19 мая в 18.00 в помещении Одесской национальной юридической академии состоялось очередное заседание Православного дискуссионного клуба. Ровно год назад, 20 мая 2009 г., по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, этот совместный проект Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства и Одесской национальной юридической академии начал свою работу.
Предметом последней дискуссии стала тема: «Симфония властей». На заседании присутствовало около 40 студентов юридической академии. С докладом на рассматриваемую тему выступила кандидат юридических наук, ассистент кафедры «Теории государства и права» ОНЮА Баржик Ирэна Анатольевна.
Ирэна Анатольевна раскрала суть понятия «Симфонии властей» и привела исторические примеры реализации этого принципа. Симфония - от греч. созвучие, согласие. Симфония властей - православный принцип взаимоотношений между церковной и светской властями, который заключается в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия и гармоничного сотрудничества, и по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа являются «нераздельными и неслиянными». Суть симфонии составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее моральной, духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан. Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для благовествования и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.
Принцип симфонии был четко сформулирован в VI веке императором Юстинианом в особом документе - 6-й новелле.
В обращении к императору Маврикию Григорий Великий писал: «На то дана Богом благочестию царей власть над всеми людьми, чтобы стремящиеся к добру имели помощь, чтобы шире отверзался путь на небеса, чтобы земное царство служило небесному». Августин Блаженный также утверждал, что главная задача Церкви - подготовить человека к жизни в раю ещё при этой жизни, а главная задача государства - сделать всё, чтобы человек в своей временной земной жизни не жил, как в аду.
Принято считать «Симфонию властей» идеалистическим принципом, не смотря на реализацию симфонии в Византийской империи и Российской во время правления династии Романовых, при которых созвучие законодательной и духовной властей было достигнуто. Безусловно, это была не чистая и совершенная симфония, так как государство в лице императоров не раз претендовало на принятие окончательных решений в церковных делах. Причину этого историки видят в том, что христианские императоры были наследниками языческой имперской идеологии, в которой император был верховным первосвященником. И все же, несмотря на факты нарушений, сам принцип симфонии никогда не ставился под сомнение, сохранял полноту нормативного значения, а факты его нарушения воспринимались и оценивались как отступление, как грех, требовавший раскаяния и покаяния.
Студенты, принявшие участие в дискуссии, с недоверием восприняли идею гармоничного взаимодействия светской и церковной властей. Ребята считают невозможным в современном мире реализовать этот принцип. По их мнению, одна из структур обязательно поглотит другую, в результате чего произойдет слияние двух различных по своей природе и задачам институтов.
Но, как не парадоксально, именно сегодня концепция «Симфонии властей» становится наиболее актуальной. Западническое мировоззрение, которое навязывается политиками под мало понятными для большинства людей лозунгами о «западных ценностях и правах человека» оказывает разрушительное влияние. Все больше размываются границы между добром и злом, порок продолжает выдаваться за добродетель, позор - за честь. Как следствие этого - упадок и изменение религиозного сознания людей, разрушение духовно-нравственной основы личности. Поэтому сегодня, в период реорганизации национальных государственных и социальных институтов, а также всевозрастающей разобщенности людей в обществе, государство, как никогда, нуждается в помощи Церкви.