуса Христа, как Бога воплотившегося.

Когда мы взираем на икону Иисуса Христа, мы видим на ней человека. Но это икона одновременно является и образом самого Бога, Бога невидимого, Бога  которого, как говорит Евангелие, никто никогда не видел, Бога, которого невозможно изобразить никакими человеческими красками. Если  Его иногда изображают на иконах в виде седовласого старца, то это не более чем плод человеческой фантазии. А вот того Бога, который стал видимым, который воплотился и принял человеческую плоть, вот Его можно изображать на иконах. И Его изображают именно таким, каким Он запомнился людям, каким они Его видели. И вот через этот Божественный Лик Христа мы узнаем кто такой Бог. А через слова Иисуса Христа, мы узнаем, чему учит Бог.

alt

Есть определенная разница, между тем как Бог раскрывается в Ветхом Завете и тем, как Он раскрывается в Новом Завете по отношению к человеку. Тот нравственный закон, который дается в Ветхом Завете, отличается от того христианского нравственного закона, который дан в Новом Завете. Достаточно привести лишь несколько примеров. Весь Ветхий Завет построен на принципе «око за око» и «зуб за зуб». То есть, если человеку делают зло, он имеет право воздать за это злом. Если совершается преступление, за ним должно последовать наказание.

Новый Завет открывает Бога совершенно по-иному. В Новом Завете Бог обращается к людям: Вы слышали, что сказано древним «око за око и зуб за зуб», а я говорю - не противься злу, но если кто ударит тебя по правой щеке, подставь и левую. И, если кто захочет судиться с тобой и забрать у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Новый Завет в лице Иисуса Христа создает совершенно уникальную парадигму отношений, такую парадигму, которой не существовало в дохристианскую эпоху, и которой не существует и в других религиях. Эта парадигма построена на идее покаяния и прощения. В своем нравственном учении Иисус Христос исходит из того, что человек существо слабое, нуждающееся в помощи свыше. Для того чтобы исполнять Божественные заповеди собственных сил человека не хватает, здесь нужна Божественная помощь. Если человек совершает какие-то проступки, а  проступки совершает всякий, нет человека, у которого не было бы грехов, то за этим проступком не обязательно должно следовать наказание. Если человек приносит покаяние, Господь прощает ему грехи.

Но вот эта, кажущаяся легкость христианства, на самом деле, бросает очень серьезный вызов человеческой личности. Мы можем рассчитывать на то, что Господь простит нам грехи, но при одном условии, при том, что мы будем прощать грехи другим людям. В молитве Отче наш христиане говорят: « и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим...» Существует взаимозависимость между тем прощением, которое человек может получить от Бога за свои грехи и тем прощением, которое он должен дарить другим людям. Новая парадигма взаимоотношений между Богом и между людьми. Эта система взаимоотношений должна в наибольшей своей полноте реализоваться в церкви, как в сообществе людей, стремящихся идти по пути ко спасению к вечной жизни, стремящихся воплощать в своей человеческой повседневной, будничной жизни христианские нравственные идеалы.

Именно это стремление человека к достижению высокой нравственной планки, которую установил Христос - является той движущей силой нравственного прогресса в христианстве. Христос поставил очень высокую нравственную планку для человека. Это мы понимаем, когда вчитываемся в слова Христа из Евангелии: «Вы слышали, что сказано древним - не прелюбодействуй, а я говорю, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением - уже прелюбодействовал с ней в сердце своем». Казалось бы, какая строгая заповедь. Почему мужчина не может посмотреть на женщину с вожделением? А дело в том, что, если Ветхий Завет говорит о последствиях, то Новый Завет говорит о причинах. Ветхий Завет говорит о грехах и о наказаниях за грехи, а Новый Завет говорит о том, как человеку преодолеть в себе грех.

В основе христианской  нравственность лежит представление о здоровой человеческой личности. Эта личность должна быть   здоровой не только физически, но и духовно. Человек создан для того, что бы жить в семье. И именно семья, основанная на супружеской верности, является тем идеалом, и той, по сути дела, нравственной нормой, которую проповедует христианство.

