"Дети, будьте послушны отцам вашим, ибо это угодно Господу.
Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали"
(Послание к колосянам 3:20, 21)
По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела Митрополита Одесского и Измаильского, Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, совместно с Одесской национальной юридической академией, провели 22 сентября 2010 года заседание православного дискуссионного клуба.
В дискуссии приняли участие студенты и преподаватели ОЮНА, члены общественной организации "Родители Одесщины за детей" и все желающие. На заседание был приглашён лектор - доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Крестовская Наталья Николаевна, которая прочитала лекцию на тему "Морально-религиозные основы ювенальной юстиции".
В своей получасовой лекции Наталья Николаевна ознакомила присутствующих с исконным понятием ювенальной юстиции, основываясь на законодательных нормах.
Истоки
"Ювенальная - (лат. juvenalis - юный), юстиция - (лат. - justicia - справедливость). Ювенальная юстиция - это система особого реагирования на правонарушаемость несовершеннолетних, на проступки детей. Это система учреждений и процедур, которые регулируют осуществление правосудия. В данном случае в отношении несовершеннолетних.
Для Украины эта тема не новая. Ювенальная юстиция в Украине существует с начала 20-го века, с 1910-14 г.г. Когда в городах государства были созданы в рамках мировой юстиции специальные суды по делам малолетних.
После революции до 1935 г. тоже существовала система особого реагирования на правонарушаемость несовершеннолетних. Эта система была несовершенна (к детям разрешено было применять все меры наказания, включая расстрел) С этого момента идея особого отношения к ребёнку-правонарушителю была благополучно похоронена. И вспомнили о ней уже только в послесталинское время, модифицировав уголовно-процессуальное право, в том, что касается детей, которые совершили уголовно - наказуемые общественные опасные деяния.
Идея воссоздания ювенальной юстиции первоначально рассматривалась учёными, социологами, психологами, юристами, педагогами. Шёл спор о том, как противодействовать тому злу, которое мы можем назвать правонарушаемостью детей и молодёжи.
Система.
В законченном, реформированном виде ю. ю. в Украине нет. Ю. ю. должна быть не только государственным, но и общественным делом. Должна включать в себя несколько блоков:
а) государственный, в лице ювенального суда, ювенального прокурора, службы воспитательного надзора;
б) муниципального: в лице службы по делам детей, в лице защитника прав детей;
в) общественный: в лице ювенальных адвокатов, ювенальных медиаторов и общественных организаций, которые действуют в интересах детей.
Сфера деятельности.
Ориентируясь на дореволюционный и зарубежный опыт, на рекомендации международных организаций, ювенальная юстиция распространяет свою сферу деятельности не только на детей правонарушителей, но и детей, находящихся в сложной ситуации. Это беспризорники, дети из неблагополучных семей, безнадзорные дети. Частично такая система в Украине уже есть. Речь идёт о том, чтобы дополнить эту систему отсутствующими элементами: специализированными судьями, прокуратурой. На это и нацелен проект концепции "Розвитку ювенальної юстицїї щодо неповнолітніх в Україні ". Его нужно только подкорректировать, усовершенствовать, соотнести со стандартами правосудия, которые есть в стране.
Вслед за лектором выступил глава организации "Родители Одесщины за детей", Дмитрий Юрьевич Трунов.
Вразив мнение обеспокоенной общественности следующими словами: "Все законы объединяться в одну пирамиду, в которой родители, будут являться потенциальными преступниками. И Ювенальный суд станет карающим мечом для родителей. Бог дал ребёнка семье, и не прокурор или социальный работник не может решить забирать ли ребёнка из семьи". Завязалась полемика, в ходе которой присутствующих удивило мнение Натальи Николаевны о том, что заводить детей могут только обеспеченные всеми благами родители.
Таким образом стало ясно, что естественное желание противостоять легализированному насилию не нашло поддержки у представителя юрисдикции.Наблюдавшие со стороны и участвовавшие в полемике студенты смогут со временем сделать полезные для себя выводы, если конечно не будут пребывать в губительном неведении, как многие из присутствующих на заседании.
Может ли иметь ювенальная юстиция морально-религиозные основы? Вопрос останется открытым до тех пор, пока представители законодательства и неравнодушные родители не придут к соглашению.