Разговор о незыблемых человеческих ценностях. Митрополит Волоколамский Иларион.
Сегодня не религиозные люди внушают всему человечеству, что каждый человек может распоряжаться своей жизнью. И не только своей жизнью, но и жизнью своего потомства. Откуда столько разговоров об эвтаназии? Из этого следует представление о том, что человек может уйти из этой жизни тогда, когда он этого захочет. Надоело жить, пригласил врача, врач ввел смертельную инъекцию. Нужно только какие-то элементарные формальности соблюсти: бумаги подписать, чтоб никто потом не был обвинен в насильственном умерщвлении человека.
И тоже представление о праве матери и отца на умерщвление зародыша. Потому что зародыш - это еще не ребенок, зародышем можно распоряжаться, как вещью, которую можно сохранить, а можно выбросить. Вот это мировоззрение глубоко противоречит христианским нравственным нормам. Сегодня христианские нравственные нормы, христианский нравственный закон находится в глубоком конфликте с секулярным мировоззрением. Речь идет не просто о споре. Речь идет о настоящей войне. И, по моему мнению, представители именно секулярного и атеистического мировоззрения развязали эту войну.
Мы как христиане не кому не хотим навязывать свою точку зрения. Мы уважаем свободу выбора человека. Надо сказать, что христианство с самого начала было религией свободы. В Новом Завете Христос говорит: Я стою у двери и стучу. Кто захочет, тот отворит мне. Это тот принцип, с которым христианство приходит в этот мир. Христианство -это религия для людей, которые хотят добровольно принять Христа, как своего Бога и Спасителя, принять христианскую систему нравственных и духовных ценностей, в которой они будут строить свою жизнь. Представление о свободе очень развито в христианстве. Апостол Павел говорит: К свободе призваны вы, братья. Но что это за свобода? Это не свобода от нравственного закона. Это свобода от греха.
Дело в том, что в современном секулярном сознании существует свое представление о свободе. Людям внушают, что их свобода реализуется тогда, когда они будут делать все что захотят. Но почему тогда эти «свободные» люди так часто оказываются в порабощении у страстей? Почему болезнями современной молодежи стали различного рода зависимости? Будь то алкогольная, наркотическая или сексуальная зависимость, зависимость от компьютерных игр и.т.д.
Да потому что, если человек не освобождается внутренне, не освобождается от своих страстей, он остается рабом. И не просто остается рабом различного рода страстей и грехов, но и не может жить без определенных видов допинга. Ему все время нужна какая-то подпитка. А, если ее нет, он увядает, теряет смысл жизни, теряет радость жизни. Эта жизнь по стандартам секулярного мира не делает человека свободным и по-настоящему счастливым. Потому что те виды счастья или успеха, которые предлагает эта идеология, не могут удовлетворить человека на его последней глубине. Они могут сделать это лишь на какое-то непродолжительное время. И далее происходит так, как с различными видами зависимостей: человек принял наркотик - ему хорошо, время прошло - ему нужна новая, более сильная доза наркотиков. Так многие люди от этих зависимостей приходят к полному распаду духовному, нравственному и физическому.
Христианство предлагает совсем другой подход - некую самодисциплину, основанную на представлении о том, что существуют некие незыблемые ценности. И вот за эти незыблемые ценности человек должен держаться. Если человек вступил в брак, то для мужчины незыблемой ценностью является верность своей супруге, а для женщины незыблемой ценностью является верность своему супругу. Именно об этом Христос говорит: «Кто смотрит на женщину с вожделением, то уже прелюбодействует с ней в своем сердце». Да, это очень строгая, кажущаяся старомодной, заповедь. Но именно на этом принципе абсолютной супружеской верности строится христианская семья. Если супружеской верности нет, семья очень легко распадается. Потому, что не возможно построить семью на страсти. Влюбленность, как наркотик: сегодня есть, а завтра она затухает. И что тогда делать? Незыблемой нравственной ценностью являются дети.
Незыблемой нравственной ценностью является человеческая жизнь. Если следовать этим простым, казалось бы, естественным для человека нравственным установкам, тогда человек может быть и счастливым и реализовавшим свой потенциал. И, это то счастье, которое проистекает из сознания человека, что он обрел смысл своего бытия, что он проживает свою жизнь не зря.
Сколько сегодня молодых людей приходят к полному духовно-нравственному коллапсу, а некоторые и заканчивают жизнь самоубийством. Несмотря на то, что они всем обеспечены. При том, что у них все есть: успех, материальные блага, возможность заниматься сексом столько, сколько они хотят. А счастья нет. Смысла жизни нет. Почему страны с самым высоким уровнем экономического развития являются странами с самым высоким уровнем самоубийства? Потому, что человеческое счастья не зависти от успеха, оно не зависит от денег, оно не зависит от удовольствия. Человек счастлив тогда, когда он реализует себя в семье, когда он делает добро. Вот именно к такому образу жизни и призывает христианство.
