Состоялся крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери
По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела митрополита Одесского и Измаильского, Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства, во главе с протоиереем Олегом Мокряком, провёл 22 - 23 ноября 2010 года Крестный ход с чудотворным Касперовским образом Божией Матери, по Измаильскому району Одесской области.
В этот Крестный ход нам предстояло посетить благодатный, прославленный Измаильский край.
В 8.00 автобус с крестоходцами отбыл из Одессы от Свято-Успенского кафедрального собора. Всякое дело принято начинать с молитвой, тем более такое, как Крестный ход. Поэтому, только выехав из Одессы, паломники принялись выполнять Богородичное правило - «Богородице Дево радуйся», ровно 150 раз. А также молитвы: «Царице моя Преблагая», «Взбранной Воеводе победительная» и тропарь Николаю чудотворцу.
От Одессы до первого пункта прибытия, села Старые Трояны предстоял 4-х часовой путь.
1817 г. - 1819 г. - основание села.
1827 г. - упразднение заселения села.
1830 г. - новое заселение села.
1838 г. - освящение Свято- Троицкой церкви.
11 апреля 1842 г. - открытие приходского училища.
1850 г. - освящение новой Свято-Троицкой церкви.
22 августа 1910 г. начато сооружение новой Свято-Троицкой церкви, которая была освящена 1 октября 1912 г. Будущим священномучеником, митрополитом серафимом Чичаговым, расстрельным 11 декабря 1937 г.
16 мая 1912 г. Крестный ход из Измаила с иконой святой блаженной княгини Анны Кашинской с частицей её нетленных мощей, подаренной в крепостной Измаильский св Успенский мужской монастырь епископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом (Чичаговым), в сопровождении иеромонаха и послушника, который в сослужении с настоятелем церкви иереем Симеоном Тишковским отслужил 1-е молебствие. После чего, с пением тропаря «Св. бл кн Анна Кашинская, моли Бога о нас», направились к окраине села, где был отслужен 2-й молебен. После чего с пением тропаря направились к храму, где было соборно отслужено Всенощное бдение. После которого был совершён 3-й молебен, и выйдя из храма иеромонах с послушником до 22 часов, с пением тропаря заходили в каждый дом и благословляли живущих в нём. А после 22 часов до утра иерей Симеон, как на Пасху продолжал св пением тропаря благословлять людей. Утром 17 мая была отслужена Божественная литургия, после - отслужен 4-й молебен. Далее - с пением тропаря Крестный ход к окраине села, где был отслужен и 5-й молебен. После которого Крестный ход направился к границе прихода, где у Поклонного был отслужен молебен.
8 июля 1915 г., в день обретения Казанской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия и первый молебен о даровании победы русскому воинству. После чего был совершен Крестный ход и совершены 4-ре молебствия на север, юг, запад и восток от села.
10 апреля 1962 г. - церковь снята с регистрации.
27 сентября 1989 г. - решение Совета по делам религии при Совете министров СССР протокол №10: зарегистрировано религиозное объединение РПЦ, в селе Старые Трояны Килийского района.
12 декабря 1989 г. - договор о передачи в бесплатное пользование каменной церкви расположенной в селе старые Трояны.
22 февраля 1992 г. - справка о регистрации исполнительного органа ревизионной комиссии религиозного общества в селе Старые Трояны, которое на 12 марта 1990 года входило в Болградский округ, при благочинном протоиерее Николае Тихонове.
На 2010 г. храм является памятником архитектуры. По прибытии в селение Крестный ход был встречен многочисленными прихожанами, во главе с настоятелем иереем Иоанном Баурдой.
С пением «Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла Честным Своим Омофором», образ был внесён в храм по дорожке украшенной осенними цветами. На воротах, по случаю праздника, красовались нежные розочки.
В самом храме царила атмосфера благодушия, пахло ладаном и чебрецом. Миряне, а их было множество, серьезно подготовились к встрече с Касперовским образом Богородицы, и привели с собой детей. «Крестись, вот так. Ну ты же умеешь уже!» - наставляет бабушка своего маленького внучка.
Свято-Троицкий храм выстроен в византийско-русском стиле. Росписей не имеет, но сохранились старинные иконы.
Святой мученицы Акулины
Святого Иоанна-воина
Святых великомучениц Екатерины и Варвары
Последняя была сильно исцарапана в богоборческое время.
Территория вокруг церкви очень живописна. За храмом расположено озеро с интригующим названием Китай. Так его в XIII веке назвали монголо-татары, что в переводе означает «непреодолимое препятствие».
