ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 
alt
Осуждение. Раздражительность. Гнев.

Верующий человек почти непрестанно находится во внутренней борьбе с этими страстями, которые стали почти неотъмлемыми частями нашей натуры.

Что же такое христианское несуждение? Где проходит грань между этой добродетелью и обывательским нежеланием загромождать свою жизнь  подробностями и оценками обстоятельств чужой жизни? Бывают ли ситуации, в которых допустим праведный или благородный гнев, осуждение - как честная и нелицемерная позиция? Каким оружием может и должен вооружиться каждый христианин, который стремится в повседневной жизни исполнять закон Божий, и относится со вниманием к внутренней жизни своей души?  

Святые отцы называли супостата, который „аки рыекающий лев" уловляет человеческие души, самым тонким и опытным психологом. 2000 лет он без устали изобретает новые способы для обольщения и примирения нас с грехом, искусно усыпляет нашу совесть и складно объсняет, почему в этих „исключительных обстоятельствах„ мы имеем „законное право" дать излиться гневу.

alt

Да и многие мирские психологи советуют не удерживать, „не консервировать" своих эмоций, дабы не разрушать себя ими изнутри. Одна из психотерапевтических установок гласит: чувства не бывают правильными и неправильными, они просто есть. Часто из этой фразы следует вывод: раз так, значит, я свободен от ответственности за свои чувства. Далее мирская психология предлагает длительный процесс самокопания, психоанализа, изучение и углубление в родовые предрасположенности, которые, как правило, приводят к еще большей самозацикленности.

В отличии от этого христианство точно и недвусмысленно называет раздражительность, гнев и осуждение греховными страстями и через покаяние, исповедь и внимательное отношение к жизни внутреннего человека учит отвергать зараждающиеся греховные ростки, учит различать и разделять голос души от умело подстроенного под него нашептывания лукавого...

alt

Протоиерей Артемий Владимиров пишет: „После лагеря, тюрьмы даже самые простые бытовые впечатления отличаются особой остротой и глубиной. Улыбка на лице или выражение тихой задумчивости, светлой печали воспринимаются как Божие откровение. Но, может быть, все же необязательно проходить воду, огонь и медные трубы? Может быть, есть какие-то иные способы и образы воспитания, чтобы выбраться нам на свет Божий из мрака осуждения и неприязни и стяжать правое и праведное душевное устроение?

Господь любит человека и терпит, принимая его со всеми ограниченностями, немощами, недостатками, закрывает, так сказать, глаза на многие его слабые стороны, потому что не сразу мы можем в себе их осознать, тем паче - исправить, ибо страсти, грехи изживаются постепенно. Многое человек начинает понимать лишь с возрастом. Пока христианин молод (а молодость может продолжаться лет до  пятидесяти), он и благочестивый, и умный, и правый во всем - но... какой-то ограниченный. Он больше думает о том, „как надо", „как правильно", и меньше о том, что у соседа на душе.  Постепенно христианин начинает мудреть (если, конечно, мозги не заизвесткуются), становится более чутким, восприимчивым, особенно по мере умножения скорбей, болезней и немощей, начинает смотреть на других через призму своих покаянных трудов и духовного опыта. Тогда он познает, что природа наша весьма немощна, и не все ей под силу в деле исправления. Потихонечку он будет отрешаться от былой категоричности. „если не так, как у меня, как я привык (что правильно, что неправильно, что благочестиво, а что не очень благочестиво), то я этого не понимаю, и не принимаю, и вообще мне не по пути с этими особями двуногими!" Если к тебе пришла духовная зрелость, то, может быть, ты почувствуешь интерес к жизни личности, к ее судьбе, задумаешься, почему человек так смотрит на жизнь, почему у него такие воззрения, затаенные переживания, задумаешься, как ведет его Господь. Верующий  же он, православный... Молится, кается, причащается - значит, находится под благодатью, а не под грехом. Великая тайна - промышление Божие о человеке...

alt

Праведный старец Иероним Эгинский говорит: „Найди в ближнем хотя бы одну добрую черточку, качество, которых у тебя нет, и по этой положительной черте цени, люби, восхищайся, радуйся и воспринимай его". Протоиерей Артемий Владимиров продолджает: „На остальное не обращай особенного внимания. Один и тот же человек может помнить множество стихотворений и при этом чавкать. Другой выстаивает службы не шелохнувшись, но при этом подолгу сидит в ванной, забыв о домочадцах, имеющих те же потребности... Ведь нужно что-то прощать, а не так: не понравилась тебе в ближнем какая-то черта - и ты наливаешься тайной злобой, как клещ кровью: „Не переношу таких качеств в людях!".