По этому, когда христиане полемизируют с атеистами, когда на нравственной почве возникает полемика между религиозным мировоззрением и нерелигиозным мировоззрением, это  спор не о богословских вопросах, это даже спор не о том есть Бог или нет. Это спор о человеческой жизни, о ценностях на которых строится человеческая жизнь. Это спор о том, что должно быть в жизни человека главным, а что - второстепенным. И вот здесь мы видим, почему возникает острый конфликт между христианством и секулярным мировоззрением.

alt

Это тот конфликт, о котором Христос сказал: «Я пришел принести в мир не мир, но меч». Речь здесь не идет о какой-то воинственности христианства, но речь идет о том, что стандарты мира сего не могут соответствовать высокой нравственной планке, которую устанавливает христианство. И поэтому конфликт между христианством и миром сим неизбежен. Он всегда существовал, он существует и сейчас. В чем этот конфликт проявляется в наше время? В том, что человечество, это особенно касается западной цивилизации, освободившись от пут религии, освободившись от тех нравственных норм, которые на протяжении веков проповедовала церковь, создает для  себя некую автономную нравственность. В чем разница между этой нравственностью и религиозной нравственностью. Религиозная нравственная парадигма исходит из представлений о том, что существует некая абсолютная нравственная норма, то, что мы называем заповедями Божиими. Сам Бог установил, что есть добро и что есть зло. Сам Бог установил, что есть грех, и что - добродетель. Это не зависит от человека, это зависит от Бога. И, если человек не хочет вписываться в те рамки, которые Господь установил, значит, он идет против Бога. В современном секулярном мировоззрении представление об абсолютной нравственной норме, практически, отсутствует. Есть представление о свободе выбора. Каждый человек вправе определять для себя что нравственно, а что безнравственно.

Каждый вправе устанавливать для самого себя некую шкалу нравственных ценностей, по которой он живет. Есть только один ограничитель свободы каждого конкретного человека - это свобода других людей. До тех пор пока твоя свобода не нарушает права других людей, ты можешь делать все что хочешь. Если ты делаешь то, что нарушает свободу других людей или их права, тогда закон будет тебя в этом ограничивать. Таким образом, в секулярном мировоззрении не существует абсолютной нравственной нормы. Не существует никакого четкого критерия в определении, что есть добро и что есть зло. Добро - это все то, что мне нравится, что меня устраивает и удовлетворяет, что делает меня счастливым, помогает чувствовать комфорт, а зло - это все то, что этому препятствует. При таком мировоззрении человек, по сути дела, отказывается оттого, что на протяжении веков проповедовало христианство.

alt

Шкала нравственных ценностей меняется. На первое место выходит совершенно не то, что с точки зрения Библии, Евангелия и естественного нравственного закона, заложенного в человеческом сердце, должно его занимать. Так вот на первом месте оказывается совсем не то. Его занимают какие-то другие ценности. Посмотрим, чем  жили люди в древности, чем жил библейский человек. Он жил, прежде всего, представлениями о Боге, как Творце, о Боге, как Отце, о Боге, которому надо подчиняться и повиноваться, о Боге, которого надо любить. И из любви к Богу человек становится на путь добродетели, из страха перед Богом и из любви к Богу человек стремиться  избегать грехов.

В секулярном мировоззрении ничего этого нет. Не существует представления о Боге. Значит, какая должна быть движущая сила нравственного прогресса? Ее нет. Ради чего человек должен жить? Нет высшего цели полагания. Человек живет, потому что он живет. Он живет сегодня потому, что он дожил до сегодняшнего дня. А зачем ему жить он не знает. Зачем ему жить завтра, послезавтра, к чему стремиться? И вот секулярный мир предлагает некие варианты ответов на этот вопрос: жить надо для того, чтобы жить было хорошо. Возьми от жизни все. Тебе жизнь дана - воспользуйся ею. Для того, чтобы заработать максимальное количество денег, получить максимальное количество удовольствий, достичь успеха. Вот те ценности, на которых сфокусировано секулярное мировоззрение.

Если мы посмотрим на жизнь древнего человека, который жил по нравственному закону, Богом установленному, мы увидим, что одной из главных ценностей в жизни человека была семья. Семья, основанная на двух принципах: на принципе супружеской верности и принципе рождения и воспитания детей. Причем, рождения такого количества детей, которое позволяет человеческое естество и природа, которое посылает Бог. В Ветхом Завете благословение Бога выражается в том, что Бог обещает человеку многочисленное потомство. Само слово завет напоминает о завете Бога с Авраамом. А завет заключался ни в чем ином, как в том, что от Авраама произойдет великий народ: У тебя будет большое потомство. У тебя будет такое потомство, как песок на берегу моря. Вот в чем выражается благословение Божие. Люди видели наивысшее счастье в том, что бы жить перед лицом Бжиим, исполнять заповеди Божии, чтобы создавать крепкую семь, основанную на прочных супружеских отношениях, на том, что бы давать жизнь детям, воспитывать их и передачи жизни из поколения в поколение.