Протоиерей Олег обратился к прихожанам Свято-Троицкого храма с такими словами: «Царица Небесная всегда покрывала Своим Покровом род человеческий. Многие иконы Богоматери на нашей земле даруют исцеления. Касперовский образ прибыл в ваш храм для того, чтобы дать вам помощь. Эта икона - великая православная святыня южных городов Херсона, Николаева и Одессы.
Каждую пятницу митрополит Агафангел в сослужении священства совершает акафистное пение перед ней. Хочу поблагодарить настоятеля отца Иоанна и всех вас, пришедших в храм воздать славу Господу и Божией Матери. Трудами многих поколений был сохранён этот храм. Вы воспитываете в православии ваших детей. Пусть всех вас хранит Господь».
Отец настоятель душевно поблагодарил отца Олега и паломников за возможность приветствовать Касперовскую икону Богородицы.
После молебна селяне выстроились в цепочку одни за другим, и над ними была пронесена икона с молитвенным пением.
Жители Старых Троян распрощались с крестоходцами, и автобус двинулся дальше, в село Приозёрное или Чимашир.
1790 - 1816 г.г. - заселение села. Чимашир.
1790-1816 г.г. - был построен Свято-Параскевинский храм, на средства пожертвованные местными жителями, и никогда не закрывался. Архитектура храма - в византийском стиле. Имеется колокольня, на которой в настоящее время находиться четыре малых колокола. Храм и ограда вокруг него сооружены из камня. Ограда строилась в 1790 году.
26 сентября 1830 г. - Высочайший указ Государя Императора Николая I о присоединении села Чимашир к Измаильскому градоначальству.
19 февраля 1878 г. - совершение благодарственного молебствия по случаю заключения мира России с Турцией.
9 октября 1878 г. - совершение молебствия по случаю воссоединения Измаильского уезда с Россией.
По дороге в Приозёрное Крестный ход встретил настоятель Свято-Параскевинского храма иерей Михаил Стегареску, и препроводил нас, указывая дорогу к храму. Пройдя под надвратной колокольней, крестоходцы очутились в этой маленькой старинной церквушке.
В ограде храма находятся два захоронения: 1897 году здесь была погребена жена иерея Константинова.
А в 1924 году иерей Павел Лисеевич.
С 2004 года в храме ведутся ремонтные работы, организованные трудами настоятеля иерея Михаила.
Иконостас ещё не достроен, требуется внутренний капитальный ремонт. В 2008 году восстановлены стены. Крыша покрыта цинком. Селяне верят, что Свом присутствием Царица Небесная освятит этот приход, и по молитвам жителей поможет восстановлению храма. Протоиерей Олег обратился к прихожанам с приветственным словом, рассказал об иконе, и начался торжественный молебен. Собравшихся было не много, но все пришли с искренним желанием приветствовать Касперовский образ Заступницы рода христианского, и приложиться к нему.
По окончании молебна отец Михаил и прихожане поблагодарили отца Олега и крестоходцев, предложили трапезу. После того как икона была пронесена над коленопреклоненными.
Крестный ход направился в село Камышовка. По-турецки Хаджи Курда. Исторические сведения о приходе с 1814 года, с момента, когда выстроена была в приходе церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, и до конца XIX века довольно интересны. Из достопамятных лиц села известны следующие: Марк Васильевич Колесник, много потрудившийся в 1870-е годы при постройке новой церкви. Сельчане к этому делу относились с необыкновенным рвением и усердием. Главный инициатор и руководитель при постройке церкви был прихожанин Лука Брынза. В 1874 году состоялась закладка нового здания Петропавловской церкви.
Через год 14 ноября состоялось её освящение, епископом Нижнедунайским Мельхиседеком (Стефанеску), воспитанником Киевской духовной академии, магистром выпуска 1851 года. Был Почётным членом Киевской и Санкт-Петербургской Академии. Родился 15 (27) февраля 1823 года. Закончил курс первым учеником в Ясской Сокольской семинарии в 1842 г.
В 1843 пострижен в иночество и рукоположен в иеродьяконы. Поступил в Киевскую духовную академию в сентябре 1847 г.
В 1851 г. был хиротонисован в Киево-Печерской в иеромонаха, Филаретом, митрополитом Киевским. С 1865 по 12 октября 1878 г. был епископом Нижнедунайской епархии, с пребыванием в Измаиле, где преобразовал духовную школу в 4-х годичную семинарию (уч.200 учеников). Семинария располагалась в доме купца Флора Степановича Журавлёва (ныне политехнический лицей). С 1875 г. согласно завещанию дом стал собственностью духовенства, где с 1893 г. помещалось Измаильское духовное училище.
