В эту ночь земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненьи,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоговенье,
Наступленье мира на земле.
(Алексей Хомяков)
В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что "мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, был сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала небесного Искупителя.
Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.
Перед рождением Спасителя римский император Август, который правил тогда в покоренной Иудеей, повелел произвести во всей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они направились в этот город, но найти свободного места не в гостиницах, ни в постоялых дворах не смогли. И тогда они приютились в пещере, куда на ночь загоняли стада.
В городе Вифлееме и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5,2).
Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения мира 5508: "повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались с число верных». "Повинуясь кесареви повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» - поет Церковь в Каноне на Рождество Христово.
Родившийся в вертепе, Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. "Во яслех восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленицы прегрешений моих".
Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены - эти первые образы Его смирения и уничижения - не могли утаить Божественной славы Младенца. О рождении Младенца тотчас узнали вифлеемские пастухи, увидев на небе свет.
К ним явился ангел Божий. Они испугались, увидев славу небесную, но ангел сказал им: "Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость. Ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак - найдёте Младенца, лежащего в пеленах в яслях." На небе появилось множество ангелов, все они пели хвалу Богу и восклицали: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!»
Пастухи пошли в Вифлеем, нашли там Иосифа, Марию и Младенца Иисуса. Они первыми поклонились Ему и рассказали всё, что слышали от ангела.
Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ. 24, 17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши пред ним, поклонились и поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну. Золото - как Царю, ладан - как Богу, смирну - "яко человеку смертну".
По изречению Церкви, не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь принесла родившемуся Господу дар: Ангелы - пение, небеса - звезду, пастыри - чудо, волхвы - дары, земля - вертеп, пустыня - ясли, люди - Матерь Деву, язычество - начаток христианства в волхвах. Отсюда и берёт своё начало мирская традиция дарить друг другу подарки на Рождество. Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
Что же мы можем принести в дар Спасителю? Ведь Всеблагому и Всемогущему Господу, сотворившему небо и землю, Творцу непостижимой красоты мира ангельского и венца творения - человека, немыслимо приносить в дар лишь материальные богатства. Искреннее раскаянье, горячее желание, подкрепленное сорокадневным постом, стать лучше, чище, чем мы есть. Это самый лучший дар, который ожидает от нас Спаситель мира.
В высоком небе - тишина.
Всё в ожиданье чудного явленья.
Покой. Необъяснимое смиренье.
Всё - суета. Нам Истина дана.
В высоком светлом небе - торжество
Души нетленной праведной дороги.
В прах обратятся лишние тревоги.
Останется лишь Вечность - Рождество.
Так каждый год - и будет вновь и вновь
Сиять звезда в безмолвии зимы,
Даря непобедимую Любовь...
Родился Он, а значит - живы мы.
(Ольга Гузова)
Костенко Валерия
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов