4 августа 2012 года в помещении Одесской региональной организации Национального cоюза журналистов Украины прошла пресс-конференция, посвящённая обсуждению инсталляции «Алтарь наций» и отношению к ней общественности. В данной конференции приняли участие: председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии протоиерей Олег Мокряк, лидер христианской молодёжной организации «Колокол» Антон Давидченко, руководитель общественной организации «Зубр» Валентин Дорошенко и автор проекта «Алтарь наций» Оксана Мась.
После ряда протестов со стороны православной общественности художница изъяла из своей работы те элементы, которые оскорбили религиозные чувства людей. Напомним, что глаза Бога были выложены из деревянных яиц, на которых были нанесены изображения разнообразных проявлений человеческой греховности. Многочисленные комментарии и неоднозначные объяснения автора инсталляции по данному вопросу, а также безуспешные попытки убедить православных верующих в «нормальности» своей работы не принесли ожидаемых результатов. В итоге из работы были удалены те составляющие части, которые вызвали протест православных граждан. Но в планы художницы входит увеличение размеров инсталляции и её презентация во многих странах мира. Будет ли в будущем проект представлен за пределами Одессы с использованием богохульных изображений? Какова позиция Оксаны Мась в сложившейся ситуации? Эти и многие другие вопросы были рассмотрены в рамках проведённой конференции.
Лидер христианской молодёжной организации «Колокол» Антон Давидченко обратился к присутствующим со вступительной речью: « Тема богохульных изображений в инсталляции Оксаны Мась стала предметом возмущения многих православных организаций, в том числе и нашей. Для обсуждения данной проблемы была организована эта конференция. Если это светское мероприятие, то оно должно соответствовать этому определению. Но в данном случае это не так. Ведь инсталляция явно религиозного характера, она затрагивает чувства верующих. Хочу отметить, что проходит сбор подписей одесситов с просьбой запрета этой экспозиции, которые впоследствии будут представлены президенту Украины Виктору Федоровичу Януковичу».
Председатель отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии протоиерей Олег Мокряк следующим образом прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Эта инсталляция оскорбляет чувства любого здравомыслящего человека, оскверняет души. Оксана Мась неоднократно говорила о том, что она получила множество благословений на свою работу. Всякий творческий деятель вправе взять благословение на труд. Но как именно он будет осуществлять свои замыслы зависит только от него! Истинно верующий художник должен нести в массы духовный свет, добро, а не грязь и мерзость".
На встрече в управлении внутренней политики Одесского городского совета, которая состоялось 26 июня 2012 года, было принято решение о необходимости изъятия из инсталляции тех частей, которые вызывают протест верующих людей. Но, в свою очередь, Оксана Мась пообещала, что за пределами нашего города работа будет представлена в её первоначальном виде».
Руководитель общественной организации «Зубр» Валентин Дорошенко
обратился к присутствующим: «На Греческой площади творится настоящее бесчинство! На расстоянии эта работа выглядит вполне нормально, но если присмотреться ближе, то станут заметны рисунки весьма неприличного содержания. Ведь недаром говорят, что сатана проявляется в мелочах! Концепция данной инсталляции - показать людям рай во грехе и обьеденить в этой идее представителей всех религиозных конфессий. Это создание некой новой Вавилонской башни, распространение лжеучения, которое будет отвергать христианские ценности. Работа над экспозицией будет продолжаться около десяти лет и по размеру может превзойти любой православный храм. Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел чётко сказал, что такое НЕДОПУСТИМО! Оксана Мась выложила глаза Господа из грехов, мотивируя это тем, что Его глаза отражают все человеческие мерзости. Но её подход грешен тем, что Бог не отражает грязь, а излучает добро, свет, надежду»…
Антон Давидченко выразил сожаление, что греховная деятельность Оксаны Мась не вызвала должной реакции со стороны православных христиан в других городах и заявил о недопустимости распространения этого богохульства за пределы нашего города.