На данный момент в селе незаконно зарегистрирован и открыт приход так называемого румынского патриархата. Который, по сути является раскольничьим. Однако известно, что большинство жителей этого края посещают Петро-Павловский храм РПЦ.
К храму наш автобус прибыл с небольшим опозданием, так как мы немного заблудились. Паломников ожидала радостная картина - площадка перед адмистративным зданием, которое напоминало школу классического советского образца, была запружена многочисленным людом. Касперовская икона Богородицы была встречена настоятелем храма протоиереем Алексей Греку, со своей паствой с молитвенным пением «Богородице Дево радуйся»! И стар и млад пришли почтить образ Пречистой Богородицы.
Это юное создание особо готовилось к встрече с паломниками. Бабушка девочки, не раз принимала участие в Почаевском Крестном ходу, и внучка горит желанием пойти по её стопам. Ну что тут скажешь? Бог в помощь молодому поколению православных христиан!
Почему же именно перед этим зданием? Дело в том, что Свято-Петропавловский храм только начинают возводить после тяжёлого периода гонений православия. Поэтому временно в здании сельсовета располагается молитвенный дом в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Совсем неподалёку от него находятся уже отстроенные стены будущего храма.
Очевидно, на его месте в богоборческое время находился какой-то памятник. Закладной камень был освящён митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом 3 июня 2004 года в сослужении наместников мужских монастырей: Свято-Успенского Одесского, архимандрита Алексия, Константино-Еленинского Измаильского, архимандрита Сергия, наместника Свято-Николаевского Измаильского архимандрита Алипия, а также благочинного храмов Измаильского округа протоиерея Георгия Грицько и духовенства благочиния.
Как храм будет выглядеть, можно увидеть на эскизах, находящихся на стене, временно оборудованного под молитвенный дом помещения.
Слева от храма находиться поклонный крест.
С тыльной стороны изображена икона Воскресения Христова. Вот таким образом изображён путь указанный нам Спасителем.
Каждый должен пронести по жизни свой Крест ради Жизни Вечной, или говоря словами Великой Государыни Императрицы Александры Фёдоровны: «Кресты - это лестницы на небо».
Считанные минуты, и маленькое помещение мгновенно было заполнено верующими. Начался молебен, и все присутствующие смогли приложиться к образу Божией Матери. Затем каждого прихожанина помазывали освящённым елеем.
Но время не ждёт, впереди у нас ещё много приходов. Касперовскую икону проносят над вереницей склонённых людей, селяне тепло прощаются с паломниками и Крестный ход отправляется в следующее село.
15.20 - время прибытия в село Першотравневе.
Первая колония основана в 1811 году. Называлось оно до 1947 года Гасан-Аспага. Первый приход был основан в 1816 году, а первая церковь освящена в 1818.
В окрестностях Першотравневого обнаружены остатки поселений поздней эпохи бронзового века (конец II тысячелетия до н. э.), первых веков н. э. со смешанным населением, в т. ч. славянами черняховской культуры, и периода Киевской Руси (IX-X века).
Свято-Архангело-Михайловский храм встретил нас во всей красе. Вчера был храмовой праздник. По этому случаю, и в честь приезда Касперовской иконы, ворота и колонны храма при входе, украсили гирляндами живых цветов. Ещё большей нарядности общей картине добавляют растущие вокруг храма молодые ели и цветы.
На встречу Крестному ходу вышел настоятель храма иерей Виктор Братинов.
Благоговейно приложился к Святыне, и последовал вместе с прихожанами в храм за Крестным ходом. Здесь был отслужен краткий молебен.
Храм очень красиво расписан, имеет трёхъярусный иконостас. Среди икон храма особо привлекают внимание писаные на холсте иконы святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены, и икона Богоматери Страстная.
В притворе находиться стенд с фотографиями, иллюстрирующими историю и духовно-миссионерскую деятельность прихода.
Перед отъездом крестоходцы были приглашены добрыми и гостеприимными прихожанами за трапезный стол, который находился прямо во дворе церкви, под берёзками. Пропев на прощание хозяевам и братии храма «Многая лета» паломники отправились дальше.
Следующая остановка село Кислица.
1810 г. - освящение первой церкви.
1880 г. - открытие и освящение народного министерского училища.
