Святитель Игнатий (в святом Крещении Димитрий) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии, и принадлежал к старинной дворянской семье Брянчаниновых. Юношей он проявил себя талантливым и способным человеком. При поступлении в Военное инженерное училище он был принят первым по конкурсу и сразу же был определен во второй класс. Однако, несмотря на перспективу прекрасной светской карьеры, после года службы он подал прошение об отставке. Талантливого инженера отпустили не сразу. В 1828 г. выйдя в отставку, стал послушником в Александро-Свирском монастыре, а в 1831 г. принял монашество с именем Игнатий. Вскоре его рукоположили в иеромонахи и назначили строителем Пельшемского Лопотова монастыря. С 1834 по 1857 г. был настоятелем Сергиевой пустыни в Санкт-Петербургской епархии и оставил ее в цветущем состоянии. Был посвящен в епископа Кавказского и Черноморского. Однако после тяжелой болезни свт. Игнатий удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь.
Имея от природы немалый писательский талант и укоренясь в духовном пути, святитель Игнатий прекрасным русским языком открыл духовную мудрость святых отцов, подкрепленную и собственным монашеским опытом. В своих многочисленных творениях и письмах Святитель выявил все тонкости возрастания в человеке духовной жизни и стал практически первым создателем современной русской духовной литературы.В последние годы жизни, пересматривая и редактируя сочинения, написанные в течение своего служения, святитель Игнатий считал их общехристианским достоянием, а себя - лишь исполнителем воли Божией.
Свт. Игнатий мирно отошел ко Господу 30 апреля 1867 г. Ныне его всечестные мощи почивают в Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря.
13 мая (30 апр. ст.ст.) — день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова)
Профессор МДА, Осипов А.И. о трудах святителя Игнатия Брянчанинова: «Полагаю, что значение Святителя Игнатия Брянчанинова для нашего времени в высшей степени велико. И причина этого вот в чем. Сейчас очень много людей, которые приходят в Церковь, многие люди ищут даже монашеской жизни, многие сейчас говорят (и еще больше - слышат) о духовном совершенстве. Но все реже и реже можно встретить тех людей, которые бы могли действительно указать нам правильный путь духовной жизни. Значение Святителя Игнатия в данном случае непереоценимо. Он, прекрасно изучив святоотеческие творения древних Отцов - как восточных, так, кстати, и западных (естественно, до отделения Рима от Православия), прекрасно зная их и пройдя сам очень высокий путь духовной жизни, смог нам эти святоотеческие творения переложить на доступном нам языке и преподать нам на том уровне, который доступен нашему бедному духовному состоянию.»
О внимании к молитве
Общее правило для всех, занимающихся молитвою: «Заключать ум в слова молитвы», т. е. молиться со вниманием. Что душа для тела, то внимание для молитвы: без внимания она мертва, не имеет никакого значения. Заботиться о заключении ума в слова молитвы должно и при молении молитвою Иисусовою и при чтении акафистов и прочих молитвословий. Святые Отцы советуют желающему преуспеть в молитве заниматься и молением молитвою Иисусовою и чтением правил попеременно. Такое разнообразие облегчает молитвенный подвиг и способствует преуспеянию.
Новоначальным должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы.
Когда находишься один, молись несколько вслух, чтоб слышать самому себя: это способствует вниманию. На приходящие мысли, как бы они ни были явственны, не должно обращать никакого внимания. «Свет стезям моим – закон Твой», – сказал Пророк, а ничто иное. Если при молитве не имеешь должного внимания, то этим не смущайся. Бог даст внимание в свое время тому, кто постоянством в упражнении молитвою и в понуждении себя ко вниманию докажет, что он действительно желает молиться со вниманием. Один святой сказал: «Я все мои немощи возложил на Бога и отдал себя совершенно в Его волю». И ты говори о себе так. Благословение Божие и милость Божия да почиют над тобою.
24 марта 1863 г.
О внимательной молитве, молитвенном правиле
Святые Отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, наставляют иметь его умеренное, соразмерное с силами, с состоянием душевного преуспеяния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыслом Божиим. Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение: от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые Отцы, очень похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неупустительно. Следующее правило может быть полезным для нас и на первый случай удовлетворительным: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» (12 раз). «Приидите, поклонимся». Псалом 50, «Символ Веры», «Богородице Дево, радуйся» (трижды). После этого 20 молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»; при каждой молитве земной поклон. Затем еще 20 таких же молитв, и при каждой поясной поклон. «Достойно есть, яко воистину»; «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».
Это молитвенное правило должно совершать утром и вечером. Поклоны должно полагать очень неспешно, с чувством покаяния, как бы стоя пред Самим Господом, припадая к стопам Его и умоляя о помиловании, но отнюдь не воображая Господа, а только веруя Его присутствию и тому, что Он взирает на нас и видит нас. Вы имеете письменное наставление о молитве: старайтесь заимствовать из него направление для духа вашего во время молитвы. Из прочих молитвословий более других полезен для новоначального акафист Господу Иисусу. Прочитывайте его в неделю однажды, стоя или сидя, как вам будет удобнее, но непременно со вниманием и неспешно. Также никак не позволяйте себе читать поверхностно и бегло Евангелие и прочие священные книги: читайте их неспешно и со вниманием. При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него.
Книга писем Задонского затворника Георгия может быть для вас очень полезною. Она одного духа и направления с сочинениями святителя Тихона Воронежского. Позволяю себе сказать, что она одного духа и с моими грешными писаниями, которые вам можно читать все: потому что в них объяснено, что идет для новоначального и что идет для преуспевшего. Не забывайте непрестанно предавать себя воле Божией и благодарить Бога за все Его благодеяния, сделанные вам. Все мы должны быть уверены, что не заслуживаем тех Божиих благодеяний, какие имеем, что мы заслуживаем несравненно большие неприятности, нежели те, какие встречаются нам. При таком воззрении на себя христианин пребывает мирным по причине покорности своей Богу и благодарит Бога за все случающееся с ним.
1 июня 1865 г.
О молитве
Мою грешную молитву нельзя еще назвать и молитвой; ибо, что такое молитва? – Молитва есть разговор человека с Богом; признаюсь тебе с горестною откровенностью, что почти всегда язык мой только произносит кое-как молебные слова без всякого участия ума и сердца. И так молюсь ли я? Нет, более грешу, чем молюсь; однако, надеюсь на Всемилостивого Господа, что поможет мне некогда вкусить и силу молитвы.
О молитве
При молитве нужно отрицаться от себя, т. е. не признавать себя достойными какого-либо преуспеяния, а решительно положиться на Бога. Даже не должно думать о преуспеянии, а заботиться о том, чтоб молитва была совершаема со вниманием. Впоследствии увидишь, что все твои стремления к преуспеянию были не что иное, как увлечения по причине вещественного разгорячения, без чего невозможно обойтись всякому, вновь начинающему молитвенный подвиг, в котором сосредотачиваются и для которого предпринимаются, как служебные ему, все другие подвиги. С разгорячением всегда соединено самомнение. От самоотвержения, которое выше объяснено, является истинное смирение духа, нищета духа, а такое смирение привлекает к человеку милость Божию.
Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное, т. е. ощущение от Бога, тогда он поймет, что все собственные ощущения ничтожны, сопряжены с самообольщением. К земле обетованной надобно пройти чрез пустыню. Идя по этой пустыне, надо знать что она – пустыня, а не земля обетованная, чтоб не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы. На них не должно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодатное внимание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь.
11 января 1864 г.