Завершилась вторая неделя Великого поста. Все верующие люди знают о том, что Великий пост самое благоприятное время для покаяния и исповедания грехов. Покаяние - это великий дар Божий и милость к нам. У каждого человека свой путь к нему и свой срок. Но верно одно: покаяние - не единожды усвоенный урок. Ему не присуща логика и механическая закономерность. Это живой и творческий процесс, происходящий в душе человека на протяжении всей его жизни. Кто-то сделал только первый шаг на этом поприще. Некоторые уже познали чудо покаяния и теперь от исповеди к исповеди протягивают живительную ниточку, возрождающую душу. Кто-то медлит и все еще откладывает покаяние на завтра или до следующего поста... Есть категория хорошо образованных, интеллигентных людей, считающих, что главное - жить по - Богово, а в храм ходить и исповедоваться перед священником совершенно не обязательно. Для них важно время от времени делать внутреннюю «инвентаризацию», осознавать свои поступки, и их воздействие на окружающих. Люди творческие склонны думать, что достаточно исповеди через свои произведения: картины, фильмы, музыку.
Многие из них потратили уйму времени на изучение восточной религии, оккультизма и изотерических течений, освоили множество психотерапевтических техник, но так и не обратились к православной традиции. И, что удивительно, даже не пожелали потратить время на то, чтобы познакомиться с ее фундаментальной основой - Евангелием и трудами святых Отцов церкви, наивно полагая, что вера Православная - это одна из духовных практик, только более ограничивающая их жизнь, чем прочие.
Современный мир вполне определенным образом учит нас реализовывать себя, раскрывать грани своей личности: «Ты имеешь право быть самим собой», «Чувства не бывают плохими или хорошими - они просто есть», «Ничем себя не ограничивай и ничего в себе не отвергай». Если человек не убивает, не крадет, не лжет, и при этом находится в плену подобных установок, ему может многие годы и десятилетия казаться, что с ним все благополучно, а тот душевный дискомфорт, который время от времени возникает, есть обычное состояние человека. В такой иллюзии можно пребывать до самой старости.
И даже, если в последний момент близкие и позаботятся пригласить священника для первой и последней исповеди в жизни, то что-то сделать уже , практически, невозможно: душа, не обученная покаянию и исповеди, не может себе помочь.
Многие священники с глубокой скорбью вспоминают о подобных случаях, но при этом добавляют: «Как же печалятся ангелы на небесах и Господь наш о таких душах!».
Для всех и каждого хотим предложить высказывания и поучения отцов церкви, великих подвижников и современных богословов о покаянии и исповеди.
Старец ты и достиг крайнего предела жизни? Не думай, однако же, будто отнято у тебя покаяние, не отчаивайся в своем спасении, но подумай о разбойнике, который на кресте спасен. Что короче того часа, в который он получил венец? Однако же и этого часа достаточно было ему для спасения. Юноша ты? Не полагайся на юность и не думай, что у тебя впереди довольно времени для жизни, ибо день Господень так придет, как тать ночью (1 Фес. 5, 2). Для того Бог и сделал неизвестной нашу кончину, чтобы мы сделали известной свою заботливость и осмотрительность. Не видишь ли, сколько каждый день похищается преждевременной смертью? Поэтому и увещевает некто: не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день (Сир. 5, 8), чтобы, когда будешь медлить, не погибнуть тебе. Старец да последует тому увещанию, а юноша этому внушению.
Но ты в безопасности, ты богат и изобилуешь деньгами, с тобой не бывает никакой неприятности? Но послушай, что говорит Павел: когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5, 3). Дела весьма переменчивы, мы не властны в смерти, будем властны в добродетели: человеколюбив Господь наш Христос! Святитель Иоанн Златоуст
Мы влияем друг на друга и на весь окружающий мир гораздо в большей степени, чем это кажется на первый взгляд. Из-за множества дел и повседневных мелочей человеку сложно разглядеть последствия, которые имеют даже незначительные слова и поступки. И все же, когда человек ненавидит, взор его мешает другому даже ходить. И, напротив, когда начинает каяться и поститься, то и это отражается на всем вокруг него.
В Священном Писании (в греческом тексте) есть два разных выражения для покаяния. Одно выражение - метанойя, а другое - метамелия. В Св. Писании "метамелия"- просто, перемена намерения. Оно никакого духовного значения не имеет. В области психологии есть "перестройка" своего характера, своего невроза, но нет понятия покаяния.