1892 г. - открытие и освящение здания церковной библиотеки.
1908 г. - открытие и освящение церковно-приходской школы.
Храм святителя Николая села Кислицы, удивительно уютный, намоленный. Не смотря на то что когда-то это помещение служило обсерваторией.
Имеются две очень редкие старинные иконы: Рождества Христова
Литографический Касперовский образ Божией Матери.
Среди прихожан было много молодых семей и детей. В притворе висит объявление о сборе пожертвований на строительство нового здания храма, «Блажены милостивые, ибо ти помиловании будут». Был отслужен молебен и коленноприклонная молитва «Царице моя Преблагая» перед иконой.
После того, как отец Олег пожелал настоятелю иерею Николаю Кирике и прихожанам Покрова Пресвятой Богородицы, народ Божий выстроился в ряд и с единодушной молитвой «Радуйся Радосте наша, Покрый нас от всякого зла Честным Своим омофором» святыня была пронесена над верующими. Распрощавшись с благодарными прихожанами Крестный ход направился в легендарный город Измаил.
Существует много легенд и преданий, относящихся к истории возникновения Измаила. По данным древнерусских и древнегреческих письменных памятников и археологических источников, на берегу Дуная проживало много различных племен и народов. Во II веке н.э. на берегу Дуная появились римляне. У самого устья реки Репиды (в переводе - Быстрая) - притока Дуная - они выстроили крепость, которую назвали Сморнис. О том, что здесь стояли римские легионеры, свидетельствуют следы их поселений, обнаруженные на территории между судоремонтным заводом и селом Матроска: римские монеты, обломки амфор и т.д.
Заметные следы своего пребывания оставили на берегах рек и озер Северного Причерноморья земледельцы черняховской культуры (III - IV вв. н.э.).По утверждению римского географа Кастория восточные славяне обосновались в этих краях в IV веке н.э. На составленной им карте славянских поселений значится торжище Сморнис.
В конце IX - начале X веков сложилось сильное славянское государство - Киевская Русь. На месте развалин римской крепости Сморнис выросло новое славянское городище Смил. Вскоре Смил превратился в важный торговый и культурный центр на Дунае и вошел в состав Галицко-Волынского княжества, которое поддерживало тесную экономическую связь с Киевом.
1077 г. 9 мая старанием и коштом Каракальского Афонского монастыря открыто подворье, во имя свят Николая архиепископа Мирликийских, угодника и чудотворца.
1077 году 9 мая старанием и коштом Каракальского Афонского монастыря открыто подворье, во имя свят Николая архиепископа Мирликийских, угодника и чудотворца.
1460 году устроение новой церкви.
В середине XIII века эту местность захватили золотоордынцы. Только дым, земля и пепел, как повествует летописец, остались на месте древнего славянского города Смил. Спустя почти столетие после освобождения из-под власти Золотой Орды из руин Смила выросло новое городище Синил, вошедшее в конце XIV века в состав Молдавского княжества.
1499 год. В связи с невыплатой монастырём положенных турецкому правительству денег, монастырь был закрыт, но благодаря милости владетельной княгини госпожи Роксанде, супруге правителя Молдавии и Валахии было заплачено 35 тыс левов долга (лев - денежная единица того времени).
В 1538 году городищем овладели султанские войска.
Разграбив и опустошив городище, османы решили навеки здесь укрепиться. Синил, по свидетельству турецкого путешественника-географа Эвлия Челеби, переименовали в Ишмасль (в переводе с турецкого - "услышь бог").
Из-за частых бунтов населения Буджака (в переводе с турецкого - "угол") султанские правители вынуждены были укрепить оборонную мощь Ишмасля. Они не только соорудили новую мощную крепость, но и дали ей новое название - Измаил.
Сохранив старую часть крепости - цитадель и бастион Табия, приглашенные из Европы специалисты-фортификаторы окружили их новыми мощными каменными стенами, высота которых достигала 10 метров. Крепость имела укрепленные капониры, глубокие рвы, наполненные водой, 265 орудий, а также тридцатитысячный, хорошо вооруженный гарнизон янычар.
2 июня 1641 года подворью храма св. Николая Каракальского афонского монастыря состоялось присвоение статуса ставропигии, Иоаникием, архиепископом нового Рима и Икумеский патриарх. Который, кроме него подписали архиереи Кизикский Анфимос, Саамский Парфений, Моронский Панкратий, Никсинский Порфирий, Дидимотинский Клим (Климент), Элласопский Эрманос, Серонский Даниил, Андрианопольский Неофит, Родский Григорий, Мисемврийский Дамаскин, Навпактский Даниил, Мезильский Корнелий.