Я несколько раз употребил понятие греха. Это понятие в современном секулярном лексиконе, практически, отсутствует. Потому что, если нет представления об абсолютной нравственной норме, значит, нет и представления о грехе. Есть только представление о том, что человек может совершить преступление, что он может нарушить права других людей. Понятия же греха не существует. Если нет понятия греха, значит, человеку не в чем каяться. И сегодня не только люди далекие от церкви, но и те, кто приходят в церковь совершенно не представляют в чем им каяться. Они уверены в том, что у них нет грехов. Я, будучи священником, часто встречался с такими людьми. Приходит человек в церковь, хочет стать членом церкви, но он искренне не понимает какие у него грехи. Спросишь такого человека какие у него грехи? Он отвечает: «Да нет у меня грехов. Я как все живу: никого не убивал, ничего не крал. » Начнешь глубже копать, вспоминаются грехи человеку.
Христианство призывает не к тому человеку, что бы он занимался каким-то самокопанием или самоуничижением. Христианство призывает к тому, что бы человек очень трезво занялся самоанализом. Многие современные люда страдают от некой эйфории или духовной слепоты в отношении самих себя. Им кажется, что у них все хорошо. Христианство дает возможность человеку почувствовать, что у него не все хорошо. Церковь - это то духовное пространство, где человек может научиться христианской нравственности и христианской духовной жизни. Как он там научается этому? Через общение с другими людьми, через общение со священнослужителями, а самое главное, через участие в церковных таинствах. Именно приходя, человек осознает, что он является больным и имеет нужду в лечении. Люди, которые в церковь не ходят совершенно этого не сознают. Они живут со своими болезнями, я говорю сейчас о духовных болезнях, и не сознают, что у них есть эти болезни, что их надо лечить.
Когда человек приходит в церковь и начинает сверять свою жизнь с Евангельскими заповедями, когда он начинает участвовать в таинствах церковных, когда возносится в молитве к Богу, он начинает ощущать, что у него есть болезни, и что эти болезни нуждаются в лечении. В церкви существует все необходимое для того, что бы излечить человека от любых духовных болезней. Поэтому в церковь может прийти человек на любом этапе своей жизни. Его могут принести в церковь младенцем, он может прийти в храм в молодости, в зрелом возрасте и даже в старости. Всегда найдется тот врач, который будет помогать преодолевать ему свои болезни. Прежде всего, таким врачом является сам Христос. Христос, как Бог воплотившийся, который стал человеком, как Бог, который дал не просто какие-то заповеди, сказав: «Вот, я Бог, а вы люди, поэтому Я вам сказал, а вы слушайтесь». Он по-другому с нами говорит. Он говорит: «Вы люди, и Я стал человеком. Вы страдаете, и Я страдал. Вам тяжело, и Мне тяжело. Вас предают, и Меня предали. Вас распинают, и Меня распяли.»
Величайшая солидарность Бога с человеком проявилась в том, что Бог Сам стал человеком. Он сам прожил человеческую жизнь. И ОН на Своем примере показал, что христианские нравственные идеалы не недостижимы, что человек может жить так, как заповедовал Христос. Человек может жить на этом, очень высоком, духовно-нравственном уровне, который установлен самим Христом. Сам Христос это показал. А вслед за Христом очень многие святые, мученики, исповедники, которые являлись во все времена. И не надо думать, что святые - это люди, которые жили когда-то в глубокой древности.
Святые жили и в 20-м веке, святые и сегодня живут. И в первом веке были мученики за Христа, и в 20-м веке великое число мучеников и исповедников пострадало за Христа. И в своей жизни они явили высокий христианский нравственный идеал. Поэтому в том, что бы жить по заповедям Божьим, нет ничего невозможного. Тем более, Сам Бог помогает человеку, который встает на этот путь. Все, в конечном итоге, зависит от нашего собственного нравственного выбора. Еще в Ветхом Завете Бог сказал человеку: «Два пути предложил я тебе, человек: жизнь или смерть. Избери жизнь, что бы жил ты и потомство твое». Что значит избрать жизнь? Это значит жизнь по божественному нравственному закону. Этот выбор каждый из нас делает не только для себя, но и делает для своих детей. Мы его делает для тех детей, которые произойдут от нас и для тех, которым мы не дадим права на жизнь, если мы сделаем выбор не в пользу жизни, а в пользу смерти. Поэтому на каждом человеке лежит огромная ответственность. Каждый из нас несет ответственность за собственную жизнь, но мы не отвечаем друг за друга. Мы отвечает за наше потомство. Поэтому между нами должна быть очень большая солидарность.
Мы должны поделиться друг с другом нашим нравственным опытом. Каждый христианин должен быть миссионером и апостолом. Он должен всем своим образом жизни показывать, что христианство - это не какой- то недостижимый нравственный идеал, что христианство не сводится к обрядам, что христианство - это образ жизни. И что это именно тот образ жизни, который позволял на протяжении веков человечеству жить, плодиться и размножаться.