ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 

alt

Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Эту истину хорошо сознавал древний мудрец Плутарх и в своей книге о воспитании высказал ее следующими словами: “Ничего нет выше доброго воспитания: оно должно быть началом, срединой и концом всех родительских забот. Все блага этой земли обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное божественное благо”.

Для христиан всех времен и народов в отношении своих обязанностей в миру священными остаются слова Самого Господа: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22,21). В них мы находим для себя разрешение загадки, как, оставаясь в миру, не быть плененными миром. Богу мы вверяем души свои и ради Него мы заботимся о чистоте своего сердца, при этом в отношении к обществу мы должны оставаться образцовыми и прилежными гражданами. И поэтому в детях, прежде всего, нужно воспитывать такие исходные понятия, как долг, ответственность, честь и порядочность. А закладываются начатки этих добродетелей ребенка в его отношении к ежедневному ученическому труду, ибо, по слову Господа: “Верный в малом и во многом верен” (Лк. 16,10). Кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества? Отвечая на этот вопрос кратко и прямо, необходимо сказать: родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны. Ведь как ни груба и невосприимчива бывает от природы почва земли, однако при тщательном и заботливом уходе за нею и она со временем делается способною приносить обильные плоды. Если человек может достигать изумительных успехов в деле укрощения диких, неразумных зверей, то почему же для родителей невозможно воспитать и обуздать своих детей?

Дитя - это молоденькое деревце, а родители - это Богом назначенные садовники юного человеческого растения. Святой Тихон Задонский говорил: "Малое деревцо, куда наклонить, туда и будет расти".

Родители должны всегда подавать своим детям чистые, святые примеры благочестия, т. к. сами являются для них примером. Величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Сирах: "Лелей дитя, и оно устрашит тебя". В то же время нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя. Тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают наказания, и тогда оно будет с пользой и их исправит.

Почему взрослые дети отказывают родителям в послушании и покорности? Это происходит оттого, что они не приучены к строгому послушанию с детства. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: "Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех". Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за своих чад. Еще в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей. За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: "Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их" (1 Цар. 3, 13). При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: "Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень". (1 Цар. 2, 24). Но, очевидно, от него требовалось более, чем одни кроткие слова. От Илии требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. В писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5, 8).

Оправданием пренебрежения своими обязанностями в отношении детей не могут служить для родителей другие благоугодные дела, даже такие, как уход в иночество. В этом случае не может иметь приложения завет Спасителя: "Кто оставит... детей... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19, 29). Оставление детей, очевидно, возможно лишь в том случае, когда дети взрослые или находятся на надежном попечении. Оставление же их на произвол судьбы, без материального обеспечения и надлежащего воспитания - не может быть угодно Господу. В истории Старого Афона был такой случай. Приехал туда один русский помещик, вдовец, но имевший еще несовершеннолетних детей. Под влиянием Афона загорелась духом душа его, и он просил разрешения бросить мир, постричь его в иноки. Но не благословили старцы афонские его ревности и указали ему на его первый долг в жизни - воспитание еще несовершеннолетних детей и отправили его обратно в Россию. Правда, бывают иногда и исключения из этого общего правила. Первая старица Дивеевская, блаженная Пелагея Ивановна, начиная юродствовать, оставила семью - мужа и двух еще малолетних детей. Но такие случаи являются очень редкими исключениями из общего правила, совершаются по особому Промыслу Божию и с благословения духоносных старцев.

"Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе" (Еф. 6, 1), - пишет ап. Павел и ставит эту заповедь как первую и важнейшую для детей. Послушание - это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств. Воля родителей должна стать основным законом во всех мелочах детской жизни, в том числе и в играх. В отношении послушания древнерусская православная семья стояла твердо на основе Евангельских заповедей. В такой семье свято чтилось родительское благословение. Оно считалось, и недаром, залогом благоденствия и всякого успеха в жизни. Многочисленные примеры полного послушания детей родителям можно найти в жизнеописаниях святых и подвижников благочестия. Прп. Серафим, прежде чем поступить в монастырь, испрашивает, для этого благословения у матери. А прп. Сергий, имея горячее желание уйти в пустыню, отсрочивает его исполнение ради просьбы родителей - дождаться их смерти, следуя в этом отношении св. Иоанну Златоусту. С возрастом благословение родителей должно сопровождать детей при определении жизненного пути - при выборе профессии, вступлении в брак и других важнейших событиях жизни. В особенности это относится к важнейшему для взрослых детей событию в их жизни - вступлению в брак. В этом случае родителям необходимо проявить всю свою жизненную мудрость и всю силу своей твердости. Ап. Павел заповедь детям о послушании заканчивает словами "в Господе". В этом случае родители должны вспомнить слова апостолов: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29). И если родителям удается с помощью Божией возрастить детей не только в чистоте веры, но и в добродетели послушания, в недоверии к себе, в умении подавлять свою волю ради исполнения заповедей Христовых, в искании всюду воли Господней - то они могут быть спокойны за своих детей и в этом мире, и за их участь в жизни вечной.

 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Декабрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 



pravoslavie.ru
XML error in File: http://www.pravoslavie.ru/xml/prav_archiv_rss.xml
XML error: SYSTEM or PUBLIC, the URI is missing at line 1

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...