ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 

«Душа по природе своей христианка»,- говорил Тертуллиан,- и интуитивно чувствует она грех как нечто чужеродное, опасное, «болеет грехом» и избавиться от него желает. Но как? Ответ очевиден - с помощью исповеди, но что значит исповедь для человека?


Исповедь - признание Богу


Исповедь - это момент встречи человека с Богом. Греческое слово метанойя (μετάνοια) - «покаяние»,   означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Иисус Христос и Иоанн Креститель - оба начинают свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17, Мф. 3:2). Царь Давид убеждён, что одна жертва нужна Богу: глубокое покаяние, «сердце смиренное» и «дух сокрушен» (Пс.50:19). В притчах «О мытаре и фарисее» (Лк. 18:9), «О блудном сыне» (Лк.15:11) и др., Христос подчёркивает, спасение даётся только кающемуся. Евангелия благовествуют, что Бог прощает любой грех, если человек имеет покаянное чувство (первым в рай вошёл благоразумный разбойник (Лк.23:33-43). Любая молитва угодна Богу только при наличии покаянного чувства и благоговения.

Исповедь - это примирение. Мы говорим: "Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить". Всякая исповедь должна стать, с одной стороны, оглядкой на прошлое, и с другой стороны, программой на будущий подвиг, на борьбу, на победу над собой во имя Божие и во имя ближнего.


Исповедь - признание Богу


В раннехристианскихобщинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью, а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Отлучённые от причастия кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашаемыми в притворе, откуда должны были выйти перед началом литургии верных. В IV святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для соблудивших жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были фактически бесправными, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники. После преобразований императора Петра I, ориентировавшегося на европейские нормы, была внедрена католическая тайноразрешительнаямолитва, в которой священник лишь произносил слова: «Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога прощаю и разрешаю от всех грехов...», - священники не имели права разглашать грехи кающихся.  Как же обстоит дело в наше время? Ответ можно найти в беседе Святогорца Паисия со своими духовными чадами:

«- Геронда (с греч. старец), в первые годы христианства все члены Церкви совершали исповедь прилюдно. Есть ли польза от такой прилюдной исповеди?

- Первые годы христианства - это одно, а наши с вами годы - дело другое. Сегодня пользы от такой прилюдной исповеди нет. И ревности у них было больше, и того, до чего мы докатились сегодня, у них не было. Сегодня не так, как в старину...»

Как начинаются первые шаги к покаянию?

Самое важное - понять, что ты грешен. Самая тяжкая греховность заключается в том, что человек не сознает свою греховность. А уж бездна греха - это когда мы упорствуем в своей греховности, говоря: «Что я такого сделал?»


Исповедь - признание Богу


Человек парадоксальное существо. Он старается при общении с ближними, обнаружить в себе всё лучшее, что в нём есть, и тщательно скрыть свои худшие стороны. И как трудно становиться, когда встречаешь того, кому должен без утайки открывать самое постыдное.  Говорить с ним о том, о чем хочется забыть. Именно таким человеком для православного верующего становится его духовник. Не секрет, что многие задаются вопросом - для чего нужен духовник? Ответ снова находим у старца Паисия:

«Для того чтобы душа не сбилась с пути, за ней должен наблюдать духовник. В духовной жизни очень помогает, к примеру, чтение духовных книг, однако, не имея духовного руководителя, человек может истолковывать прочитанное на свой лад и таким образом впасть в прелесть».

Взаимное отношение духовника с духовным чадом заключается в том, чтобы духовник глубоко вглядывался в эту душу, вслушивался в эту душу, старался эту душу понять и никогда не говорил ничего, что до конца не продумано и может оказаться соблазном. Не даром святые отцы называют покаяние Таинством троих.


Исповедь - признание Богу


Один за другим проистекают вопросы: Как выбрать духовника? Исповедоваться нужно только одному священнику?

В"Настольной книге священнослужителя" указано некое предостережение: "Люди, жаждущие найти себе духовную опору, выбирают духовное лицо, почему-то либо им симпатичное, и предают себя ему совершенно. Хорошо, если духовник окажется опытным и честным, тогда он отстранит такое отношение. В противном же случае возникает зависимость, таящая в себе угрозу непоправимого вреда для души опекаемого".

