«Душа по природе своей христианка»,- говорил Тертуллиан,- и интуитивно чувствует она грех как нечто чужеродное, опасное, «болеет грехом» и избавиться от него желает. Но как? Ответ очевиден - с помощью исповеди, но что значит исповедь для человека?
Исповедь - это момент встречи человека с Богом. Греческое слово метанойя (μετάνοια) - «покаяние», означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Иисус Христос и Иоанн Креститель - оба начинают свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17, Мф. 3:2). Царь Давид убеждён, что одна жертва нужна Богу: глубокое покаяние, «сердце смиренное» и «дух сокрушен» (Пс.50:19). В притчах «О мытаре и фарисее» (Лк. 18:9), «О блудном сыне» (Лк.15:11) и др., Христос подчёркивает, спасение даётся только кающемуся. Евангелия благовествуют, что Бог прощает любой грех, если человек имеет покаянное чувство (первым в рай вошёл благоразумный разбойник (Лк.23:33-43). Любая молитва угодна Богу только при наличии покаянного чувства и благоговения.
Исповедь - это примирение. Мы говорим: "Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить". Всякая исповедь должна стать, с одной стороны, оглядкой на прошлое, и с другой стороны, программой на будущий подвиг, на борьбу, на победу над собой во имя Божие и во имя ближнего.
В раннехристианскихобщинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью, а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Отлучённые от причастия кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашаемыми в притворе, откуда должны были выйти перед началом литургии верных. В IV святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для соблудивших жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были фактически бесправными, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники. После преобразований императора Петра I, ориентировавшегося на европейские нормы, была внедрена католическая тайноразрешительнаямолитва, в которой священник лишь произносил слова: «Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога прощаю и разрешаю от всех грехов...», - священники не имели права разглашать грехи кающихся. Как же обстоит дело в наше время? Ответ можно найти в беседе Святогорца Паисия со своими духовными чадами:
«- Геронда (с греч. старец), в первые годы христианства все члены Церкви совершали исповедь прилюдно. Есть ли польза от такой прилюдной исповеди?
- Первые годы христианства - это одно, а наши с вами годы - дело другое. Сегодня пользы от такой прилюдной исповеди нет. И ревности у них было больше, и того, до чего мы докатились сегодня, у них не было. Сегодня не так, как в старину...»
Как начинаются первые шаги к покаянию?
Самое важное - понять, что ты грешен. Самая тяжкая греховность заключается в том, что человек не сознает свою греховность. А уж бездна греха - это когда мы упорствуем в своей греховности, говоря: «Что я такого сделал?»
Человек парадоксальное существо. Он старается при общении с ближними, обнаружить в себе всё лучшее, что в нём есть, и тщательно скрыть свои худшие стороны. И как трудно становиться, когда встречаешь того, кому должен без утайки открывать самое постыдное. Говорить с ним о том, о чем хочется забыть. Именно таким человеком для православного верующего становится его духовник. Не секрет, что многие задаются вопросом - для чего нужен духовник? Ответ снова находим у старца Паисия:
«Для того чтобы душа не сбилась с пути, за ней должен наблюдать духовник. В духовной жизни очень помогает, к примеру, чтение духовных книг, однако, не имея духовного руководителя, человек может истолковывать прочитанное на свой лад и таким образом впасть в прелесть».
Взаимное отношение духовника с духовным чадом заключается в том, чтобы духовник глубоко вглядывался в эту душу, вслушивался в эту душу, старался эту душу понять и никогда не говорил ничего, что до конца не продумано и может оказаться соблазном. Не даром святые отцы называют покаяние Таинством троих.
Один за другим проистекают вопросы: Как выбрать духовника? Исповедоваться нужно только одному священнику?
В"Настольной книге священнослужителя" указано некое предостережение: "Люди, жаждущие найти себе духовную опору, выбирают духовное лицо, почему-то либо им симпатичное, и предают себя ему совершенно. Хорошо, если духовник окажется опытным и честным, тогда он отстранит такое отношение. В противном же случае возникает зависимость, таящая в себе угрозу непоправимого вреда для души опекаемого".
Можно ли исповедоваться разным священникам? Никаких запретов насчет этого в Церкви нет. Ответить можно словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно...» (1 Кор. 6: 12). Можно и разным, только сначала спросим себя: а для чего мы идем на исповедь? Чтобы получить «пропуск» к причастию? Чтобы «поставить галочку», ничего в себе не меняя? Если так, то действительно нет разницы, кому исповедаться. Если же мы в самом деле хотим стать лучше, то необходимость в постоянном духовнике будет тем более очевидна, чем сильнее и искреннее мы этого хотим. Какой бы православный священник ни возложил на вас епитрахиль и не прочитал разрешительную молитву, грехи будут одинаково прощены. Но ведь исповедь - не только отпущение грехов. Огромная разница, стоит ли рядом с вами у исповедального аналоя человек, любящий вас, сочувствующий, плачущий вместе с вами о ваших грехах, молящийся за вас, или же далекий и чужой вам человек.
Не случайно же было специальное выступление патриарха Алексия II «О младостарчестве» на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года:
«Серьезной проблемой остается так называемое "младостарчество" - явление, связанное не с возрастом священнослужителя, а с отсутствием у него трезвого и мудрого подхода к духовнической практике. 28 декабря 1998 года Священный Синод принял весьма важное определение по данному вопросу, давшее оценку некоторым искажениям церковной традиции, встречающимся у отдельных духовников. К сожалению, мы до сих пор не имеем информации о том, что это определение надлежащим образом исполняется во всех монастырях и приходах. Продолжаются случаи самочинного наложения неоправданных прещений, давления на волю пасомых в тех областях их жизни, где Церковь предполагает внутреннюю свободу. Считаю важным прекращение такой практики и строгий контроль правящих архиереев за детальным исполнением упомянутого Синодального определения». К этому следует добавить слова митрополита Антония Сурожского: "Священник должен приводить людей к Богу, а не к самому себе; он должен быть проводником благодати Божией, не своих собственных идей; должен собирать людей вокруг Христа, вокруг храма и Евхаристии, а не вокруг себя. Миссия духовника - привести человека ко Христу; когда же человек встретит Христа в своем личном опыте, священник должен отступить в тень и не заслонять собою Бога»
«Кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося».
С одной стороны исповедующемуся нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а с другой стороны, нужно назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть. Здесь наиболее важно, чтобы кающийся в первую очередь вспомнил то, в чём совесть его более всего упрекает. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы. Кающийся должен проявить стремление избегать в своей дальнейшей жизни повторения прежних грехов, в которых он раскаялся.
Важно знать, что:
ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ КАЮЩИЙСЯ НЕ ДОЛЖЕН:
- произносить тех грехов, в которых прежде каялся, получил отпущение и не повторял их;
- вспоминать других лиц, соприкосновенных к грехам своим, а только себя осуждать;
- произносить грехи со всеми околичностями, нужно признаваться в них в общем, чтобы частным разбором оных не возбуждать соблазна в себе и в духовнике.
ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО:
- если священник находится под запретом архиерея и он совершает Таинство Исповеди;
- если все грехи сказаны, но не была прочитана священником разрешительная молитва.
И каждому следует помнить слова Архиепископа Иоанна Шаховского: «Значение покаяния не в признании себя грешником - это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху».
Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того чтобы увидеть своё зло, надо видеть свет и красоту Божией Правды.
Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь.
Костенко Валерия.