Прошло уже полдня великого воскресения, а из последователей Христовых удостоились видеть Воскресшего только жены мироносицы и апостол Петр; прочие апостолы, исключая возлюбленного ученика Господня, колебались между сомнениями и верою, не зная, как отнестись к вести о воскресении Спасителя. И Господь, как бы снисходя к их немощи, постепенно подготовлял душевные очи апостолов к Своему светозарному явлению. Последними вестниками воскресения для апостолов из двенадцати были два апостола из числа семидесяти: Клеопа, вероятно муж Марии, сестры Богоматери, и, как говорит древнее предание Церкви, св. евангелист Лука.
В день воскресения Христова, уже под вечер, они шли вместе в селение Еммаус, отстоявшее от Иерусалима стадий на шестьдесят. Дорогою, естественно, они разговаривали между собой о том, что более всего волновало их душу: о последних событиях жизни своего Учителя и о дивной вести сегодняшнего дня, которой их любящее Христа сердце желало бы верить, но этому препятствовало их еще нераскрытое разумение. Во время задушевного обмена мыслями, делясь общим горем и недоумением, ученики заметили, что к ним приблизился Кто-то; то был Сам Иисус, но апостолы не узнали Его, потому что «глаза их были удержаны», тем более, что Господь явился «в ином образе», т. е. не в том, в каком привыкли видеть Его ученики во время земной жизни. Учитель не желал Своим внезапным явлением резко изменить душевное настроение апостолов, представлявшее собою удобную почву для Его последующих наставлений.
- «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» спросил апостолов присоединившийся к ним Путник. Для учеников Христовых, всецело поглощенных мыслью о недавней крестной смерти Учителя, вопрос нового Собеседника был удивителен: им казалось, что раздиравшие их душу события должны были волновать всех без исключения - и что теперь ни о чем ином и речи быть не может. Поэтому, принимая Незнакомца за прозелита, ходившего на праздник Пасхи в Иерусалим и возвращавшегося домой, Клеопа с горячим полуупреком ответил на вопрос вопросом:
-«Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»
-«О чем?», - снова спросил Господь, желая, чтобы ученики сами сообщили Ему причину своей печали. Апостолы были рады случаю облегчить свою скорбь и, ничего не утаивая, раскрыли свою душу: они печальны от того, что первосвященники и начальники осудили на смерть Иисуса Назарянина, не только ни в чем невинного, но, напротив пророка «сильного в деле и слове пред Богом и всем народом»; эта смерть невинного Праведника для них особенно горька, потому что с нею окончательно разбилась их надежда на открытие славного земного царства Мессии, что было общим верованием иудеев того времени:
-«Его распяли, а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло».
В заключении ученики передали своему Спутнику удивительную весть, принесенную им сегодня от гроба Учителя женами:
-«Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив; и пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видали».
Господь Иисус Христос неоднократно говорил ученикам о Своей смерти и воскресении, но эти слова Господа не вязались с утвердившимся и среди апостолов воззрением временем на Мессию, как славного земного царя, и это несмотря на то, что в святом писании Ветхого Завета содержались довольно ясные указания на то, как «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою»: закон Моисея в образных учреждениях представляя страждущего Мессию; пророки в откровениях, - и некоторые из них с поразительною яркостью, - предуказывали на страдания и грядущее за ними прославление Христа. Поэтому апостолы не были неповинны в своих сомнениях в воскресении Учителя. С порицания этого сомнения Господь и начал Свою речь прежде чем выяснить им на основании Священного Писания всю необходимость страданий Мессии и Его воскресения:
-«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!», - воскликнул Христос.
Дальнейшие слова Господа, изъясняющие сказанное о Христе во всем Писании падали на скорбные души апостолов живительной росой: согреваемые святым огнем благодатного утешения сердца их трепетали от радостного восторга.
Незаметно путники приблизились к Еммаусу, и чудный Незнакомец «показывал вид, что хочет идти далее». Но благодарные апостолы не хотели так скоро расставаться с человеком, который, утешая, с такой одушевленной и необычайной убедительностью говорил о предмете их скорбных дум и чувств; они удерживали Его, говоря:
-«Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру».
Желая наградить учеников окончательным уверением в истине воскресения, Господь исполнил их просьбу: «Он вошел и остался с ними». Когда возлегли за трапезу, Христос Спаситель, как старший между возлежавшими, взяв хлеб, благословил, преломил и подал ученикам: что-то неизмеримо дорогое восстало пред открывшимся глазами апостолов; в радостном недоумении они пристально взглянули на Незнакомца и узнали в нем Учителя, но в тот же момент Господь стал невидим для них. Тогда апостолы стали припоминать все подробности встречи с Воскресшим, и им стало понятным то пламя восторга, которым горели сердца их во время Его речи:
-«Не горело ли в нас сердце наше, - сказали они друг другу, - когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?»
Апостолы сейчас же поспешили в Иерусалим, чтобы поделиться своею радостью и с другими учениками Христа. Здесь они нашли апостолов из двенадцати, кроме Фомы, всех вместе с верующими, в той самой горнице, в которой, по вознесении Господа на небо, они обычно пребывали в ожидании Утешителя. Их встретили радостною вестью, «что Господь истинно воскрес и явился Симону». В свою очередь, и еммаусские путники увеличили общую радость, поведав о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.