14 сентября 1809 года русские войска бескровно занимают Измаильскую крепость.
13 ноября 1810 г. - освящение соборной Крестовоздвиженской церкви в крепости. В алтаре на мраморной плите, расположенной над жертвенником, со следующей надписью: «Святой храм сей во имя Воздвижения Креста Господня освящён в 13 ноября 1810 г. из мечети, оставленной турками по окончательном завоевании российскими войсками крепости Измаил». На той же плите были начертаны имена людей вошедших в Синодик церкви, Императоры Александр I и Николай I, митрополит Молдавии и Валахии Гавриил (Бонулеско-Бодони), архиепископ Димитрий (Сулима), Князь Смоленский Михаил Илларионович Кутузов, генерал Сергей Алексеевич Тучкой, протоиереи Фёдор Молевинский, Никита Глизян, Иосиф Михайлов, Пётр Струковский и Иосиф Глизян. Кроме того была сделана соответствующая надпись: «Помяни, Господи, рабов Твоих: Благочестивейшего Государя Александра I, Благочестивейшего Государя Николая I, Преосвященнейшего Митрополита Гавриила, Преосвященнейшего Архиепископа Димитрия. Князя Михаила, боярина Сергия и иереев Фёдора, Никиту, Иосифа, Петра, Иосифа, православных воинов, живот свой положивших и подвизавшихся здесь на брани во славу Твою и всех благодетелей святого храма сего».
25 июня 1838 г. - Государем Императором Николаем I подарен колокол весом в 400 пудов (6552 кг). С Надписью, наверху: «Новороссийскому Генерал-губернатору графу Михаилу Семеновичу Воронцову, церковь посвящает сей звучный памятник Архистратигу Михаилу имени ходатая Милости Царской». Второй колокол от Государя Императора весом 51 пуд 22 фунта (844 кг) с надписью: «В память протоиерея Иосифа Михайловича, за открытие возможности просить о пожаловании турецких орудий меди на колокола». Третий колокол весом в 215 пудов (3522 кг) с надписью: «Изображённое на сем имя, содействовавшего к исходотайствованию орудий на колокола бессарабского губернатора Павла Ивановича Фёдорова, церковь почтит всегдашней памятью святой Павел апостол».
1851 г. - часовня во имя св. Николая была построена на добровольные пожертвования чинов Измаильской пограничной стражи и увековечил встречу в 1828 г. Императора Николая I с отрядом Задунайских казаков во главе с атаманом Иосифом Гладким. Была устроена большая икона 3х2 м св. Николая, которую в 1856 г. перевезли в г. Аккерман для сохранения в вознесенский церковь, и где она находилась до 1884 г. т. к. по воссоединении Измаильского уезда с Россией её перестроили - расширили и увенчали позолоченными куполами. После чего состоялось её освящение. И икона заняла своё достойное место в часовне. В 1945 году решением горсовета часовня была разобрана.
До советского периода в городе существовало 18-ть храмов и 3 монастыря. Причём в каждом приходе верующих хватало с избытком. В этот Крестный ход нам предстояло посетить Свято-Покровский собор.
Измаильский Покровский собор - памятник архитектуры 19 века. Построен в 1831году на средства наместника Бесарабии графа М.С.Воронцова по приказу императора Николая Первого.
Историки считают автором архитектурного проекта собора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854), профессора архитектуры и ректора академии художеств города Москвы. Строительные работы начались под руководством архитектора Ионицы. Был заложен прочный фундамент и возведены стены высотой до половины окон. Стоимость работ была оценена в 41 тысячу левов. Строился на средства жертвователей, из них Император Александр I пожертвовал 12. 000 рублей. Император Николай I пожертвовал часть турецких трофейных пушек, из которых вылиты колокола, сохранившиеся доныне. Граф Михаил Воронцов пожертвовал 30. 000 левов. Генерал Сергей Тучков оказал как денежное, так и нравственное влияние при постройке собора. Генерал Павел Фёдоров уплатил долг 10.000 рублей ассигнациями, занятые у городского управления при возведении собора. Преосвященный Димитрий, архиепископ Кишинёвский и Хотинский, особым покровительством споспешествовал постройке. Протоиерей Никита Глизян и господа Кирияк Кигуш и Иустин Шапочник - все эти лица трудами и нравственным влиянием особенно отличились при постройке.
Иконописные работы в соборе выполнялись иконописцами Михаилом, Петром и Дорофеем Кособрюховыми. На покупку золота для золочения образов и рам было израсходовано - 1042 рубля 75 копеек. Иконостас состоит из изящной московской живописи, построен в 1831 году и последний раз обновлен в 1907 году.
В Измаил паломники прибыли затемно. У собора собралась многочисленная толпа прихожан во главе с благочинным Измаильского округа и настоятелем собора протоиереем Георгием Грицько, и братией.
Не хватит слов для того, чтобы описать всё благолепие этого святого места.Изумительной красоты росписи вызывают благоговение и умиление сердца, помогая забыть, что мы находимся на земле. С трудом вериться в то что при взгляде на этот Небесный мир, воплощённый в красках, не дрогнет сердце даже самого закоренелого атеиста.
Великой святыней собора является распятие с частичкой Честнаго Животворящего Креста Господня.
Иконы Богородицы: Казанская, Скоропослушница, Всех скорбящих Радость, и многие другие которые и перечислить невозможно; преподобного Серафима Саровского, в серебряном окладе, святой равноапостольной Марии Магдалины,святой благоверной княгини Анны Кашинской. Особого внимания заслуживает редкий образ святого мучеников Исмаила, Мануила и Савела (день прославления 17 июня).
На хорах находиться придельный храм во имя святителя Николая архиепископа Мирликийских, освящённый в тот же день что и собор.
После совершения торжественного молебствия протоиерей Георгий обратился ко всем с такими словами: «К нам прибыла Святыня нашего Южного края. Эта икона - защищала Одессу и всю Русскую землю. От этой иконы люди получали исцеления и исполнения своих просьб. Пресвятая Богородица покрывает каждого из нас. Мы с вами имеем Отца Небесного и Небесную Мать. Сей чудотворный образ особенно является для нас святым потому, что покрывает не только Одессу, но и весь наш край, от Бесарабии до Крыма. То что сегодня произошло величайшая для нас радость! Поблагодарим отца Олега и паломников за их нелёгкую миссию. Пожелаем им благословения Богородицы на многая лета. Спаси Господи и Бог в помощь!»
Перед отъездом крестоходцы были приглашены подкрепить силы за чашкой чая.
После изнесения иконы из собора паломники отправились к легендарной крепости, а именно к Поклонному Кресту у Свято-Никольской церкви. Он имеет свою особую историю.
Идея воздвижения Поклонного Креста возникла с целью увековечить память защитников нашего Отечества, отдавших жизни «за други своя». Изготовлен Крест в Соловецком монастыре на средства прихожан Измаильского края. Освящён Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 21 августа 2001 года в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев. Его собственный вес, при внушительных параметрах - более 6 метров в длину и 3 м 15 см в ширину, составил около полутоны. К кресту прилагались еще тяжелый деревянный сруб и булыжные камни для укрепления основания креста, собранные по дороге на Секирную гору, где размещался в годы репрессий штрафной изолятор - в общей сложности все сооружение весило около 5 тонн.
Этот Крест должен был быть установлен возле Крестовоздвиженской церкви расположенной на берегу Дуная.
По преданию эта церковь была воздвигнута в 445 году. Во время засилия монголо-татар церковь была обращена в мечеть. После освобождения Измаила от владычества мусульман храм перешёл к православным. Только после Великой Отечественной войны, Крестовоздвиженский храм был закрыт советскими властями. Здание отреставрировали в первозданном византийском стиле. Правда вместо крестов купола почему-то увенчали полумесяцами. С тех пор этот уникальный памятник архитектурного и духовного значения используется как помещение для демонстрации диорамы «Взятие Измаила». Говорят, что за полотном всё ещё виднеются фрески. Власть имущие до сих пор препятствуют попыткам возрождения храма, ссылаясь на то, что для создания диорамы в другом месте нет подходящего павильона. Это самое древнее сохранившееся здание в городе.
Следующее место остановки село Озёрное, расположенное на берегу лимана Ялпуг.
Село основали в 1812 году молдавские крестьяне на месте бывшего турецкого поселения Бабель. В последующие годы сюда прибыли болгарские колонисты.
Первая чамурная (глинобитная) церковь была освящена 1815 году.
1864 г. состоялось освящение второй церкви.
1880 г. - открытие министерского народного училища.
Однопрестольный Свято-Никольский храм, куда мы направлялись, расположен в самом центре села. Был построен в 1864 году на средства пожертвованные жителями села. Храм богат старинными иконами и красиво расписан. Имеет свою маленькую библиотеку.