Антон Давидченко объявил Оксане Мась о намерении православной общественности провести протестную акцию против её лжетворчества.
Некоторые высказывания Оксаны Мась вызывали недоумение: «Речь не идёт о православной иконе! Это очень важно. В католицизме нет икон, есть картины, которые украшают богослужения. Я не хочу говорить о конфликте в данный момент, это скорее противоречие! Представлено лицо Мартина V в образе католического Бога. Сверху расположена папская тиара, которая находится в музее и уже никогда не будет одета. Не понимаю, почему отца Олега возмущает «Алтарь наций»?! Ведь он сам говорил, что католицизм-это ересь. Алтарь был выставлен на Венецианской биеннале, этот проект создавали люди разных вероисповеданий, национальностей, среди них были неверующие. Следующий шаг по плану - воссоздание Сикстинской капеллы, где также есть изображение Бога. Никто в мире не собирает мозаику из яиц. Так случилось, что нашлась некая Мась и собрала яйца в мозаику! Когда людям было предложено выразить свои желания в рисунках, то они оказались очень примитивными: деньги, квартира, баба, мужик. Вобщем кто чего хотел! Мы поняли, что алтарь из этого нельзя собирать. Затем мы спросили их, что они хотели бы в себе изменить? И тогда люди стали рисовать разные вещи: от проституции до марок машин. Этим люди заменяли себе Бога. Я получила многие позитивные отзывы. Многие радовались, что человеком, который поднял такие массы населения, оказалась православная женщина. Я повешу за это себе медаль и буду пресекать всякие нападки на свою деятельность! Ради мира на планете я решила вытащить из глаз Бога семь смертных грехов. Работа над изменением инсталляции была тяжелой, пришлось нанимать альпинистов. Отец Олег правильно поднял эту тему, чтобы разобраться в данном вопросе. Проекту три года, на Венецианской биеннале его приняли множество стран. И одна только Одесса против! Гентский алтарь-это вообще сатиристическая картина, самое воруемое произведение. Да ,я убрала глаза и они не будут ездить по Украине! Я считаю, что предмет исскуства не должен быть предметом разделения. Но поймите, если мы будем исключать из алтаря яйца с неугодными рисунками, то такие действия будут нечестными по отношению к тем, кто их рисовал!»
Председатель отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии протоиерей Олег Мокряк возразил Оксане Мась: «В переводе с греческого «икона» - это изображение. В вашей экспозиции присутствует изображение Бога. Это главное. Католики и православные были вместе до XI века. У католиков есть наши святыни. Если люди вам приносят яйца с греховными рисунками - не создавайте из них образ Бога. Ведь известно, что иконописцы строго постились и создавали краски для икон из освящённых компонентов. Вы совершили ошибку и должны покаяться. Это произведение уникальное, но необходимо убрать из инсталляции элементы с богохульными рисунками не только в Одессе, но и в других городах. У вас должен быть компетентный консультант, духовное лицо. Это необходимо! Мне приходилось бывать в тюрьмах, видеть творчество заключённых, как они изображают Христа на иконах. Если в человеке присутствует злоба, то она передается и на эти изображения. Чем ближе человек к Богу, тем одухотворённее получается образ, который художник стремиться создать».
Оксана Мась: «В создании этого проекта участвовало много людей. Я должна им обьяснить по какой причине те яйца, которые они раскрашивали, убрали из глаз. Я прислушаюсь к отцу Олегу и подумаю как это сделать». Надеемся, что Оксана Мась осознает всю степень ответственности, которая лежит на ней. К сожалению, в образах Адама и Евы по прежнему присутствует греховная символика.
В заключении хочется сказать, что осквернение образа Бога - величайший грех, который недопустим. Поддерживая или равнодушно наблюдая за распостранением богохульства мы невольно можем стать соучастниками этого греха
Автор: Андреенкова Татьяна