Покаяние - это религиозное понятие. Каяться надо перед кем-то. Это не значит просто изменить стиль жизни или свое внутреннее чувство или свой опыт, как имеется в виду, скажем, в восточных религиях и культурах. Эти религии говорят о том, что человек должен получить свой собственный опыт, должен познать себя, самоосуществиться, чтобы свет его сознания пробудился. Но для такой перемены, не нужно Бога. А христианское покаяние непременно: перед кем-то.
К замечательному священнику - Александру Ельчанинову пришел на исповедь офицер и сказал:
-Я могу вам выложить всю неправду моей жизни, но я только ее головой сознаю. Мое сердце остается совершенно нетронутым. Мне все равно. Головой я понимаю, что это все зло, а душой никак не отзываюсь: ни болью, ни стыдом.
И отец Александр ответил ему:
- Не исповедуйтесь мне. Это будет совершенно напрасное дело. Завтра, перед тем как я буду служить литургию, вы выйдите к Царским Вратам. И когда все соберутся, вы скажите то, что вы только что сказали мне, и исповедуетесь перед всем собравшимся съездом.
Офицер на это согласился, потому что он чувствовал себя мертвецом ; он чувствовал, что в нем жизни нет, что у него только память и голова, а сердце мертво, и жизнь в нем погасла. Он вышел от священника с чувством ужаса. Офицер думал, что начни он сейчас говорить, и весь съезд от него отвернется. Все с ужасом посмотрят на него и подумают: "Мы считали его порядочным человеком, а какой он негодяй, он не только негодяй, но и мертвец перед Богом". Но он пересилил свой страх и ужас, встал и начал говорить. И случилось для него самое неожиданное. В момент, когда он сказал, зачем он встал перед Царскими Вратами, весь съезд обратился к нему сострадательной любовью. Он почувствовал, что все ему открылись, что все открыли объятия своего сердца, что все с ужасом думают о том, как ему больно, как ему страшно. Он разрыдался и в слезах произнес свою исповедь; и для него началась новая жизнь.
В соответствии с библейским и древнехристианским восприятием человек в мире никогда не бывает один.. Он стоит прежде всего перед Богом, но также и перед людьми. Поэтому в Библии согрешение человека перед Богом всегда имеет отношение к ближнему: а это значит, что оно имеет социальное, общественное измерение и последствия. У православного народа есть чувство, что какой-то вор или тиран, или делающий зло ближнему своему - то же, что безбожник. Пусть он верует в Бога, но это ни к чему, он на деле просто надругается над Богом, раз его жизнь расходится с верой.
Отсюда - целостное понимание покаяния, как исправного стояния и перед Богом, и перед людьми. Покаяние не может быть измерено только социальными или психологическими масштабами, а всегда есть богооткровенное, библейское, христианское понятие.
Когда Христос начал Евангелие с покаяния, Он имел в виду онтологическую (бытийную, сущностную) реальность человека. Скажем словами святителя Григория Паламы: данные Господом заповедь покаяния и прочие заповеди полностью соответствуют самой человеческой природе, ибо в начале Он создал эту природу человека. Он знал, что потом придет Сам и даст заповеди, и потому создавал природу согласно заповедям, которые будут.
И наоборот, Господь дал такие заповеди, какие отвечали природе, которую Он вначале создал. Таким образом, слово Христа о покаянии не клевета на природу человека, это не "навязывание" природе человека чего-то чуждого ей, а самое естественное, нормальное, соответствующее природе человека. Дело только в том, что природа человека - падшая, а поэтому находится сейчас в ненормальном для себя состоянии. Но именно покаяние и есть тот рычаг, которым человек может исправлять свою природу, возвращать ее в нормальное состояние. Поэтому Спаситель и сказал: "Метаноите" - т.е. "перемените свой ум". Дело в том, что наша мысль ушла от Бога, ушла от себя и других. И в этом - больное, патологическое, состояние человека, которое по-славянски называется словом ''страсть", а по-гречески словом "пафос" (патология).
Это просто болезнь, извращение, но еще не уничтожение, как болезнь не есть уничтожение организма, а просто порча. Греховное состояние человека - порча его природы, но человек может восстановиться, принять исправление, и поэтому покаяние приходит как здоровье на больное место, на больную природу человека. И раз Спаситель сказал, что надо каяться, даже если мы не чувствуем в себе потребности покаяния, то мы должны Ему верить, что действительно нам надо каяться. И на самом деле, великие святые чем больше приближались к Богу, тем сильнее чувствовали потребность покаяния, поскольку чувствовали глубину падения человека.