По левую сторону от храма находиться особое сооружение поставленное на месте алтаря, некогда существовавшей церкви 1815 года.
Предназначено это сооружение для установки старинной иконы Воскресения Господня, в Пасхальную ночь, на Радонницу, Богоявление, Рождество и остальные праздники которые входят в число двунадесятых. На противоположной от храма улице стоит памятник павшим воинам 1917 - 1918 годов.
В ограде храма находятся захоронения иерея Боура, иерея Георгия Винжела и его дочери.
Завтра предстояло отслужить Божественную литургию, а до той поры паломники были расквартированы по близлежащим домам. Хозяева оказали тёплый приём.
Жители села Озёрное, преимущественно молдаване, очень набожны.
Утром настоятелем протоиереем Иоанном Капаклы и протоиереем Олегом была отслужена литургия и молебен перед иконой.
Поздравляю всех с праздником - сказал отец настоятель, - благодарю отца Олега и паломников. Протоиерей Олег в свою очередь также выразил благодарность всем кто пришёл почтить святыню. После крестоходцам была предложена трапеза. В 10.50 мы снова были в пути.
Следующая остановка село Броска. Украинские и русские крестьяне селились у крепости Измаил еще в XVIII в. Возникшие хутора считались предместьями города. В 1843 году в районе одного из хуторов отвели землю для поселения отслуживших свой срок т. н. вольных матросов из Дунайской гребной флотилии.
Первый храм был освящён в 1820 году. В Свято-Параскевинском храме нас ожидал тёплый, торжественный приём.
Не смотря на будний день пришло много людей. «Спасибо за чудо» - были слова одной прихожанки. Приезд чудотворной иконы ждали с нетерпением. Храм очень красочно расписан, богат иконами среди которых есть Жировецкий образ Богородицы.
Храм находиться на благоустроенной территории, активно ведутся ремонтные работы, строится надкладезная водосвятная часовенка во имя святителя Николая.
Был отслужен водосвятный молебен настоятелем протоиереем Алексеем Мухиным, иереем Сименом Мухиным и протоиереем Олегом. Во время молитвы отец Симеон напутствовал прихожан: «Пойте все вместе, чтобы Пресвятая услышала!»
Отец Алексей служит 57 лет из них 15 лет на этом приходе. На своём веку отцу Алексею пришлось многое пережить. Он был свидетелем закрытия храмов и их возродения. Прихожане и священство отзываются о нём с глубоким уважением. Неоднократно был награждён за заслуги перед церковью правящим архиереем и при патриахах Пимене, Алексее II и Кирилле. Приемником и опорой отца Алексея, в приходских заботах является его сын иерей Симеон.
Когда молебен завершился и Касперовскую икону пронесли над головами коленоприклонных прихожан крестоходцы отправились в село Сафьяны.
Сафьяны (Софияны) существовало уже во второй половине XVIII веке. О нём упоминается в украинской народной песне «Ой стояли ми да на якорі», в которой говорится о штурме крепости Измаила русскими войсками под командованием А. В. Суворова в 1790 году. Тогда в Сафьянах располагался штаб русских войск.
В окрестностях села были обнаружены остатки поселений III-IV вв. н. э. и периода Киевской Руси (IX-XI века).
В настоящий момент в место храма, который ожидает своего возрождения, на приходе открыт молитвенный дом во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. И отец настоятель иерей Пантелеймон Арабаджи всячески старается способствовать этому.
На встречу с иконой пришло так много народа, что некоторые миряне просто не поместились в здании. Прихожанами села Сафьяны были пожертвованы на икону серебряные крестик и образок Богородицы на цепочке.
И снова Касперовский образ Пречистой с молитвой проносят над склонёнными селянами. Крестный ход отправляется в следующее село.
Село Богатое (Долукиой), время прибытия 13.30. Впервые упоминается в источниках конца XVIII веке. В нем жили украинцы и молдаване. В 1806 году сюда прибыла большая группа поселенцев молдаван, бежавших из-под гнета турецких захватчиков. Через десять лет был основан первый приход и заложена первая церковь.
Храм во имя Святого архангела Михаила недавно отреставрирован.
Расписан в серебристых тонах. Сохранилось очень изящное, старинное паникадило.
Здесь был отслужен краткий молебен настоятелем протоиереем Дмитрием Кожокарем в сослужении с иереем Михаилом Бондаренко, который приехал воздать славу Святыне из села Каланчак.
Желающих пройти пой иконой собралось великое множество.