Можно ли исповедоваться разным священникам?  Никаких запретов насчет этого в Церкви нет. Ответить можно словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно...» (1 Кор. 6: 12). Можно и разным, только сначала спросим себя: а для чего мы идем на исповедь? Чтобы получить «пропуск» к причастию? Чтобы «поставить галочку», ничего в себе не меняя? Если так, то действительно нет разницы, кому исповедаться. Если же мы в самом деле хотим стать лучше, то необходимость в постоянном духовнике будет тем более очевидна, чем сильнее и искреннее мы этого хотим.  Какой бы православный священник ни возложил на вас епитрахиль и не прочитал разрешительную молитву, грехи будут одинаково прощены. Но ведь исповедь - не только отпущение грехов. Огромная разница, стоит ли рядом с вами у исповедального аналоя человек, любящий вас, сочувствующий, плачущий вместе с вами о ваших грехах, молящийся за вас, или же далекий и чужой вам человек.

Не случайно же было специальное выступление патриарха Алексия II «О младостарчестве» на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года:

 «Серьезной проблемой остается так называемое "младостарчество" - явление, связанное не с возрастом священнослужителя, а с отсутствием у него трезвого и мудрого подхода к духовнической практике. 28 декабря 1998 года Священный Синод принял весьма важное определение по данному вопросу, давшее оценку некоторым искажениям церковной традиции, встречающимся у отдельных духовников. К сожалению, мы до сих пор не имеем информации о том, что это определение надлежащим образом исполняется во всех монастырях и приходах. Продолжаются случаи самочинного наложения неоправданных прещений, давления на волю пасомых в тех областях их жизни, где Церковь предполагает внутреннюю свободу. Считаю важным прекращение такой практики и строгий контроль правящих архиереев за детальным исполнением упомянутого Синодального определения». К этому следует добавить слова митрополита Антония Сурожского: "Священник должен приводить людей к Богу, а не к самому себе; он должен быть проводником благодати Божией, не своих собственных идей; должен собирать людей вокруг Христа, вокруг храма и Евхаристии, а не вокруг себя. Миссия духовника - привести человека ко Христу; когда же человек встретит Христа в своем личном опыте, священник должен отступить в тень и не заслонять собою Бога»

 «Кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося».

 

Исповедь - признание Богу

 

С одной стороны исповедующемуся нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а с другой стороны, нужно назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть. Здесь наиболее важно, чтобы кающийся в первую очередь вспомнил то, в чём совесть его более всего упрекает. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы. Кающийся должен проявить стремление избегать в своей дальнейшей жизни повторения прежних грехов, в которых он раскаялся.

 

 Важно знать, что:

 

ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ КАЮЩИЙСЯ НЕ ДОЛЖЕН:

- произносить тех грехов, в которых прежде каялся, получил отпущение и не повторял их;
- вспоминать других лиц, соприкосновенных к грехам своим, а только себя осуждать;
- произносить грехи со всеми околичностями, нужно признаваться в них в общем, чтобы частным разбором оных не возбуждать соблазна в себе и в духовнике.

ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО:

- если священник находится под запретом архиерея и он совершает Таинство Исповеди;
- если все грехи сказаны, но не была прочитана священником разрешительная молитва.

И каждому следует помнить слова Архиепископа Иоанна Шаховского: «Значение покаяния не в признании себя грешником - это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху».

Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того чтобы увидеть своё зло, надо видеть свет и красоту Божией Правды.


Исповедь - признание Богу


Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь.

 

 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Икона Божией Матери Милостивая
Икона Божией Матери Милостивая

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Ноябрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 



— Автор: ,
В новости: Набор в военно-спортивный клуб "Пересвет"
— Автор: ,
В новости: Осуждение. Раздражительность. Гнев.
— Автор: Анастасия Мельникова,
В новости: Благотворительная акция в Свято-Успенском соборе
— Автор: ,
В новости: Правда об учении Ольги Асауляк.

pravoslavie.ru
В Москве прошел пикет, посвященный 90-й годовщине легализации абортов коммунистическим правительством
Движение сопротивления убийству детей отметило 90-ю годовщину легализацию абортов в России пикетированием главного офиса коммунистической партии Российской Федерации.

Блаженнейший митрополит Киевский Владимир совершил молебен перед Серафимо-Дивеевской иконой Божией Матери «Умиление»
24 ноября 2010 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил молебен в храме в честь Всех святых в Киеве, где в эти дни находится ...

Мощи святой Екатерины впервые доставят в Россию
Мощи святой великомученицы Екатерины с греческого подворья Синайского монастыря святой Екатерины впервые доставят для поклонения верующих в Россию.

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...