Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Эту истину хорошо сознавал древний мудрец Плутарх и в своей книге о воспитании высказал ее следующими словами: “Ничего нет выше доброго воспитания: оно должно быть началом, срединой и концом всех родительских забот. Все блага этой земли обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное божественное благо”.
Для христиан всех времен и народов в отношении своих обязанностей в миру священными остаются слова Самого Господа: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22,21). В них мы находим для себя разрешение загадки, как, оставаясь в миру, не быть плененными миром. Богу мы вверяем души свои и ради Него мы заботимся о чистоте своего сердца, при этом в отношении к обществу мы должны оставаться образцовыми и прилежными гражданами. И поэтому в детях, прежде всего, нужно воспитывать такие исходные понятия, как долг, ответственность, честь и порядочность. А закладываются начатки этих добродетелей ребенка в его отношении к ежедневному ученическому труду, ибо, по слову Господа: “Верный в малом и во многом верен” (Лк. 16,10). Кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества? Отвечая на этот вопрос кратко и прямо, необходимо сказать: родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны. Ведь как ни груба и невосприимчива бывает от природы почва земли, однако при тщательном и заботливом уходе за нею и она со временем делается способною приносить обильные плоды. Если человек может достигать изумительных успехов в деле укрощения диких, неразумных зверей, то почему же для родителей невозможно воспитать и обуздать своих детей?
Дитя - это молоденькое деревце, а родители - это Богом назначенные садовники юного человеческого растения. Святой Тихон Задонский говорил: "Малое деревцо, куда наклонить, туда и будет расти".
Родители должны всегда подавать своим детям чистые, святые примеры благочестия, т. к. сами являются для них примером. Величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Сирах: "Лелей дитя, и оно устрашит тебя". В то же время нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя. Тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают наказания, и тогда оно будет с пользой и их исправит.
Почему взрослые дети отказывают родителям в послушании и покорности? Это происходит оттого, что они не приучены к строгому послушанию с детства. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: "Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех". Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за своих чад. Еще в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей. За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: "Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их" (1 Цар. 3, 13). При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: "Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень". (1 Цар. 2, 24). Но, очевидно, от него требовалось более, чем одни кроткие слова. От Илии требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. В писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5, 8).
Оправданием пренебрежения своими обязанностями в отношении детей не могут служить для родителей другие благоугодные дела, даже такие, как уход в иночество. В этом случае не может иметь приложения завет Спасителя: "Кто оставит... детей... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19, 29). Оставление детей, очевидно, возможно лишь в том случае, когда дети взрослые или находятся на надежном попечении. Оставление же их на произвол судьбы, без материального обеспечения и надлежащего воспитания - не может быть угодно Господу. В истории Старого Афона был такой случай. Приехал туда один русский помещик, вдовец, но имевший еще несовершеннолетних детей. Под влиянием Афона загорелась духом душа его, и он просил разрешения бросить мир, постричь его в иноки. Но не благословили старцы афонские его ревности и указали ему на его первый долг в жизни - воспитание еще несовершеннолетних детей и отправили его обратно в Россию. Правда, бывают иногда и исключения из этого общего правила. Первая старица Дивеевская, блаженная Пелагея Ивановна, начиная юродствовать, оставила семью - мужа и двух еще малолетних детей. Но такие случаи являются очень редкими исключениями из общего правила, совершаются по особому Промыслу Божию и с благословения духоносных старцев.
"Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе" (Еф. 6, 1), - пишет ап. Павел и ставит эту заповедь как первую и важнейшую для детей. Послушание - это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств. Воля родителей должна стать основным законом во всех мелочах детской жизни, в том числе и в играх. В отношении послушания древнерусская православная семья стояла твердо на основе Евангельских заповедей. В такой семье свято чтилось родительское благословение. Оно считалось, и недаром, залогом благоденствия и всякого успеха в жизни. Многочисленные примеры полного послушания детей родителям можно найти в жизнеописаниях святых и подвижников благочестия. Прп. Серафим, прежде чем поступить в монастырь, испрашивает, для этого благословения у матери. А прп. Сергий, имея горячее желание уйти в пустыню, отсрочивает его исполнение ради просьбы родителей - дождаться их смерти, следуя в этом отношении св. Иоанну Златоусту. С возрастом благословение родителей должно сопровождать детей при определении жизненного пути - при выборе профессии, вступлении в брак и других важнейших событиях жизни. В особенности это относится к важнейшему для взрослых детей событию в их жизни - вступлению в брак. В этом случае родителям необходимо проявить всю свою жизненную мудрость и всю силу своей твердости. Ап. Павел заповедь детям о послушании заканчивает словами "в Господе". В этом случае родители должны вспомнить слова апостолов: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29). И если родителям удается с помощью Божией возрастить детей не только в чистоте веры, но и в добродетели послушания, в недоверии к себе, в умении подавлять свою волю ради исполнения заповедей Христовых, в искании всюду воли Господней - то они могут быть спокойны за своих детей и в этом мире, и за их участь в жизни вечной.