Далее село Утконосовка (Эрдек-Бурну), основано в 1811 году молдавскими крестьянами. До 1947 года оно называлось Эрдек-Бурну. В 1830 году здесь поселились болгарские колонисты.
Свято-Архангело-Михайловский крестообразный храм не имеет росписей. Отстраивается новый иконостас.
Неподалёку от храма воздвигнут памятник павшим воинам Великой Отечественной войны и Поклонный крест установленый в память жертвам голодомора.
Здесь был отслужен краткий молебен настоятелем иереем Николаем Зечу. Прихожане провожали икону с молитвенным пением.
Впереди село Суворово или (Шикирликитай), основали в 1819 году переселенцы из Болгарии на месте татарского поселения Шикирликитай (в переводе - сахарный берег).
1819 год - освящение первой церкви, каменной с деревянною крышей, окрашена масляной краской зелёного цвета во имя святого равноапостольного царя Константина и царицы Елены.
Новая каменная церковь была освящена в 1839 году.
Старинный великолепный храм. Благолепный интерьер, пол устлан коврами. Многочисленные сохранившиеся старинные большие иконы. Среди прочих икона Ильи Пророка.
Спасителя в терновом венце.
В церковной ограде похоронены: протоиерей Василий Агура, священник Александр Середенко, церковный староста Симеон Демьянович Балабан, который в своё время много потрудился для благоукрашения храма. И ещё две могилки, незвестно кому принадлежащие.
В храме ведутся реставрационные работы, меняются окна. В мае этого года случилось несчастье - от пожара пострадала правая часть великолепного иконостаса. Говорят, что пожар произошёл по причине замыкания. К счастью огонь не охватил весь храм, до того момента как был обнаружен источник возгорания.
Во время молебствия «Господи помилуй» пелось на трёх языках: русском, молдавском и греческом.
Настоятель протоиерей Александр Димов обратился к своей пастве:
«Сегодня мы собрались в этом храме и имеем возможность видеть Касперовский образ. В этом наша духовное счастье и радость. Сегодняшний молебен, как и любое другое священнодействие совершается не просто так. В него вкладывается особый смысл. Во время него мы просим полезное для нас. Испросим прежде то, что необходимо для спасения души, а потом о помощи в своих нуждах».
Отец Олег поблагодарил отца Александра и прихожан за то, что они сохранили храм и держаться православной веры. Пожелал Покрова Пресвятой Богородицы.
Последний приход - село Кринички, старое название Фонтино-Дзинеор (в переводе - фонтан фей) основано в 1814 году, заселяли его украинские и молдавские беглые крестьяне. В 1830 году сюда начали прибывать колонисты - задунайские болгары. 1830 г. - прибытие переселенцев болгар.
1832 год - начало сбора пожертвований на строительство Свято-Покровского каменного храма.
Погребения в ограде храма священников: иерея Букиновского Саввы Каймакана, иереев Андрея и Василия Беровых и двух неизвестных. Просфорницы Грачёвой Никанорицы.
В Кринички прибыл Крестный ход уже стемнело, но настоятель иерей Георгий Зуб со свей паствой терпеливо ождали приедз Касперовского образа Владычицы Небесной.
Святыня храма Августовская икона Богородицы.
Однажды икону попытались украсть, у богохульников даже поднялась рука, сломать образ пополам - чтобы легче было вытащить его из окна. Но к великой радости прихожан и настоятеля Царица Небесная не попустила кражу своей иконы. Грабители были задержаны, икона отреставрирована и возвращена на прежнее место.
В этом храме был отслужен краткий молебен, прихожане были вознаграждены за терпение возможностью приложиться к чудотворному образу Богородицы.
Немного утомлённые долгой дорогой, но радостные паломники отправились в обратный путь. По дороге в Одессу наш автобус вынужден был сделать остановку у села Спасское. По просьбе жителей, которые не смотря на позднее время вышли прямо к шоссе, с маленькими детьми для того чтобы поклониться чудотворному Касперовскому образу Пресвятой Богородицы.
В этот Крестный ход нам удалось, за два дня, побывать в тринадцати приходах Измаильского благочиния Одесской области. В трёх из них милостью Божией восстанавливаются в первозданном величии разрушеные храмы. Остальные же церкви были сохранены набожными прихожанами. Паломников всегда будет особенно радовать большое количество детей, приходящих в храм. Ведь дети - это наше будущее, будущее нашего великого православного края овеяного славой побед над врагами отечества.
Автор: Костенко Валерия