Помните узников, как бы и вы с ними были в узах
(Евр. 13: 3)
В последнее время в новостях появляются сообщения о бунтах заключенных в местах лишения свободы.
Какие чувства вызывают у нас такие факты? Что мы думаем об этом, и думаем ли вообще о том, кто временно живет в тюрьмах, как они живут, почему туда попали, почему бунтуют или, наоборот, не бунтуют?
Люди, осужденные на пребывание в местах лишения свободы, на какое-то время выпадают из поля зрения людей, живущих обычной жизнью. Попав за решетку, они оказываются отгороженными от нас не только этой решеткой, но - непроницаемой глухой стеной. Почему-то автоматически считается, что "там" находятся люди, не достойные проживать среди нас. Это и так и не так! Ведь это люди - наши вчерашние знакомые, соседи, сослуживцы, даже друзья. Еще вчера мы с ними здоровались, разговаривали, делали общие дела, вместе отдыхали. А сегодня с ними случилось страшное: ОНИ СОВЕРШИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Но всегда ли мы с чистой совестью можем сказать: я здесь ни при чем? Неужели мы всегда и абсолютно не видим, что происходит рядом с нами? Неужели мы не могли сделать НИЧЕГО, чтобы с ближним не случилось беды? Да, порой возникает мысль о том, что слишком часто преступления совершаются с нашего "молчаливого согласия".
Кто такие "осужденные по статье такой-то..."? Ведь статьи бывают разные. Свободы лишают не только жестоких убийц, насильников и воров в "законе". Люди совершают преступления должностные, финансовые, несут уголовную ответственность за аварии, произошедшие по их вине на дороге и на производстве, "просто" за хулиганство. В конце концов, нам известны и случаи судебных ошибок.
Заключенные отбудут установленный им законом срок наказания и вернутся к прежней жизни. Но будут ли они прежними? Раскаются ли они в совершенных ошибках - или к их душевным заблуждениям добавятся новые? Какой опыт приобретут они в местах заключения?
Люди, находящиеся в заключении, имеют перед нами одно большое преимущество. Да, да, именно преимущество: у них есть время. Время подумать, разобраться в своей жизни, вспомнить о Боге. В нашей повседневной суете, решении насущных проблем часто ли мы вспоминаем о Нём? Зайдем на праздники в храм, иногда помолимся, особенно когда нам плохо. А узнать побольше об учении Иисуса Христа, об истории христианства, почитать творения святых отцов - много ли мы об этом заботимся? У нас не хватает времени. А у заключенных хватает, к сожалению или к счастью. И время это мы должны помочь им использовать во благо. Ведь общение - великий дар Божий, и даром этим обладает только человек. Иисус Христос ничего не писал, Он учил людей своим примером и словом. И перевернул души людей. А мы скупимся на слово, экономим слова сочувствия и сострадания. (Может быть, потому так много совершается преступлений?)
У заключенных много времени, но их круг общения ограничен. И не всегда в этом круге оказываются мудрые люди. И вот происходит то, что никакая государственная система обеспечить не может: люди, нуждающиеся в духовной поддержке и научении, не получают их. Вместо этого они обучаются "смежным профессиям", а параллельно - расширяют свой преступный опыт. И, выйдя на волю, совершенствуют его. Так и замыкается порочный круг.
Некоторые люди говорят: "Я лучше помогу детям в детских домах, чем зэкам". Но в детских домах находится немалая часть детей, чьи родители отбывают наказание в местах лишения свободы. Эти родители выйдут на свободу, и какую жизнь они выберут? Разве не достойно христианина поддержать оступившихся и пробудить совесть в тех, в ком она уснула? Пусть эти люди, вернувшись к нормальной жизни, вернут своих детей и восстановят лад в своих семьях, потому что никто и ничто не заменит детям родителей, родную семью.
Люди, находящиеся в заключении, пытаясь сохранить или восстановить свой разрушенный внутренний мир, создают христианские общины. Неоценимую помощь в этом им оказывают духовные лица, окормляющие тюрьмы и колонии. Радует, что при тюрьмах даже строятся храмы. Но в письмах заключенных нередко звучат сетования на то, что к священникам трудно попасть из-за большого количества желающих, в некоторых местах это происходит даже по записи. А получить совет, духовные наставления желают многие. Наконец, человек по временам имеет потребность просто высказаться! Заключенные обращаются к православным с просьбой прислать молитвословы, духовную литературу, иконки, помочь узнать побольше о христианстве, о православии, ищут духовного водительства. Люди ИЩУТ БОГА! Не наша ли прямая обязанность помочь им в этом?
Кроме духовной поддержки заключенные нуждаются, конечно же, и в материальной. Огромной бедой в местах заключения являются болезни, особенно туберкулез. Эта болезнь стоит на пороге эпидемии в целом по Украине, что же говорить о таких местах постоянного скопления людей, как места лишения свободы? Часто туда попадают люди, уже инфицированные, а другие имеют полную "возможность" пополнить ею список других своих заболеваний. И по окончании срока наказания они становятся источником инфекции для окружающих. Для лечения нужны не только лекарства, но и полноценное питание. Если мы, попадая в больницу, в большей части сами обеспечиваем себя не только предметами обихода, но и лекарствами, то не трудно представить, как обстоит дело в тюремных больницах. Особенно тяжело одиноким. Многие не имеют помощи от родных по причине их отсутствия. В заключении находится немало воспитанников детских домов, не успевших создать собственную семью, родственники других не имеют возможности помогать материально (а некоторые нуждаются даже больше самих заключенных). Другие уже отреклись от них. Отречемся ли и мы?
Чем мы можем помочь? Самое простое: посмотреть, нет ли вещей, ставших лишними в гардеробе; духовной литературы, которой можем поделиться; уделить "от щедрот " своего бизнеса. Или даже просто - написать письмо, открытку к празднику. Ведь некоторым нужно только знать, что о них помнят. И не важно, каким был человек прежде, закоренелым преступником или мелким хулиганом...
Кроме слов поддержки, узники нуждаются в простых вещах: предметы личной гигиены (мыло, зубная паста и щетки, полотенца), одежда и обувь (особенно больших размеров), продукты питания. Молодой заключенный. потерявший слух, просит о помощи: без слухового аппарата ему сложно исповедоваться у священника.
Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства при управлении Одесской епархии ведет работу по переписке с заключенными в местах лишения свободы. Тюремное служение окормляет председатель отдела - протоиерей Олег Мокряк.
Вся переписка ведется на адрес епархиального управления.
Православные жители Одессы, имеющие возможность помочь словом или делом, могут обращаться в отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства по нижеуказанным телефонам или . Контактную информацию адресовать для Ольги - координатора переписки.
Радуйся, в темницах узников посещавшая,
Радуйся, им узы врачевавшая и украшавшая,
(Акафист мученице Татиане; икос 3)
Контактный телефон: 7258587, 7956125.