Бывает несуждение и ровность в отношениях с другими людьми от равнодушия и нежелания тратить на них свои время и силы; при, так называемом, „спортивном отношении" к духовным законам или же по причине крайнего высокомерия. Один св. отец был свидетелем того, как невозмутимо спокойно и ровно сносил насмешки и недоброжелательность братии молодой инок. Когда он спросил, как удается ему сохранять глубокий душевный мир, то услышал в ответ от инока - что они для него все одно, что псы, и было бы унизительно обращать на них внимание.

Из этого случая хорошо видно, что мало не осуждать, не гневаться, необходимо иметь милостивое, сердечное расположение к людям.

Умение правильно относиться к другим и светло смотреть на соседа - это большое искусство и признак духовной культуры, а лучше сказать просвещенности, но не внешней, показной, которая именуется начитанностью и начетничеством. Это драгоценное качество, которое называется человеколюбием.

Любить людей может только тот, кто устремлен ко Христу Спасителю не в горячем порыве, свойственном новообращенному, а подлинным устремлением, которое является плодом исполнения заповедей Божиих.

Христианская жизнь не сводится к сумме благочестивых действий и навыков, когда мы говорим: „он человек глубоко церковный" или „он совсем невоцерковленный, не наш. Не разделяет нашего образа жизни", то понимаем, что речь идет о внешних правилах, которые могут привести, а могут и не привести к самой цели - жизни в Боге (человек может остаться пустоцветом). Господь в сердце человека вселяется непостижимо, постепенно, и человек менятся изнутри: по уму, по чувствам, по сердцу, в мыслях, в ощущених. У него меняется способность видеть, слышать, говорить, действовать, он начинает смотреть на людей иначе - очами Спасителя - любящим, терпеливым, глубоким взглядом. Господь сдерживает своей благостью развитие зла, всячески располагает события нашей жизни так, чтобы мы пришли в чувство, опамятовались, Господь привлекает грешника к Себе Своей благостью. Если все это принять во внимание, то как же нужно смотреть на окружающих нас людей? Иначе, нежели мы привыкли, по своей ограниченности и категоричности. Если душа имеет в себе от благодати Божией, то она иначе должна взирать на человека: не по правде, а по милости, не по суду, а по снисхождению. Если Господь своей благостью этого человека ведет к Себе, почему бы и мне не относится к нему бережно, с внутренней деликатностью? Если Господь его милует, как я могу судить и мысленно ему косточки перемывать? Лучше-ка я вверю его милости Божией, со всем, что ему принадлежит, и буду осторожненько с ним обращаться, но не без недоброжелательности, не без теплоты. Во всяком случае, буду себя ловить на недоброжелательных мыслях, неласковых и холодных, осуждающих, и этим мыслям поставлять преграду.

 
Страница 1 из 3 | Следующая страница
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
Распечатать  Комментарии(2) Просмотров: 1268
   
Новости в тему:
 
 

   
 
 
Благодарю Боженьку, что вы разместили эту статью в интернете. Мне не хватало именно этой мудрой поддержки и наставления. Ба благословит Вас Господь!
 
 
 
 
   
 
 
Спасибо, отличная статья.
Пишите больше, всегда жду ваших материалов.
 
 
 
 
 
Добавление комментария
   
 


Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Икона Божией Матери Милостивая
Икона Божией Матери Милостивая

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Ноябрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 



— Автор: ,
В новости: Набор в военно-спортивный клуб "Пересвет"
— Автор: ,
В новости: Осуждение. Раздражительность. Гнев.
— Автор: Анастасия Мельникова,
В новости: Благотворительная акция в Свято-Успенском соборе
— Автор: ,
В новости: Правда об учении Ольги Асауляк.

pravoslavie.ru
XML error in File: http://www.pravoslavie.ru/xml/prav_archiv_rss.xml
XML error: SYSTEM or PUBLIC, the URI is missing at line 1

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...