Именно такое мировоззрение и мировосприятия было движущей силой человечества на протяжении столетий. До тех пор пока это мировоззрение существовало, человечество не просто продолжалось, оно еще и размножалось. С тех пор, когда люди, в своем значительном большинстве, в основном представители западной цивилизации, стали на путь секулярного мировоззрения и отказались от традиционного представления о семье, человечество начало уменьшаться, люди перестали воспроизводиться, потому что пресеклась естественная живительная сила, которая давала людям возможность плодиться и размножаться.

Сегодня для многих молодых людей на первом месте стоит не семья, не супружеская верность и не рождение и воспитание детей. Сегодня молодой человек озабочен тем, чтобы сделать карьеру, достичь успеха, получить максимальное удовольствий от своей сексуальной жизни. А для того, что бы получить максимальное удовольствий от сексуальной жизни не всегда достаточно одного сексуального партнера. Их может быть несколько, и не всегда таким партнеров для мужчины должна быть женщина, а может быть и мужчина.

alt

Нет ведь нравственного абсолютного закона, есть только свобода выбора. В результате, редко создаются прочные семьи, редко бывают счастливые семьи. Очень часто мы видим не полные семьи. Когда, например, ребенок воспитывается без одного из родителей. Велико количество разводов. Не говоря уже о страшной трагедии нашего века - огромном количестве абортов. Представление о ценности человеческой жизни в современном секулярном мире утрачено.


Комментарии


Когда-то святому Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому) один латышский революционер задал, буквально, тот же вопрос, что и Вы: «Кто такой этот ваш Бог? Вы Его вообще когда-нибудь видели?» И святитель Лука – известных хирург, профессор, автор книг, по которым более полувека учились студенты в мединститутах – и он же епископ Русской Православной церкви, ответил: Знаете, я сделал ни одну тысячу операций на черепе, но ни разу не видел ни ума, ни совести. Вы же не станете из-за этого утверждать, что они не существуют?
Что бы говорить о «превосходстве мировоззрений» нужно потрудиться углубиться в фундаментальные основы этих мировоззрений, иначе обсуждение вопроса перестает быть корректным.

Проблема в том, что человек не готов принять свободы, которая дается ему в странах западного мира, не готов быть ответственным лично за свою жизнь. Чем больше свободы, тем больше ответственности, не только перед собой, но и перед следующими поколениями - вот о чем должно было говориться в этой статье. Церковь же со своими "абсолютными нравственными нормами" не принимается современным человеком именно из-за этой навязываемой абсолютности, ведь источник ее не ясен ("а кто такой этот Бог? Кто нибудь вообще его в глаза видел? А Ваш новый Завет вообще на сказки похож"), доверие отсюда соответствующее. Кроме того, любому известно, что христианская религия далеко не единственна(и не самая древняя), а несколько "абсолютов"
одновременно существовать не может.
Необходимо строить свою аргументацию с другого конца - предлагаемые в современном мире свободы требуют соответствующей ответственности, иначе не может быть праведной и счастливой жизни. Не каждый готов принять такой вызов - Церковь готова предложить в этом свою помощь, и в принятии (или непринятии) ее человеком нет ничего позорного. Не надо напирать на превосходство одного мировоззрения над другим, это бахвальство вызовет лишь отторжение в массах. Подходить со стороны индивида, а не со стороны системы, ведь порочен первый, а не второй.
Мир находится в постоянном изменении, и само по себе это не несет ничего плохого, так как данный факт является одним из основ жизни. Но это также означает, что и Церковь должна меняться, изменяя тысячелетний опыт под современные реалии. Старая аргументация не принесет особых плодов. Как пример, слова типа "как писано в ...<тут цитата из Библии>" могут быть обязательными в богословских трудах, но в средствах массовой информации, нацеленными на широкую аудиторию, это будет лишь показывать попытку укрыться за чужим авторитетом, и даст знак, что автору не хватает собственных аргументов.

Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии